Наблюдение

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Наблюдение
непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Наблюдение
целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Наблюдение
метод научного исследования, целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

НАБЛЮДЕНИЕ
один из методов педагогического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии педагогических явлений.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

НАБЛЮДЕНИЕ
метод психолого-педагогического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Наблюдение
эмпирический метод целенаправленного восприятия явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Источник: Исследовательская деятельность

Наблюдение
метод научного исследования в педагогике и других науках, суть которого состоит в фиксации проявлений поведения и получении информации о субъективных психических явлениях наблюдаемого, проявляющихся в его поведении.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Наблюдение
метод познания педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии (непосредственном или косвенном, через описание другими лицами) и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

Наблюдение
1) целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; 2) метод научного исследования, заключающийся в избирательном, плановом, систематическом и целенаправленном восприятии природного или социального явления, а также поведения людей, их переживаний, состояний с целью последующего анализа и обобщения.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Наблюдение
восприятие и осмысленное фиксирование наблюдаемого процесса, объекта, имеющее целью выявление инвариантных и варьируемых (индивидуальных) характеристик чаще всего в процессе развития (динамическое и пролонгированное наблюдение), без активного вмешательства в сам процесс. Прово дится изнутри его участником (включенное Н.) или извне, со стороны (невключенное Н.).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

НАБЛЮДЕНИЕ
1) Восприятие того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс. 2) Процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом РФ, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Наблюдение
(1) – наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Условия научного наблюдения: определение задачи; выделение объекта; обязательное фиксирование результатов; обработка полученных данных; (2) – целенаправленное, планомерное восприятие объектов, необходимых учителю для эффективной педагогической деятельности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Наблюдение
наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают внешние проявления чувств, действий, поступков и поведение военнослужащих и воинских коллективов. Анализ материалов, полученных при тщательном, всестороннем наблюдении дает возможность вскрывать мысли и чувства, отношения и мотивы, мнения, установки и другие психические компоненты, недоступные непосредственному восприятию, но позволяющие обнаруживать характерные тенденции в развитии психологии личности и коллектива, намечать основные пути управления ею, формированию необходимых боевых, моральных и психологических качеств.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

НАБЛЮДЕНИЕ
целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений. Позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и их последующей проверки на опыте, обеспечивает теоретическое исследование эмпирической информацией, проверяет адекватность и истинность теории в практике, позволяет изучать объекты в их целостности, в естественном функционировании. Наблюдение должно привести к формулировке гипотез, их уточнению, переходу в теорию, которая объясняет явления. С его помощью проверяются также полученные гипотезы, выводы и конечные результаты всего цикла исследования. Наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, целенаправленностью, опорой на определенную педагогическую концепцию.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

НАБЛЮДЕНИЕ
специально организованное, преднамеренное и целенаправленное восприятие и фиксирование педагогических явлений и процессов, обусловленное задачей исследования, направленное на вскрытие существенных взаимосвязей и отношений в наблюдаемой действительности. Способы наблюдения: — по характеру контакта: непосредственные, опосредованные; — по условиям проведения: полевые, лабораторные; — по характеру взаимодействия с наблюдаемым: включенные, не включенные, открытые, скрытые; — по целям: целенаправленные, поисковые; — по упорядоченности (во времени): сплошные, выборочные; — по упорядоченности (в объеме): узкоспециальные, монографические; — по упорядоченности (в проведении): структурированные, произвольные; — по фиксации результатов: констатирующие, оценивающие, подлинные, инструментальные [3, c. 69; 19, c. 118; 26, c. 181; 61, c. 74; 66, c. 204; 67, c. 227; 80, c. 319; 82, c. 473; 89, c. 112].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

НАБЛЮДЕНИЕ
целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений; позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и последующей их проверки на опыте, обеспечивает теоретическое исследование эмпирической информации, проверяет адекватность и истинность теории в практике, Позволяет изучать объекты в их целостности, в естественном функционировании. Наблюдение должно привести к формулировке гипотез, их уточнению, переходу к теории, которая объясняет явления; наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, целенаправленностью, опорой на определенную педагогическую концепцию. Недостатки наблюдения состоят в том, что исследователю трудно охватить большое количество явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий велика. Многие педагогические явления и процессы недоступны прямому наблюдению, и, кроме того, оно всегда отличается субъективностью. Наблюдение эффективно применять в сочетании с другими методами получения информации (анкетированием, интервью).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

НАБЛЮДЕНИЕ
1. Один из основных эмпирических методов исследования в методике преподавания иностранных языков. Н. состоит в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Н. включает элементы теоретического мышления (замысел, систему методических приемов, осмысливание и контроль результатов) и количественные методы анализа. Точность Н. зависит от состояния знаний в исследуемой области, поставленной задачи, уровня опыта и квалификации наблюдателя. Н. всегда характеризуется некоторой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для интерпретации фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., самоконтроль позволяют обеспечить объективность Н. 2. Основной метод познания в деятельности учащихся (см. метод обучения в первом значении). Н. является составным компонентом ознакомления, которое включает чувственное восприятие, осмысливание, проговаривание. В практике обучения иностранным языкам Н. базируется на интенсивной работе над многочисленными примерами, что постепенно подводит к овладению языковыми правилами и речевыми действиями, а также к усвоению элементов теории изучаемого языка.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Наблюдение
основной метод познания человеком действительности, суть которого состоит в преднамеренно организованном восприятии органами чувств предметов и явлений окружающего мира. При этом наблюдающий не вмешивается в естественных ход событий и воспринимает объект как бы со стороны. Наблюдение используется в обыденной жизни в целях познания, в науке – как метод исследования. Различают следующие виды наблюдений: прямое и косвенное, т.е. опосредованное и скрытое; сплошное и выборное; простое (обычное) и включенное, т.е. соучаствующее в событиях. К видам наблюдений также относят прямой анализ взаимодействия чего бы то ни было и оценивание воспринимаемых явлений. Наблюдать – это примечать, выделять, замечать какие-то стороны, признаки «поведения» объекта. Наблюдение характеризуется систематичностью, контролируемостью, планируемостью. В научном наблюдении для фиксации замеченных признаков используются дневники, хронокарты, хронометражи и т.д. Этот метод познания действительности – самый распространенный. Он прост, доступен каждому, но он же и субъективен, зависим от наблюдающего, с его помощью нельзя вскрыть внутренние причины поведения объекта. Он может принести вред и наблюдающему, способному отождествлять себя с объектом своего познания: сопереживать, уподобляться, проявлять страсти и т.д. Особым видом наблюдения является самонаблюдение.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Наблюдение
как метод исследования в военной педагогике – целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников военно-педагогического процесса либо его явлений. Включает цели, задачи, продолжительность наблюдения, выбор объекта, предмета и ситуации, установление способа наблюдения, выбор способов регистрации наблюдаемого, обработку и интерпретацию полученной информации. Разновидности метода наблюдения : по степени формализованности – контролируемое и неконтролируемое; по степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации – включенное и невключенное; по условиям организации – открытое и скрытое; по месту проведения – естественное и лабораторное; по регулярности проведения – систематическое и случайное. Наблюдение контролируемое заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Наблюдение неконтролируемое применяется в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты. Наблюдение открытое предполагает оповещение военнослужащих о том, что за ними ведется наблюдение. При скрытом наблюдении они не знают, что выступают объектом изучения. Наблюдение включенное предполагает непосредственное участие наблюдателя, исследователя в происходящих событиях. Невключенное наблюдение осуществляется со стороны. Наблюдатель – не участник происходящих событий. Оно может быть и скрытым, и открытым. Наблюдение естественное наблюдение, осуществляемое в естественных условиях жизнедеятельности. Наблюдение лабораторное характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом (наблюдателем). Наблюдение систематическое проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя. Случайное наблюдение обычно не планируется. В повседневных условиях службы, боевой учебы часто возникают педагогически значимые и информативные ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Такие ситуации требуют от военного педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в случайности их возникновения.

Источник: Военная педагогика

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
569.28 кб

Наблюдение как гносеолого-педагогический метод музыкальной педагогики сотрудничества

Знаменская И. А.
Читать PDF
376.82 кб

Понимающее наблюдение в педагогической работе с детьми дошкольного возраста (на материале опыта ФРГ)

Яценко Инна Александровна
В статье предложена систематизация различных видов наблюдательных практик, используемых в работе с детьми дошкольного возраста; на примере одной из наиболее репрезентативных наблюдательных практик, развившихся в педагогике ФРГ, пр
Читать PDF
555.04 кб

Влияние «обучения через наблюдение» на отношение учителей к методикам социально активного преподаван

Кужабекова Алия, Жапарова Райна
В последней версии Национальной программы развития образования в Казахстане особое внимание уделено преподаванию по модели активного обучения как педагогическому подходу более осмысленному, по сравнению с традиционными методами, и
Читать PDF
365.93 кб

Наблюдение за творческим поведением детей дошкольного возраста: участие, включенность и настойчивост

Робсон Сью, Ро Виктория
В данной статье изучается творческое мышление детей младшего дошкольного возраста на основе анализа результатов ежедневных наблюдений за их поведением.
Читать PDF
232.67 кб

Наблюдение и обучающее исследование как способы создания образа-представления

Шимко Зоя Игнатьевна, Подберезный Владимир Васильевич
Целью статьи является изучение двух способов формирования образов-представлений, в частности, наблюдение и исследование, включая опытно-экспериментальные когнитивные действия.
Читать PDF
2.37 мб

Наблюдение как метод исследования концентрации внимания детей старшего дошкольного возраста

Худайгулова Галия Раисовна
В статье автор рассматривает наблюдение как метод исследования концентрации внимания детей старшего дошкольного возраста.
Читать PDF
102.72 кб

Некоторые наблюдения над динамикой речевого портрета шестиклассника

Черняк Валентина Данииловна
Читать PDF
1.05 мб

Наблюдения искусственных спутников Земли в Благовещенске

Юрков В. В.
Читать PDF
199.26 кб

Обучение за рубежом: опыт «Включенного наблюдения»

Пястолов C.
Читать PDF
221.18 кб

Обучение наблюдением: cтуденты в исследовательском процессе

Кордонский Симон Гдальевич, Плюснин Юрий Михайлович, Моргунова Оксана Михайловна
Представлено обоснование новой образовательной технологии в области государственного и муниципального управле ния, основанной на методологии непосредственного наблюдения и описания местных управленческих практик студентами, систе
Читать PDF
829.53 кб

Родное слово в наших духовно-учебных заведениях: наблюдения и заметки

А. И. Пономарев
Читать PDF
228.65 кб

Подготовка бакалавров начального образования к организации наблюдений в природе с младшими школьника

Ганиева Гульчачак Рафисовна
Статья посвящается опыту внедрения компетентностно-деятельностного подхода в процесс подготовки будущих учителей начальной школы к организации наблюдений в природе с детьми.
Читать PDF
186.95 кб

Особенности наблюдений младших школьников над употреблением фразеологизмов в художественном тексте (

Лагузова Евгения Николаевна, Мартынова Елена Николаевна
В статье подчеркивается важность фразеологии как раздела языкознания с точки зрения культурологического и коммуникативного подходов к изучению родного языка в начальной школе.
Читать PDF
762.68 кб

Метод научного наблюдения в профессиональной деятельности педагога-дефектолога

Шаповалова Ольга Евгеньевна
Статья обобщает опыт экспериментальной апробации метода научного наблюдения в процессе подготовки квалифицированных педагогов-дефектологов и обосновывает роль данного метода в их профессиональной деятельности.
Читать PDF
184.48 кб

Педагогические наблюдения за учебной деятельностью иностранных студентов и рекомендации по их адапта

Мифтахова Н. Ш., Газизов М. Б.
Представлены результаты исследования адаптации иностранных студентов к учебной деятельности при изучении химических дисциплин на факультете химии и нефтехимии КНИТУ.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • НАБЛЮДЕНИЕ в дидактике

    целенаправленное восприятие; одно из средств обучения. Цель Н. - накопление знания фактов, образование первоначальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Н. предусматривает уме
  • Естественное наблюдение

    тип исследования, обладающий двумя характеристиками: 1) наблюдатель не пытается манипулировать каким-либо аспектом ситуации, а просто наблюдает и регистрирует события; 2) наблюдение происходит не
  • НАБЛЮДЕНИЕ в педагогике и психологии

    один из методов психолого-пед. исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. Система Н. состоит в об
  • Включенное наблюдение

    метод изучения учащихся учителем, работающим с ними и одновременно параллельно изучающим их особенности. Это метод «участвующего наблюдения». Учитель – наблюдатель при этом активен: он меняет ус
  • Педагогическое наблюдение

    метод научнопедагогического исследования, представляющий собой фиксацию и сбор фактов, непосредственного проявления детей в системе общественных отношений, их поведения и деятельности. Наблюде
  • МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

    визуальное восприятие педагогической действительности и фиксация его результатов на специальных бланках.
  • ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ

    в процессе исследования) должен дать ответы на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать, с помощью чего наблюдать, что можно ожидать в результате проведенных на
  • ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ

    документ, раскрывающий цель, предмет и содержание наблюдения [9, c. 18].
  • САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ

    метод производственного обучения учащихся, труд которых связан с обслуживанием сложного оборудования. Сущность метода в том, что, руководя самостоятельными наблюдениями учащихся, мастер помогае
  • ДНЕВНИК наблюдения за погодой дневник наблюдения за природой

    См.: Природоведение. О Шадринске в 1984–1986 гг.: «С первого по третий класс у нас было природоведение… …Был по природоведению дневник наблюдения за погодой. Это была самая отвратительная вещь на всем
  • Наблюдения аудита

    (Audit findings) результат оценки свидетельства аудита в соответствии с критериями аудита.
  • Виды (типы) наблюдения

    метод исследования, в психологии и гуманитарных науках (этнографии, социологии, педагогике и др.) используются 4 вида (неэкспериментального) экстероспективного наблюдения, которые выделяют и дифф
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ СТАТИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

    осуществляются в следующих направлениях: 1) деятельность дошкольных учебных заведений – Г. с. н. по форме № 85-к «Звіт дошкільного навчального закладу»; 2) охват детей школьного возраста (6–18 лет) обя