ГИЛФОРД ДЖОЙ ПОЛ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГИЛФОРД (Guilford) ДЖОЙ ПОЛ (1897-1976)
американский психолог. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности. Автор трехмерной теоретической модели "структуры интеллекта" ("куб Г."), согласно которой интеллект может быть представлен тремя сторонами: операции, продукты и содержание мышления. Г. выступил инициатором разработки систем психологических тестов для изучения продуктивного мышления и творческих способностей.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГИЛФОРД Джой Пол
7.3. 1897, Маркетт, шт. Небраска, США, — 11.12.1976, Нью-Йорк), амер. психолог. Проф. Южно-Калифорнийского ун-та (с 1940). Один из лидеров психометрич. направления в исследованиях мышления и личности. Автор трехмерной теоретич. модели «структуры интеллекта» («куб Г.»), согласно к-рой интеллект может быть представлен тремя сторонами: операции, продукты и содержание мышления. По Г., разл. компоненты мыслительной деятельности (оригинальность, гибкость интеллекта и др., всего до 120) могут быть выявлены методами факторного анализа, с помощью к-рого определяется уровень мыслительных способностей. Опираясь на свою модель и связанные с ней матем. методы, Г. выступил инициатором разработки систем психол. тестов для изучения продуктивного мышления и творческих способностей. С 50-х гг. методы Г. широко используются в США для диагностики творческого потенциала. Однако им свойствен общий недостаток факторного анализа интеллекта — выявление лишь сложившейся системы знаний и действий, а не непосредственно творческих мысли-гельных способностей.
С о ч.: Psychometric methods, N. V.; Personality, N. Y., 1959; The nature of human intelligence, N. Y., 1967; в рус. пер.-Три стороны интеллекта, в сб.: Психология мышле" ния, М., 1965.
Лит.: Анастаэй А.; Психол«тести» рование, пер. с англ., кн. 2, М., 1982.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ГИЛФОРД ДЖОЙ ПОЛ

7.3.1897 – 11.12.1976) - американский психолог, профессор Южно-Калифорнийского университета. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности. Автор трехмерной теоретической модели «структуры интеллекта» («куб Г.»), согласно которой интеллект может быть представлен тремя сторонами: операции, продукты и содержание мышления. По Г., различные компоненты мыслительной деятельности (оригинальность, гибкость интеллекта и др., всего до 120) могут быть выявлены методами факторного анализа, с помощью которого определяется уровень мыслительных способностей. Опираясь на свою модель и связанные с ней математические методы, Г. выступил инициатором разработки систем психологических тестов для изучения продуктивного мышления и творческого мышления. С 50-х гг. методы Г. широко используются в США для диагностики творческого потенциала. Однако им свойствен общий недостаток факторного анализа интеллекта – выявление лишь сложившейся системы знаний и действий, а не непосредственно творческих мыслительных способностей. Совместно с Циммерманом разработал модель – обозрение темперамента. Опросник личностный состоит из 300 утверждений, образующих 10 шкал-факторов (по 30 утверждений в каждой). Предусмотрены три варианта ответа: да, нет, не знаю. Полученные результаты выражаются в просветительной шкале и представляются в виде профиля личности. Предназначены для измерения следующих факторов: 1) общая активность, 2) уравновешенность, 3) объективность, 4) дружелюбие, 5) доминирование, 6) общительность, 7) эмоциональная устойчивость, 8) рефлексивность, 9) отношение к людям, 10) мужественность. По мнению авторов, каждый фактор имеет два полюса, например, общая активность: положительный полюс – много энергии, подвижность, быстрый темп деятельности, энтузиазм в действиях: отрицательный полюс – вялость, частые перерывы в деятельности, малая подвижность. В русском переводе издан его труд – «Три стороны интеллекта» в сб. «Психология мышления». - М., 1965. (Psychometric methods, N.Y., 1954; Personality, N.Y., 1959; The nature of intelligence N.Y., 1967; в рус. пер. – Три стороны интеллекта, в сб.: Психология мышления. - М., 1965)

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь