Лекция
метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ЛЕКЦИЯ
систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Лекция
основная форма организации учебного процесса в высшем учебном заведении; логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение научного вопроса.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
ЛЕКЦИЯ
устное изложение материала по определенной тематике. Ведущий метод сообщения новых знаний в вузе и один из методов преподавания в старших классах общеобразовательной школы.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Лекция
(Lecture) форма учебного занятия, цель которого состоит в логически-выверенном, последовательном изложении лектором теоретических вопросов конкретной дисциплины (модуля). Лекционный материал, как правило, закрепляется на семинарах.
Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.
ЛЕКЦИЯ
(от лат. lectio–чтение) –систематическое устное изложение материала. Как метод обучения основана на косвенной или непосредственной передаче информации преподавателем студенческой аудитории. Дидактическая цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
ЛЕКЦИЯ
1) цельнооформленное речевое произведение публичной адресованности на научную тему, выполняющее информативную функцию; 2) форма организации урока, в которой укрупненная дидактическая единица передается в экстраактивном информационном режиме для достижения глобальных целей воспитания и локальных целей развития (В.В.Гузеев).
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Лекция
систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера. Традиционная для высшей школы, где на её основе формируются учебные курсы. В средней общеобразовательной и средней профессиональной школе лекции обычно дополняет специфические для них формы и методы обучения.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Лекция
(от лат. lectio – чтение) – словесный метод обучения, сущность которого в монологическом, систематическом и последовательном изложении учителем (лектором, преподавателем) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм (и методов) обучения традиционна для высшего профессионального образования.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ЛЕКЦИЯ
Вид монологической речи, жанр сообщения, используемый в учебно-познавательной, учебно-научной сферах общения. В тестировании для проверки аудитивных навыков и умений используется аудио-текст, проверяющий умение выделять основную информацию, понимать содержание отдельных фрагментов, логику авторского рассуждения, его (автора) выводы и отношение к обозначенной проблеме.
Источник: Словарь терминов и понятий тестологии
Лекция
систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (учителем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Выделяют следующие виды Л.: вводные, установочные, текущие, обзорные, заключительные. Одно из главных требований к Л. — целостность и систематичность изложения, а структура ее зависит от особенностей учебного материала и Дидактических целей.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
Лекция
разновидность устного изложения учебного материала, вид занятий, составляющий основу теоретического обучения. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
Источник: Военная педагогика
Лекция
основной, ведущий вид учебной работы (один из видов метода устного изложения учебного материала в военной дидактике). Заключается в логически стройном изложении рассматриваемой проблемы, способствует развитию творческого мышления обучающихся, их воспитанию. Лекция должна носить проблемный, концептуальный и методологический характер, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности военнослужащих как во время занятий, так и в процессе самостоятельной работы.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ЛЕКЦИЯ (от лат. lectio - чтение)
систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются учебные курсы. В средней общеобразовательной и средней профессиональной школе Л. обычно дополняет специфические для них формы и методы обучения. Широко применяется в современных гимназиях, лицеях, колледжах и др. Виды Л.: вводная, обзорная, проблемная, Л.-информация, Л.-конференция, Л.-консультация и др.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ЛЕКЦИЯ
метод словесного изложения учебного материала; предполагает целостное раскрытие темы (раздела, курса в целом), анализ конкретных фактов и явлений в их взаимосвязи, обобщении, ясность аргументации и научную доказательность выводов. Технология лекционного метода предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, ответы на вопросы, резюме и краткий анализ литературы.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
ЛЕКЦИЯ
(от лат. lectio – чтение). Вид монологической речи, устное изложение темы учебного предмета или проблемы. Л. является одной из основных форм распространения знаний. Восприятие Л. слушателями, особенно недостаточно владеющими иностранным языком, зависит от способности лектора сосредоточить и удержать их внимание. Поэтому наиболее важный материал в Л. должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации. Будучи речью монологической, Л., обращенная к студентам-иностранцам, должна иметь форму разговорного монолога (или монолога в диалоге), что предполагает вовлечение слушателей в общение, широкое использование средств воздействия на аудиторию (например, вопросов к слушателям), а также использование средств наглядности. Ср. рассказ, доклад, речь, выступление.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ЛЕКЦИЯ
(лат. lectio – чтение) – 1) учебное занятие в высшем учебном заведении; 2) устное изложение предмета преподавателем; 3) публичное выступление в форме доклада. Л. представляет собой систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной темы. Наряду с самостоятельной работой студентов является ведущей формой и методом учебно-воспитательного процесса. Л. закладывает основы научных знаний, подводит теоретическую базу под изучаемую науку, знакомит студентов с методологией исследования, служит отправным пунктом и указывает направление работы студента по всем остальным методам учебных занятий (Глоссарий иностранных слов, употребляемых в современном образовании / ХГИ «НУА»; под общ. ред. В. И. Астаховой, А. Л. Сидоренко. – Х., 2000. – С. 77–78). О. С. Овакимян
Источник: Глоссарий современного образования.
Лекция
(от лат. lectio — чтение) — систематическое изложение определенного круга предметных или межпредметных знаний, ознакомление с наукой, ее историей, принципиальными выводами, введение в лабораторию научных проблем и научной мысли. В свете активного внедрения новых информационных технологий информационная роль Л. перестает быть превалирующей, зато усиливается ее мотивационная, оценочная, развивающая, методологически-установочная, воспитывающая функции. Неоднократно ставился вопрос о замене Л. современными информационными системами и техническими средствами. Однако нужно помнить, что Л. форма живого непосредственного контакта, взаимодействия лектора с аудиторией и ей нет адекватной замены, хотя время такого общения может быть сокращено, а его характер должен приобретать черты диалога, дискуссии, открытого мышления и творчества.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ЛЕКЦИЯ
от лат. lectio—чтение) — систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера; представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Технология лекционного метода предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, ответы на вопросы, резюме и краткий анализ литературы. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана. В средней общеобразовательной и средней профессиональной школе лекции обычно дополняют специфические для них и чаще применяемые формы и методы обучения: уроки, факультативы и др. занятия.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Лекция
монологический способ изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися. Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложение фактов, объективных связей, опосредований между явлениями и краткий вспомогательный диалог, обеспечивающий диагностику, получение преподавателем обратной информации о качестве восприятия – усвоения материала слушателями. Лекция – органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. Технология лекционного метода предполагает сообщение плана, указания на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстрированного материала, эпизодические обсуждения, ответы на вопросы, резюме и краткий анализ литературы. В обучающем аспекте преимущества лекции проявляются в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия – усвоения учащимися объемного учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях. Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении учащихся в поток логического мышления, приемов диалектической логики, восхождения учительской мысли от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, обращения к анализу и синтезу, индукции и дедукции. В воспитательном смысле лекция формирует трудолюбие, устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умение ставить вопросы и выяснять непонятное.
Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016
ЛЕКЦИЯ
форма организации обучения, преимущественно в вузах. Под лекцией понимается занятие, на котором осуществляется передача знаний обучающимся через монологическую форму общения. Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации. По времени лекция может занимать один или два академических часа, иногда больше (в зависимости от возраста обучающихся, уровня образовательной программы, специфики содержания обучения). Основная дидактическая цель лекции – сформировать у обучающихся систему знаний об изучаемом объекте. Значение лекции состоит в том, что она учит логике мышления, помогает овладению методами науки, служит основой для самостоятельной образовательной работы обучающихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности. Особенностью применения лекции в педагогическом процессе традиционно считается слабая обратная связь. Поэтому преподаватель использует приемы обучения, снимающие этот недостаток: изменение интонации и громкости голоса; мимика, жест, улыбка; одобрение; решение профессионально-ориентированных задач; пауза при изложении вопроса; применение аудиовизуальных средств обучения и др. Выделяют различные виды лекций: вводные, обзорные, информационные, проблемные и другие. Вводная лекция имеет целью осуществить «вхождение» обучающихся в тему, их общее знакомство с содержанием учебного курса или отдельной крупной темы. Обзорная лекция проводится по завершении курса, раздела и преследует цель обобщить и расширить знания обучающихся, привести их в систему. Информационная лекция характеризуется монологическим изложением материала педагогом и исполнительской деятельностью обучающихся. Это хорошо известная классическая лекция. Проблемная лекция, в отличие от информационной, предполагает не столько передачу информации обучающимся, сколько их приобщение к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Лекция с заранее запланированными ошибками характеризуется стимулированием обучающихся к постоянному контролю излагаемой информации с целью найти в ней ошибки разного рода (логические, содержательные и др.). Лекция завершается соответствующей диагностикой и анализом выявленных ошибок. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала посредством использования современных технических средств обучения (например, мультимедийного проектора), а также других визуальных материалов. Чтение такой лекции сводится к комментированию используемых натуральных объектов, рисунков, слайдов, схем, таблиц, графиков, моделей и других визуальных материалов. Лекция вдвоем предполагает диалог в ходе лекции двух преподавателей, которые могут представлять разные точки зрения на ту или иную проблему лекции, или поочередно освещать теоретические и практические аспекты излагаемого вопроса и т. д. Как правило, лекция завершается тем, что обучающимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень литературы. Целью этого задания может быть как закрепление полученных знаний, так и подготовка к предстоящему семинару. Выбор типа лекции зависит от цели, содержания учебного материала, применяемой системы обучения, особенностей обучающихся и т. п. Литература: [51].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
ЛЕКЦИЯ
лат. lectio — чтение) — цельнооформленное речевое произведение публичной адресованной на научные темы, обладающее устойчивыми, повторяющимися и воспроизводимыми признаками, общезначимыми для носителей языка. Основное социальное назначение Л. — служить проводником информации — позволяет ей выполнять главную функцию языкового общения — информативную. Большинство исследователей рассматривает Л. как один из жанров устной научной речи. В зависимости от уровня информативности коллективного адресата различают Л. собственно-научные, учебные и научно-популярные, адресованные соответственно специалистам, учащимся и неспециалистам. Специфика аудитории определяет и степень популярности изложения информации. В процессе Л. отправитель и коллективный получатель речи вступают в контактное (визуальное), непосредованное (без участия посредника), публичное общение, в котором лектор выполняет роль коммуникативного лидера в силу своего социального и коммуникативного статуса. Для Л. характерно стремление к непринужденности общения, облегчающей взаимопонимание участников речевого акта. Экстралингвистическая заданность жанра предопределяет лингвистическую природу Л. Интеллектуализированный характер содержания, публичный характер протекания речевого акта, коммуникативная интенция, односторонняя направленность речи от адресата к адресату определяют ее по преимуществу монологический характер. Л. — развернутый подготовленный монолог, при котором смены речевых ролей, как правило, не происходит. Монологическая речь, однако, в некоторых случаях может переходить в скрытую форму диалогической речи, что обусловлено необходимостью установления контакта с аудиторией. Наиболее важным жанрообразующим фактором является устная форма реализации текста Л. Линейно разворачиваясь в физическом времени, она создается в момент произнесения, это речь звучащая, необратимая, допускающая вследствие этого правку по ходу выступления, словесную импровизацию. Нормативными для лекционной речи считаются явления, возникающие при спонтанной реализации замысла вербальными средствами (самокоррекция, ассоциативные отступления, намеренные повторы, заполнение пауз средствами, лишенными информативной значимости, и др.), обеспечивающие непрерывность речевого акта и придающие речи, наряду с ритмико-динамическим членением речевого потока, рассчитанным на устное восприятие, живой разговорный интонационный рисунок. Фактор устности объясняет значительную опору говорящего на паралингвистические средства (интонация, мимилингвистическая прагматика (лингвопрагматика, прагмалингвистика) ческое и пантомимическое сопровождение речи). Устная форма презентации в комбинации с другими языковыми и внеязыковыми факторами определяет состав языковых средств в Л.: общелитературных, стилевых и специфических для данной речи. Чертой Л., отличающей ее от других жанров устной научной речи (например, доклада), является сознательная установка на использование говорящим средств диалогизации, социативных (контактоустанавлива-ющих) средств, средств привлечения и поддержания внимания, средств популяризации. Лектор прибегает к тем средствам литературного языка, которые способны адекватно реализовать его коммуникативное намерение. Устная публичная речь (и ее частный жанр — Л.), лишь в последние годы став объектом анализа лингвистов, нуждается в дальнейшем исследовании. Лит.: Современная русская научная речь / Под ред. О.А. Лаптевой. — Красноярск, 1985. Э.В. Хлебникова
Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник
ЛЕКЦИЯ
устный информативный публичный жанр; его главная цель — сообщение слушателям (аудитории) информации по определённой теме. Автор Л. (лектор) отличается от адресатов более высоким социальным статусом — преподаватель по отношению к студентам; специалист — по отношению к интересующимся проблемой и т.п. В зависимости от соотношения ролей Л. бытует в таких разновидностях, как учебная и научно-популярная.
Учебная Л. обращена к студентам, аспирантам, слушателям курсов и уже поэтому предполагает обязательность для них роли адресата. Эта разновидность жанра сложилась в рамках академической риторики, «шлифовалась» в практике университетского преподавания, именуется академической, или вузовской Л.
Научно-популярная Л. предполагает необязательность для адресата этой его роли, она рассчитана на любителей, непрофессионалов в данной области. Научно-популярные Л. могут предъявляться циклами, но достаточно часты и единичные. Современная научно-популярная Л. выросла из публичной Л. (публичных чтений), традиция которых сложилась в России в сер. XIX в.
Содержательно учебная и научно-популярная Л. могут быть очень близки, при этом последняя должна отличаться большей ориентированностью на бытовое общение, а не научное (язык, характер привлекаемых примеров). Оба типа Л. соотносятся с такими жанрами, как доклад и статья, последняя тоже может быть собственно научной и научно-популярной.
История жанра Л. в культурной жизни России определяется её «положением» по отношению к устной и письменной речи. Первоначально Л. мыслилась как воспроизведение письменного текста (выражение читать лекцию имело буквальный смысл, а лектор буквально означает ‘чтец’). Так, параграф 8 устава университета 1755 г. требовал читать Л. по учебникам или руководствам, утверждённым советом или попечителем. К сер. XIX в. такая практика была отвергнута как университетской аудиторией, так и профессурой. Лектор из чтеца становится автором, а Л. из оглашения утверждённого заранее текста превращается в акт научного творчества, предполагающий в аудитории не объект воздействия, а партнёра в совместной мыслительной деятельности. Такая Л. не может быть записана заранее, она в качестве письменного прототипа имела конспект, дающий лектору возможность маневрировать в композиционном строении Л., отборе иллюстративного материала, отступлений в связи с реакцией слушателей. Язык Л. приблизился к реальной речевой практике аудитории: от узаконенной в XVIII в. латыни — к языку общенародному. Т.о., эволюция жанра затронула практически все его параметры: коммуникативная цель, фактор автора и адресата, языковое воплощение.
Следует отметить особый тип Л. ритуального назначения, напр. Нобелевская Л., которую произносит лауреат при вручении ему Нобелевской премии. Содержание таких Л. — нравственное или политическое кредо автора, его оценки существенных моментов социальной, научной, эстетической жизни общества.
Близка к ней и так называемая актовая Л., в которой учёный выступает с программными положениями и оценками актуальной ситуации в науке или политике.
В советской общественно-языковой практике, когда культивировалась лекционная пропаганда, бытовал жанр пропагандистской Л. Её содержание — проблемы внутриполитической и международной жизни, причём важно было не столько информирование слушателей о событиях, сколько сообщение им официальных оценок. Прослушивание таких Л. было обязательным в системе политпросвещения (университет марксизма-ленинизма, курсы повышения квалификации, методологический семинар и т.п.). Устная лекционная пропаганда считалась более действенной, чем печатная, её осуществление предполагало подготовку армии лекторов-пропагандистов.
Современная Л. всех типов предполагает визуализацию, использование современных технических средств.
Лит.: Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974; Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1975; КРР. М., 1998; Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. М., 1998; Бродский И. Нобелевская лекция // Бродский И. Набережная неисцелимых. М., 1982; Солженицын А.И. Нобелевская лекция // Новый мир. № № 7—11.
Т В. Шмелёва
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.
ЛЕКЦИЯ
(от лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное, монологичное изложение учителем (преподавателем и лектором) учебного материала, как правило теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана. В средней общеобразовательной и средней профессиональной школе Л. обычно дополняет специфические для них и чаще применяемые формы и методы обучения: может заменять какой-либо урок, быть частью урока или другого занятия, использоваться на факультативах и т.д. Л. широко применяется в культурно-просветительной работе. Деление Л. на «вузовскую», «школьную» и т.д. весьма условно и отражает главным образом место проведения Л.; в других отношениях сходства между ними значительно больше, чем различия. Использование Л. в средней общеобразовательной и профессиональной школе имеет значение и как средство подготовки учащихся к обучению в вузе, к самообразованию, к самостоятельной работе по повышению квалификации и др.
Л. входит органичной частью в систему учебных занятий и должна быть содержательно увязана с их комплексом, с характером учебной дисциплины, с учебным предметным курсом, а также с образовательными и воспитательными возможностями других форм обучения.
Существуют классификации Л. по различным основаниям: месту в лекционном или предметном учебном курсе (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная и др.); преимущественной форме обучения (Л. при очном, вечернем, заочном обучении); частоте общения лектора с аудиторией постоянного состава (разовая, тематическая, цикловая и т.п.); степени проблемности изложения (информационная, проблемная, Л.- дискуссия и т.п.) и др. Однако возможность строгой классификации сомнительна.
Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактической цели и другие факторы для формирования Л., отвечающей поставленным задачам.
Л. – экономный по времени способ сообщения учащимся (слушателям) значительного объема информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствовать содержание Л. благодаря собственным исследованиям, знакомству с актуальной литературой, научному общению с коллегами и т.п., делает Л. практически незаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило, «работают» в учебном процессе с определенным запаздыванием. Преимущественно информационная роль Л. связана с известной пассивностью слушателей, и это обстоятельство требует специальной активизации их познавательной деятельности в течение Л.
Успешное проведение Л. обеспечивается реализацией всех дидактических принципов с учетом особенностей этой формы обучения. Одно из главных требований к Л. – целостное и систематичное изложение материала. В тех случаях когда в одной Л. достичь такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылкой на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники. Л. отличается от рассказа или беседы более строгой систематичностью. Целостность Л. придают заранее сообщаемый план и проведение через весь лекционный материал основной идеи. В экспериментах доказано, что Л., прочитанная по сообщенному слушателям плану, обеспечивает запоминание материала на 10–12% более полное, чем та же Л., но без оглашения плана.
Восприятие Л. слушателями, особенно длительной (в вузе), зависит от способности лектора сосредоточить и удерживать внимание аудитории. Оно подвержено колебаниям каждые 2–3 мин у каждого слушателя. Поэтому наиболее важный материал в Л. должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации. Целесообразнотакже предварительно рассчитывать скорость подачи информации. Материалы по гуманитарным наукам могут даваться со скоростью 60–80 слов в минуту, по естественным и точным наукам (с применением формул и теоретических выкладок) – с меньшей скоростью. Помогает удерживать внимание слушателей и возвращение лектора к стержневой идее.
Структура Л. зависит от особенностей учебного материала и дидактической цели. Л. может строиться как индуктивное или дедуктивное изложение или последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов по заданному плану и т.д. В любом случае Л. должна включать элемент целеполагания и подведения итогов. Обилие статистических и цифровых сведений, частных подробностей в Л. без применения средств наглядности воспринимается слушателями с искажениями и плохо запоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории с помощью демонстрационных плакатов, транспарантов и технических средств обучения. Вместе с тем массированное применение ТСО на Л. ведет к повышенному утомлению слушателей. В каждый момент Л. необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения. Использование слайдов и транспарантов предпочтительнее, чем плакатов. Наиболее рациональное сочетание всех средств наглядности реализуется в ходе учебных телевизионных передач. Однако поскольку при этом значительно снижается эффект непосредственного общения лектора и слушателей, учебное телевидение лучше применять на ограниченное время, занимая часть урока, или как дополнительное средство на занятиях студентов, учащихся техникумов. Постоянное чтение Л. по замкнутому телевидению в некоторых вузах, решая задачи обеспечения больших аудиторных потоков, в педагогическом отношении не является оптимальным. На Л. в вузе возможно использование кинофрагментов, но не более 7–10 мин в течение полуторачасовой Л.
Учебная деятельность слушателей на Л. менее разнообразна и менее активна, чем при других методах обучения. Л. обеспечивает усвоение учебной информации на первоначальном уровне общей ориентировки в материале. Этот этап принципиально важен для последующего усвоения материала. Хотя в количественном отношении время, отводимое на Л. в учебных планах вузов, сокращается (в этом – одна из тенденций организации преподавания в современной высшей школе), роль Л. как ориентирующего, организующего звена в учебном процессе, напротив, возрастает. Для повышения познавательной активности учащихся лектор использует ряд приемов: постановку перед слушателями вопросов – риторических или требующих реального ответа; включение в Л. элементов беседы; предложение сформулировать те или иные положения или определить понятие; разбивку аудитории на микрогруппы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами; использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.
Особое место в Л. занимает использование элементов проблемного изложения. В данном случае проблемность можно понимать широко, как связь всего материала Л. с конкретными жизненными и научными проблемами, и узко, как решение в ходе Л. задач творческого характера. В широком смысле проблемной должна быть каждая Л. Вместе с тем проблемность как дидактическая задача решается Л. менее эффективно, чем другими формами обучения.
Существенное педагогическое значение имеет использование на Л. средств обратной связи различной степени сложности. Обратная связь выступает здесь как средство продуманного психологического воздействия на слушателей, уменьшающего их пассивность, и как способ для лектора получать представление о ходе усвоения материала и активности аудитории. При отсутствии опорных конспектов (конспектов с печатной основой) слушатели должны вести записи, основная задача которых – содействовать работе моторного компонента памяти и (при последующем использовании) углубленному усвоению и обработке учебного материала. Формирование культуры ведения лекционных записей – важная педагогическая задача. Конспект полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием Л. мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументированной форме главного содержания Л. Важно учитывать, что у слушателей, как правило, стихийно, складывается так называемый стиль писца, т.е. стремление возможно более полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и усвоению. Необходимым условием успешности Л. является речевое мастерство лектора,богатый, эмоционально окрашенный язык изложения. Форма изложения – не только украшение Л., но и важный ориентир в восприятии ее содержания.
Лит.: Василейский С.М. Лекционное преподавание в высшей школе. Краткий исторический очерк, психолого-педагогические основы и общая методика. – Г., 1959; Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. – М., 1974; Этюды о лекторах. – М., 1974; Штокман И.Г. Вузовская лекция. Практические советы по методике преподавания учебного материала. – К., 1981; Основы методики лекционной пропаганды. – М., 1982; Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. –Ереван, 1983; Чихачев В.П. Лекторское красноречие русских ученых ХIХ в. – М., 1987.
Н.Д. Никандров
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.