МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ
направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей средств массовой коммуникации (пресса, ТВ, радио, видео) в сочетании с компьютерной грамотностью.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Медиаобразование
процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
Источник: Словарь по технологиям обучения
Медиаобразование
media education) – направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993).
Источник: Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности
Медиаобразование
media education) – изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов). Как медиаобразование (media education), так и изучение медиа (media studies) направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy) (International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 14, 2001).
Источник: Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ
(англ. media education; от лат. media – средства). Направление в педагогике, выступающее за изучение учащимися массовой коммуникации. Основные задачи М.: подготовить учащихся к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладеть способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. В 90-е гг. сложились два основных направления в организации М.: интегрированный (изучение массовой коммуникации в курсе традиционных предметов) и специальный (введение предметов, знакомящих с современными технологиями обучения и основами аудиовизуальной культуры). Значительную роль в развитии М. сыграли международные организации: ЮНЕСКО, Международная ассоциация визуальной грамотности (США), Совет культурной кооперации при Европейском Совете (Франция), а в России – Педагогическое общество России.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Медиаобразование
рассматривается в современном мире как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помо-гает человеку активно использовать возможности информационного поля — телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета. Концепция М., начиная с конца X X в., активно поддерживается и продвигается ЮНЕСКО, поскольку М. является частью основных прав каждого гражданина на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. М. рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и непрерывного образования.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Медиаобразование
media education) - процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета. Содержание медиаобразования: основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, язык медиа, история медиакультуры и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные движения в медиасфере, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания на медиаматериале» (А.В. Федоров, 2001).
Источник: Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности
Медиаобразование
media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. … Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и образования в течение всей жизни (UNESCO, 1999).
Источник: Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ
направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации. Основные задачи М.: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Концепция М. начала формироваться в конце 1960-х годов, когда возникли две относительно независимые линии – т. наз. критическая грамотность и визуальная грамотность. Первая из них выдвинула основной целью «формирование критического мышления» человека по отношению к средствам массовой коммуникации и получила большое распространение в Европе (Великобритания, Франция и др.). Вторая линия рассматривала в качестве главной задачи развитие невербальных навыков коммуникации (восприятия, понимания, использования и создания визуальной и аудиовизуальной информации) и преобладала в Канаде и США. Идеология М. складывалась под влиянием работ Р. Барта, М. Мак-Люэна, А. Моля, С. Френе и др. В 1990-е гг. сложились два основных подхода в организации М. – интегрированный (изучение массовой коммуникации в курсе традиционных предметов) и специальный (введение нового предмета); начался процесс объединения М. и компьютерных дисциплин (Головаха Є. І. Суспільство, що трансформується. — К.: Інститут соціології НАН України, 1997; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ-Высшая школа экономики, 2000; удін В. О. Освіта в інформаційному суспільстві. — К.: Республіка, 1998; Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ
англ. Media education, от лат. media - средства) — направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации. Осн. задачи М.: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. М. ведет историю с педагогического движения за приобщение школьников к лучшему пониманию киноискусства, распространенного в 40-50-е гг. во многих странах. Концепция М. начала формироваться в конце 60-х гг., когда возникли две относительно независимые линии - т.н. критическая грамотность и визуальная грамотность. Первая из них выдвинула осн. целью "формирование критического мышления" человека по отношению к средствам массовой коммуникации и получила большее распространение в Европе (Вели- кобритания, Франция и др.). Вторая линия рассматривала в качестве главной задачи развитие невербальных навыков коммуникации (восприятия, понимания, использования и создания визуальной и аудиовизуальной информации) и преобладала в Канаде и США. В ряде работ М. отождествляется только с критической линией. Идеология М. складывалась под влиянием работ Р. Барта, М. Мак-Люэна, А. Моля, С. Френе и др. Идея международного движения М. возникла в секторе информации ЮНЕСКО. В 1973 Международный совет по кино и телевидению предложил ввести в высшей и средней школе учебный курс по теории средств массовой коммуникации. Совет впервые определил М. как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. Такое обучение следует отличать от использования средств массовой коммуникации как вспомогательных элементов в преподавании различных дисциплин. М. осуществляется в разнообразных формах, которые можно разделить на школьные и внешкольные. Например, во Франции широко используются обе формы, включая широкомасштабный межведомственный эксперимент "Активные юные зрители", представляющий собой уникальный вариант взаимодействия системы образования с телевидением. Ряд французских спе- циалистов считает, что именно школа должна взять на себя ответственность за организацию М., т.к. только она сможет гарантировать полный охват учащихся М. В 90-е гг. сложились два осн. подхода к организации М. - интегрированный (изучение массовой коммуникации в курсе традиционных предметов) и специальный (введение нового предмета). В мировой практике интегрированный подход реализуется прежде всего в программах родного языка, литературы, обществознания и др. С 80-х гг. в Австралии, Великобритании, Канаде, Франции и других странах введен учебный предмет с разными названиями и структурой, но примерно одинаковым содержанием (понятие о коммуникации, понятие о знаковых системах и способах представления информации; массовая коммуникация и ее закономерности; средства массовой коммуникации и их особенности и др.). В середине 80-х гг. была высказана идея о необходимости сочетания "медиаграмотности" с компьютерной грамотностью (см.Компьютеризация обучения), т.к. компьютер можно рассматривать как коммуникационное сред- ство. С этого времени начался процесс объединения медиаобразовательных и компьютерных дисциплин. В ряде стран ведутся эксперименты по обучению "медиаграмотности" в начальной школе и даже дошкольных учреждениях. В отечественных публикациях термин "М." до 1987 не употреблялся. Хотя еще в 20-е гг. прослеживаются две осн. линии, заложившие основы М.: кинообразование (И.В. Вайсфельд, Ю.Н. Усов и др.) и детское и юношеское журналистское творчество. С середины 60-х гг. специалистами ведутся эксперименты по введению в учебный курс учебного предмета "Основы киноискусства", а с середины 80-х гг. - "Основы аудиовизуальной культуры". Наиболее массовыми формами М. стали радио-, теле- и видеостудии при учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования детей; лектории при кинотеатрах, клубы любителей кино, видео, юных журналистов и др. К началу 90-х гг. идеи М. реализуют- ся более чем в 40 странах. Значительную роль в развитии М. сыграли международные организации: ЮНЕСКО, Международная ассоциация визуальной грамотности (США), Центр связи между образованием и массовой коммуникацией и Совет культурной кооперации при Европейском совете (Франция) и др. В Рос. Федерации проблемами М. занимается Ассоциация деятелей кинообразования (1988), а также секция массовой коммуникации (1974) Педагогического общества России. — процесс образования при помощи и на основе средств массовой коммуникации (медиа) и развития творческих, коммуникативных способностей личности, критического мышления, умений интерпретации, анализа, оценки и самостоятельного создания медиатекста. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. ) — процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации. (Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. ) — обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география. (Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. - Таганрог, 2004. ) См. также Информатизация образования,Компьютеризация обучения, Мультимедиа
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ
(англ. media education, от лат. media – средства) – направление в педагогике, выступающее за изучение учащимися закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, видео и т.д.).
В 70-е гг. в материалах ЮНЕСКО впервые было раскрыто понятие «М.». Оно формулировалось следующим образом: «Под М. следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации (СМК), рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как например, математика, физика, география».
С тех пор цели М. претерпели существенное развитие и ориентированы на приобретение учащимися знаний о коммуникациях и средствах массовой информации, которым не придается профессиональная направленность. М. выступает как компонент общекультурной подготовки учащихся в соответствии с социальным заказом современной цивилизации.
М. призвано развивать критическое мышление, учить восприятию аудиo- и видеоинформации и обнаружению скрытого смысла сообщений СМИ. М. направлено на то, чтобы подготовить подрастающее поколение к жизни в новых информационных условиях, научить полноценно воспринимать различную информацию, понимать ее, осознавать ее возможные социальные последствия. Особое значение в М. придается практическому освоению новых технических средств, креативному и деятельностному подходам к обучению (концепция «визуальной грамотности»), а также формированию критического мышления (концепция «информационной защиты»).
В целом, по материалам современных исследований можно выделить следующие базовые цели М.:
развитие коммуникационных способностей учащихся; формирование критического мышления обучаемых;
обучение восприятию информации с экрана, перекодированию визуального образа в вербальную знаковую систему;
оценка качества информации;
повышение общекультурного уровня учащихся;
выработка умений избирательности при «потреблении» информации масс-медиа.
Однако сегодня этих целей больше. М. можно подразделять на спациальное или профессиональное М. Центральными целями становятся:
освоение технической стороны создания медиа-сообщения, если курс рассчитан на технический персонал медиа-центров, телевидения, радиостанций;
изучение и освоение художественных возможностей средств медиа и психологии восприятия медиа-сообщений, если курс предназначен архитекторам, дизайнерам, художникам, специалистам в области рекламы, искусства, психологии;
формирование критического, аналитического подхода к медиаинформации, технологии ее доказательной оценки, если курс рассчитан на теле- или радиожурналистов, комментаторов.Общее М. Такого рода обучение ориентировано на развитие общекультурных интеллектуальных способностей учащихся. Общение с телекоммуникациями позволяет развить их коммуникационные способности, аналитический разбор телевизионной информации – сформировать критическое мышление и научить грамотно оценивать качество и достоверность информации.
Возникновение глобальной интерактивной системы коммуникации, широкое проникновение в жизнь многих слоев общества электронных средств массовой информации обостряет проблему М., направленного на развитие критического мышления. Имеется в виду анализ сообщения в широком смысле, ориентированный на понимание скрытой составляющей этого сообщения и приводящий к трем результатам: интерпретации скрытого, оценке скрытого и принятию личностной позиции по отношению к скрытому. Одновременно развиваются и коммуникационные способности школьников, их умения воспринимать информацию с экрана, перекодировать визуальный образ в вербальную знаковую систему, оценивать качество информации, осуществлять избирательность при «потреблении» информации масс-медиа. При этом особую значимость приобретают понятия кода, знака, символа.
Внедрение в образовательные процессы М. позволит в какой-то мере «выровнять» социально различные группы общества в области общекультурной и специальной подготовки детей к жизни в информатизированном жизненном пространстве.
Проблемы целей М. тесно увязаны с проблемами компьютеризации. Появление моделирующих программ привело к возникновению так называемых управляемых миров, микромиров, свободных сред, в которых компьютер имитирует некоторую часть реального или воображаемого мира, обеспечивая возможность «играть» с ним, воздействовать на него и наблюдать, что при этом происходит. Имитационные программы создают богатые возможности для накопления индивидуального профессионального опыта обучаемых.
Однако при постоянном общении с экраном учащийся перестает адекватно ощущать реальную действительность. Жизнь предстает не такой, какая она есть, а такой, какую создают средства коммуникации. Избежать этого позволяет реализация целей М. Критерием, определяющим уровень достижений в области М. каждого индивида, может быть избран признак массовости использования в получаемой им информации тех или иных приемов ее переработки. Это весьма важно в сфере естественнонаучной информации.
Массовая коммуникация (МК) – опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения информации и обмена ею между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом). На доступном учащимся уровне следует раскрыть, что с точки зрения материальной природы специфика этого процесса обусловлена особенностями техники, позволяющей материализовать, тиражировать в виде идентичных копий, хранить и постоянно доставлять информацию (в том числе и в режиме реального времени) массовой аудитории. Специфика аудитории –анонимность, рассредоточенность. Сама коммуникация «рассеяна» в пространстве с ослабленной и преимущественно запаздывающей обратной связью. Важно, чтобы учащиеся понимали, что функции массовой коммуникации состоят во влиянии на аудиторию посредством ее целенаправленного информирования для осуществления задач социальной системы (информация об окружающем мире, удовлетворение потребностей аудитории для индивидуального развития и самореализации). Не менее важно показать использование различных каналов передачи и восприятия информации, рассмотреть уровни коммуникативного процесса как технического процесса связи.
В информационном контуре, олицетворяющем собой реальную жизнь человека, выделяют три формы существования информации: внутриличностную, межличностную и внеличностную. Внутриличностная форма представлена психикой человека. Межличностная
– связана с внешней коммуникацией, которая предполагает преобразование субъективного в интерсубъективное и наоборот. Коммуникация означает преобразование формы существования информации, т.е. кодовое преобразование: внутренний сигнал превращается во внешний, а для реципиента внешний сигнал превращается во внутренний. К внеличностной форме существования информации относятся не используемые в данный период продукты производственной деятельности, знаковые системы, произведения живописи и другие культурные ценности. Здесь имеет место особая форма существования информации «социальная память».Кроме всего перечисленного выше, в содержание М. должны быть включены сведения об информологии – науке о процессах и законах передачи, распределения, обработки и преобразования информации.
Таким образом, содержание М. вклинивается в контекст содержания различных учебных дисциплин на основе тематических, инструментальных, историко-логических, фактологических и других взаимосвязей.
Лит.: Петрова Н.П. Новые технологии образования // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 1; Зазнобина Л.С. Медиаобразование в Российской школе // Magister. 1995. № 1; Долдунова Н. Медиакультура – новая школьная дисциплина // Мир образования. 1996. № 5.
О.Б. Ховов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.