Наблюдение
непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Наблюдение
целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Наблюдение
метод научного исследования, целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
НАБЛЮДЕНИЕ
один из методов педагогического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии педагогических явлений.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
НАБЛЮДЕНИЕ
метод психолого-педагогического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Наблюдение
эмпирический метод целенаправленного восприятия явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Источник: Исследовательская деятельность
Наблюдение
метод научного исследования в педагогике и других науках, суть которого состоит в фиксации проявлений поведения и получении информации о субъективных психических явлениях наблюдаемого, проявляющихся в его поведении.
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Наблюдение
метод познания педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии (непосредственном или косвенном, через описание другими лицами) и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
Наблюдение
1) целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; 2) метод научного исследования, заключающийся в избирательном, плановом, систематическом и целенаправленном восприятии природного или социального явления, а также поведения людей, их переживаний, состояний с целью последующего анализа и обобщения.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Наблюдение
восприятие и осмысленное фиксирование наблюдаемого процесса, объекта, имеющее целью выявление инвариантных и варьируемых (индивидуальных) характеристик чаще всего в процессе развития (динамическое и пролонгированное наблюдение), без активного вмешательства в сам процесс. Прово дится изнутри его участником (включенное Н.) или извне, со стороны (невключенное Н.).
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
НАБЛЮДЕНИЕ
1) Восприятие того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс. 2) Процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом РФ, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Наблюдение
(1) – наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Условия научного наблюдения: определение задачи; выделение объекта; обязательное фиксирование результатов; обработка полученных данных; (2) – целенаправленное, планомерное восприятие объектов, необходимых учителю для эффективной педагогической деятельности.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Наблюдение
наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают внешние проявления чувств, действий, поступков и поведение военнослужащих и воинских коллективов. Анализ материалов, полученных при тщательном, всестороннем наблюдении дает возможность вскрывать мысли и чувства, отношения и мотивы, мнения, установки и другие психические компоненты, недоступные непосредственному восприятию, но позволяющие обнаруживать характерные тенденции в развитии психологии личности и коллектива, намечать основные пути управления ею, формированию необходимых боевых, моральных и психологических качеств.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
НАБЛЮДЕНИЕ
целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений. Позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и их последующей проверки на опыте, обеспечивает теоретическое исследование эмпирической информацией, проверяет адекватность и истинность теории в практике, позволяет изучать объекты в их целостности, в естественном функционировании. Наблюдение должно привести к формулировке гипотез, их уточнению, переходу в теорию, которая объясняет явления. С его помощью проверяются также полученные гипотезы, выводы и конечные результаты всего цикла исследования. Наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, целенаправленностью, опорой на определенную педагогическую концепцию.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
НАБЛЮДЕНИЕ
специально организованное, преднамеренное и целенаправленное восприятие и фиксирование педагогических явлений и процессов, обусловленное задачей исследования, направленное на вскрытие существенных взаимосвязей и отношений в наблюдаемой действительности. Способы наблюдения: — по характеру контакта: непосредственные, опосредованные; — по условиям проведения: полевые, лабораторные; — по характеру взаимодействия с наблюдаемым: включенные, не включенные, открытые, скрытые; — по целям: целенаправленные, поисковые; — по упорядоченности (во времени): сплошные, выборочные; — по упорядоченности (в объеме): узкоспециальные, монографические; — по упорядоченности (в проведении): структурированные, произвольные; — по фиксации результатов: констатирующие, оценивающие, подлинные, инструментальные [3, c. 69; 19, c. 118; 26, c. 181; 61, c. 74; 66, c. 204; 67, c. 227; 80, c. 319; 82, c. 473; 89, c. 112].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
НАБЛЮДЕНИЕ
целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений; позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и последующей их проверки на опыте, обеспечивает теоретическое исследование эмпирической информации, проверяет адекватность и истинность теории в практике, Позволяет изучать объекты в их целостности, в естественном функционировании. Наблюдение должно привести к формулировке гипотез, их уточнению, переходу к теории, которая объясняет явления; наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, целенаправленностью, опорой на определенную педагогическую концепцию. Недостатки наблюдения состоят в том, что исследователю трудно охватить большое количество явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий велика. Многие педагогические явления и процессы недоступны прямому наблюдению, и, кроме того, оно всегда отличается субъективностью. Наблюдение эффективно применять в сочетании с другими методами получения информации (анкетированием, интервью).
Источник: Профессиональное образование. Словарь
НАБЛЮДЕНИЕ
1. Один из основных эмпирических методов исследования в методике преподавания иностранных языков. Н. состоит в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Н. включает элементы теоретического мышления (замысел, систему методических приемов, осмысливание и контроль результатов) и количественные методы анализа. Точность Н. зависит от состояния знаний в исследуемой области, поставленной задачи, уровня опыта и квалификации наблюдателя. Н. всегда характеризуется некоторой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для интерпретации фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., самоконтроль позволяют обеспечить объективность Н. 2. Основной метод познания в деятельности учащихся (см. метод обучения в первом значении). Н. является составным компонентом ознакомления, которое включает чувственное восприятие, осмысливание, проговаривание. В практике обучения иностранным языкам Н. базируется на интенсивной работе над многочисленными примерами, что постепенно подводит к овладению языковыми правилами и речевыми действиями, а также к усвоению элементов теории изучаемого языка.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Наблюдение
основной метод познания человеком действительности, суть которого состоит в преднамеренно организованном восприятии органами чувств предметов и явлений окружающего мира. При этом наблюдающий не вмешивается в естественных ход событий и воспринимает объект как бы со стороны. Наблюдение используется в обыденной жизни в целях познания, в науке – как метод исследования. Различают следующие виды наблюдений: прямое и косвенное, т.е. опосредованное и скрытое; сплошное и выборное; простое (обычное) и включенное, т.е. соучаствующее в событиях. К видам наблюдений также относят прямой анализ взаимодействия чего бы то ни было и оценивание воспринимаемых явлений. Наблюдать – это примечать, выделять, замечать какие-то стороны, признаки «поведения» объекта. Наблюдение характеризуется систематичностью, контролируемостью, планируемостью. В научном наблюдении для фиксации замеченных признаков используются дневники, хронокарты, хронометражи и т.д. Этот метод познания действительности – самый распространенный. Он прост, доступен каждому, но он же и субъективен, зависим от наблюдающего, с его помощью нельзя вскрыть внутренние причины поведения объекта. Он может принести вред и наблюдающему, способному отождествлять себя с объектом своего познания: сопереживать, уподобляться, проявлять страсти и т.д. Особым видом наблюдения является самонаблюдение.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Наблюдение
как метод исследования в военной педагогике – целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников военно-педагогического процесса либо его явлений. Включает цели, задачи, продолжительность наблюдения, выбор объекта, предмета и ситуации, установление способа наблюдения, выбор способов регистрации наблюдаемого, обработку и интерпретацию полученной информации. Разновидности метода наблюдения : по степени формализованности – контролируемое и неконтролируемое; по степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации – включенное и невключенное; по условиям организации – открытое и скрытое; по месту проведения – естественное и лабораторное; по регулярности проведения – систематическое и случайное. Наблюдение контролируемое заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Наблюдение неконтролируемое применяется в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты. Наблюдение открытое предполагает оповещение военнослужащих о том, что за ними ведется наблюдение. При скрытом наблюдении они не знают, что выступают объектом изучения. Наблюдение включенное предполагает непосредственное участие наблюдателя, исследователя в происходящих событиях. Невключенное наблюдение осуществляется со стороны. Наблюдатель – не участник происходящих событий. Оно может быть и скрытым, и открытым. Наблюдение естественное наблюдение, осуществляемое в естественных условиях жизнедеятельности. Наблюдение лабораторное характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом (наблюдателем). Наблюдение систематическое проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя. Случайное наблюдение обычно не планируется. В повседневных условиях службы, боевой учебы часто возникают педагогически значимые и информативные ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Такие ситуации требуют от военного педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в случайности их возникновения.
Источник: Военная педагогика