ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
форма обучения, рассчитанная на лиц, имеющих необходимый запас знаний и опыт восприятия устно излагаемого материала.
ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
форма обучения, рассчитанная на лиц, имеющих необходимый запас знаний и опыт восприятия устно излагаемого материала. Лекции читаются для аудитории, состоящей из нескольких групп. Семинарские занятия проводятся с одной группой (обычно в диалоговой форме) и служат средством контроля усвоенных на лекции знаний.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
форма организации учебного процесса с целью самостоятельного изучения, закрепления и углубления учебного материала предмета, а также обобщающего повторения. На Л.-с.з. выносится, как правило, наиболее важный и значимый материал предмета.
Л.-с.з. проводятся обычно в три этапа: первый – лекция преподавателя; второй – самостоятельная домашняя работа учащихся по подготовке к семинару; третья – проведение семинара.
Лекция преподавателя является введением к семинару. В ней преподаватель сообщает и обосновывает тему предстоящего семинара; выполняет целостное и последовательное изложение узловых вопросов, выносимых на семинар; распределяет тематику докладов, содокладов, сообщений, с которыми учащиеся будут выступать на семинаре; дает необходимые рекомендации по изучению литературы по теме семинара; сообщает о порядке организации подготовки и проведения семинара.
Самостоятельная работа учащихся по подготовке к семинару включает подбор и изучение литературы по теме семинара и порученного доклада; выполнение необходимых расчетов, разработку схем, выбор или конструирование приспособлений, инструментов и другой необходимой оснастки; подготовку необходимого иллюстративного материала к докладу или сообщению (схем, диаграмм, таблиц, чертежей и др.); подготовку вопросов к докладчикам по другим темам семинара.
В ходе самостоятельной подготовительной работы учащихся преподаватель организует консультации с докладчиками и другими участниками семинара.
Непосредственно семинар проводится под руководством преподавателя и начинается с его вводного выступления. С докладами выступают подготовленные учащиеся, учащиеся- оппоненты, ведется комментирование, коллективное обсуждение докладов и отдельных сообщений. Итог семинара подводит преподаватель, учащиеся фиксируют в тетрадях основные выводы по материалу семинара.Л.-с.з. более эффективны по сравнению с уроком, так как здесь изменяются функции преподавателя и учащихся: более ярко выражена регулятивная и организаторская функция преподавателя, усилена информационная функция учащихся.
Лит.: Активные формы обучения. – М., 1989; Лиметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М., 1975.
В.А. Скакун
Л.-с.з. проводятся обычно в три этапа: первый – лекция преподавателя; второй – самостоятельная домашняя работа учащихся по подготовке к семинару; третья – проведение семинара.
Лекция преподавателя является введением к семинару. В ней преподаватель сообщает и обосновывает тему предстоящего семинара; выполняет целостное и последовательное изложение узловых вопросов, выносимых на семинар; распределяет тематику докладов, содокладов, сообщений, с которыми учащиеся будут выступать на семинаре; дает необходимые рекомендации по изучению литературы по теме семинара; сообщает о порядке организации подготовки и проведения семинара.
Самостоятельная работа учащихся по подготовке к семинару включает подбор и изучение литературы по теме семинара и порученного доклада; выполнение необходимых расчетов, разработку схем, выбор или конструирование приспособлений, инструментов и другой необходимой оснастки; подготовку необходимого иллюстративного материала к докладу или сообщению (схем, диаграмм, таблиц, чертежей и др.); подготовку вопросов к докладчикам по другим темам семинара.
В ходе самостоятельной подготовительной работы учащихся преподаватель организует консультации с докладчиками и другими участниками семинара.
Непосредственно семинар проводится под руководством преподавателя и начинается с его вводного выступления. С докладами выступают подготовленные учащиеся, учащиеся- оппоненты, ведется комментирование, коллективное обсуждение докладов и отдельных сообщений. Итог семинара подводит преподаватель, учащиеся фиксируют в тетрадях основные выводы по материалу семинара.Л.-с.з. более эффективны по сравнению с уроком, так как здесь изменяются функции преподавателя и учащихся: более ярко выражена регулятивная и организаторская функция преподавателя, усилена информационная функция учащихся.
Лит.: Активные формы обучения. – М., 1989; Лиметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М., 1975.
В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.