метод исследования, в психологии и гуманитарных науках (этнографии, социологии, педагогике и др.) используются 4 вида (неэкспериментального) экстероспективного наблюдения, которые выделяют и дифференцируют с точки зрения взаимоотношений наблюдаемых людей и наблюдателя. Внешнее наблюдение (наблюдение со стороны) – наблюдатель фиксирует активность изучаемой группы со стороны, не принимая участия в этой активности. Такое наблюдение может быть:
1)явным (в этом случае оно часто называется «обычным») или
2) скрытым (например, с помощью полупрозрачного зеркала).
Включенное наблюдение (участвующее наблюдение) – наблюдатель принимает участие в активности группы, становясь ее членом. В данной классификации подразумевается, что исследователь минимально воздействует или вообще не воздействует на изучаемую реальность. При этом его роль исследователя-наблюдателя также может быть 3) явной, известной или 4) скрытой, неизвестной членам наблюдаемой группы.
Однако нередко исследователя не удовлетворяет пассивная позиция: тогда он сам создает ситуации, поведение людей в которых представляет для него интерес. По возможности подобные искусственные ситуации маскируются под реальность. Этот метод еще называют экспериментальным наблюдением.