(lateral thinking). Производное от «латеральный» (от лат. lateralis — боковой, latus — бок) расположенный с боку, удаленный от срединной продольной плоскости. В современной психологии рассматривается как особый вид мышления, позволяющий эффективно решать творческие задачи. Ее основные авторы и разработчики — известные психологи К. Клюге (Германия), Э. де Боно (США) и др. Суть идеи легче понять на примере решения творческих задач. Латеральное мышление предполагает, что оригинальное творческое решение обнаруживается не в ходе попыток прямого разрешения какой-либо проблемы, а в поиске ответов на другие вопросы. Еще в древности было замечено, что часто решение сложной задачи приходит неожиданно, при попытках решить другие проблемы. Яркий пример — легенда об Архимеде, который пришел в термы, а, погрузившись в воду, вдруг нашел («Эврика!») верное решение задачи царя Герона. История открытий хранит множество подобных примеров.
При изучении психологии творчества предпринимались попытки прорвать оковы выводного знания (формальной логики) и создать новую, альтернативную концепцию творчества. Примером таких попыток и является концепция латерального мышления. Эдвард де Боно, со свойственным ему нигилизмом, отмечает, что «…система аргументов, которая была создана Бандой Трех (Сократом, Платоном и Аристотелем) 400 лет назад, ужасно примитивна и неэффективна» (де Боно Э. Серьезное творчество // Основные современные концепции одаренности и творчества. — М., 1997. С. 93). Эту систему якобы создавали для того, чтобы узнать, «что есть», но она никогда не была рассчитана на то, чтобы узнать, «как может быть». Мыслить творчески, по мнению де Боно, — значит мыслить латерально. Новое и исключительно ценное, как правило, удавалось найти случайно, в поисках чего-то другого. В процессе творчества вполне может оказаться, что порожденная новая идея не связана напрямую с решаемой проблемой.
«Латеральное мышление — это возможность мыслить по-другому, а именно преимущественно не линейно» — пишет Карл Клюге (Клюге К. Цель обучения интеллектуально одаренных: «Думая, делать ход конем». Denk-Lat или Lat Denk // Основные современные концепции одаренности и творчества. — М., 1997. С. 96). Латеральное мышление, по утверждению другого психолога, Джеймса Джойса, — ворота к истинным открытиям. Мыслящий латерально не может ошибиться. То, что при обычном способе мышления квалифицируется как ошибка, в латеральном рассматривается как средство порождения новых возможностей. Главное в латеральном мышлении, по мнению разработчиков этой концепции, — «фантазия» и «мужество» (они сравнивают латеральное мышление с деревом, ветви которого могут расти не только вверх, но вширь и даже вниз).
А.И.Савенков
Литература: Де Боно Э. Латеральное мышление. — СПБ, 1997.
Основные современные концепции одаренности и творчества. Под ред Д.Б. Богоявленской, — М., 1997.
ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005