КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ
нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт просвещения [84].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Качество знаний
особенности всего объема усвоенной в процессе обучения информации в их соотношении с содержанием стандартного образования и задачами его усвоения. Качество знаний определяется по четырем группам характеристик: а) полнота, объем, точность, прочность; б) системность, обобщенность, научность, фундаментальность; в) оперативность, гибкость, мобильность; г) действенность, направленность на практические дела. По этим показателям замеряется качество знаний и определяется уровень их усвоения.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Качество знаний
(The quality of knowledge) социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности; степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач; определяется соответствием принятой доктрине образования, социальным нормам, требованиям общества, государства и личности.
Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.
КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
выявляются в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний человеком в различных видах деятельности. Понятие "К.з." предусматривает соотнесение видов знаний (законы, теории, прикладные, методологические, оценочные знания) с элементами содержания образования и с уровнями усвоения. Такое соотнесение необходимо, т.к. каждое знание потенциально связано со способом применения, может быть включено в творческий процесс и приобретать то или иное значение. К.з. имеют следующие характеристики: полноту, глубину, систематичность, системность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщенность. К.з. характеризуются также свернутостью и развернутостью, осознанностью и прочностью. Все К.з. взаимосвязаны и относительно самостоятельны, т.к. не подменяют друг друга.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
выявляются в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний учащимися в различных видах учебной и учебно-производственной деятельности.
Понятие К.з. предусматривает соотнесение видов знаний (законы и закономерности, теории, прикладные знания, знания о способах деятельности, оценочные, мировоззренческие) с содержанием образования, а также с уровнями усвоения (см. Уровни качества усвоения знаний).
К.з. имеет следующие основные характеристики: полноту – количество знаний об изучаемых объектах, явлениях, процессах; глубину – совокупность осознанных учащимися связей и отношений между различными видами знаний; систематичность – осознание совокупности знаний и их взаимосвязях и последовательности; системность –осознание учащимися места соответствующего знания в структуре научной теории, способах прикладного применения; оперативность – умение использовать знания в разнообразных учебных и учебно-производственных ситуациях; гибкость – способность самостоятельно находить вариативные способы применения знаний (прежде всего о способах действий) в измененных, нетипичных условиях; конкретность – умения разложить знания на элементы и применить обобщенные знания в конкретных учебных и учебно-производственных условиях; обобщенность – умение выразить конкретное знание в обобщенной, понятийной форме.
К.з. характеризуются также свернутостью и развернутостью, осознанностью (пониманием путей их получения, умением доказывать) и прочностью (устойчивым сохранением в памяти существенных знаний и способов их применения). Все характеристики К.з. самостоятельны и не подменяют друг друга.
Особое значение в профессиональном обучении имеют такие К.з., как оперативность, гибкость, осознанность, так как они в решающей степени влияют на прочное формирование профессионального мастерства квалифицированных рабочих и специалистов.
Лит.: Лернер И.Я. Качества знаний. Какими они должны быть? – М., 1978; Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. – М., 1978.
В.А. Скакун
Понятие К.з. предусматривает соотнесение видов знаний (законы и закономерности, теории, прикладные знания, знания о способах деятельности, оценочные, мировоззренческие) с содержанием образования, а также с уровнями усвоения (см. Уровни качества усвоения знаний).
К.з. имеет следующие основные характеристики: полноту – количество знаний об изучаемых объектах, явлениях, процессах; глубину – совокупность осознанных учащимися связей и отношений между различными видами знаний; систематичность – осознание совокупности знаний и их взаимосвязях и последовательности; системность –осознание учащимися места соответствующего знания в структуре научной теории, способах прикладного применения; оперативность – умение использовать знания в разнообразных учебных и учебно-производственных ситуациях; гибкость – способность самостоятельно находить вариативные способы применения знаний (прежде всего о способах действий) в измененных, нетипичных условиях; конкретность – умения разложить знания на элементы и применить обобщенные знания в конкретных учебных и учебно-производственных условиях; обобщенность – умение выразить конкретное знание в обобщенной, понятийной форме.
К.з. характеризуются также свернутостью и развернутостью, осознанностью (пониманием путей их получения, умением доказывать) и прочностью (устойчивым сохранением в памяти существенных знаний и способов их применения). Все характеристики К.з. самостоятельны и не подменяют друг друга.
Особое значение в профессиональном обучении имеют такие К.з., как оперативность, гибкость, осознанность, так как они в решающей степени влияют на прочное формирование профессионального мастерства квалифицированных рабочих и специалистов.
Лит.: Лернер И.Я. Качества знаний. Какими они должны быть? – М., 1978; Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. – М., 1978.
В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
выявляются в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний человеком в разл. видах деятельности.
Понятие К. з. предусматривает соотнесение видов знаний (законы, теории, прикладные, методол., оценочные знания) с элементами содержания образования и тем самым с уровнями усвоения. Такое соотнесение необходимо, т. к. каждое знание потенциально связано со способом применения, может быть включено в творческий процесс и приобретать то или иное значение. К. з. имеет след, характеристики: полноту — кол-во программных знаний об изучаемом объекте; глубину — совокупность осознанных учащимися связей и отношений между знаниями; систематичность — осознание состава нек-рой совокупности знаний в их иерархич. и последовательной связи; системность — осознание учеником места знания в структуре науч. теории; оперативность — умение использовать знания в однотипных ситуациях; гибкость — умение самостоятельно находить вариативные способы применения знаний в измененных условиях; конкретность — умение разложить знания на элементы, раскрыть конкретные проявления обобщенного знания; обобщенность — умение выразить конкретное знание в обобщенной форме.
К. з. характеризуются также свернутостью и развернутостью, осознанностью (пониманием связей и отношений между знаниями, путей их получения, умением доказывать) и прочностью (устойчивым сохранением в памяти существенных знаний и способов их применения, готовностью вывести необходимое знание на основе других). Все К. з. взаимосвязаны и относительно самостоятельны, т. к. не подменяют друг друга.
В формировании системы К. з. участвуют все методы обучения, все элементы содержания образования. В этом процессе важную роль играет конкретное наполнение знаний и способов деятельности. Так, отсутствие в содержании обучения методол. знаний отрицательно влияет на осознанность усвоения, без теоретич. знаний, построенных в должной системе, не достигается обобщенность, свернутость знаний и т. д.
Основными К. з. в системе являются полнота, глубина, оперативность, гибкость, осознанность. Первыми тремя обусловлены конкретность, обобщенность, системность знаний. Осознанность знаний приводит к их системности, систематичности, свернутости; прочность обеспечивается их осознанностью, систематичностью, оперативностью и т. д.
Контроль за формированием К. з. проводится на протяжении всего обучения. Во время итоговой проверки выявляется степень сформированности каждого К. з. или их сочетания.
Лит.: Качество знаний учащихся и пути его совершенствования, M., 197?; Рысс В. Л., Контроль знаний учащихся, М., 1982; Л с р-нер И. Я., Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?, М., 1978; Зорина Л. Я. Системность — качество знаний, М., 1976. И. Я. Лернер.
Понятие К. з. предусматривает соотнесение видов знаний (законы, теории, прикладные, методол., оценочные знания) с элементами содержания образования и тем самым с уровнями усвоения. Такое соотнесение необходимо, т. к. каждое знание потенциально связано со способом применения, может быть включено в творческий процесс и приобретать то или иное значение. К. з. имеет след, характеристики: полноту — кол-во программных знаний об изучаемом объекте; глубину — совокупность осознанных учащимися связей и отношений между знаниями; систематичность — осознание состава нек-рой совокупности знаний в их иерархич. и последовательной связи; системность — осознание учеником места знания в структуре науч. теории; оперативность — умение использовать знания в однотипных ситуациях; гибкость — умение самостоятельно находить вариативные способы применения знаний в измененных условиях; конкретность — умение разложить знания на элементы, раскрыть конкретные проявления обобщенного знания; обобщенность — умение выразить конкретное знание в обобщенной форме.
К. з. характеризуются также свернутостью и развернутостью, осознанностью (пониманием связей и отношений между знаниями, путей их получения, умением доказывать) и прочностью (устойчивым сохранением в памяти существенных знаний и способов их применения, готовностью вывести необходимое знание на основе других). Все К. з. взаимосвязаны и относительно самостоятельны, т. к. не подменяют друг друга.
В формировании системы К. з. участвуют все методы обучения, все элементы содержания образования. В этом процессе важную роль играет конкретное наполнение знаний и способов деятельности. Так, отсутствие в содержании обучения методол. знаний отрицательно влияет на осознанность усвоения, без теоретич. знаний, построенных в должной системе, не достигается обобщенность, свернутость знаний и т. д.
Основными К. з. в системе являются полнота, глубина, оперативность, гибкость, осознанность. Первыми тремя обусловлены конкретность, обобщенность, системность знаний. Осознанность знаний приводит к их системности, систематичности, свернутости; прочность обеспечивается их осознанностью, систематичностью, оперативностью и т. д.
Контроль за формированием К. з. проводится на протяжении всего обучения. Во время итоговой проверки выявляется степень сформированности каждого К. з. или их сочетания.
Лит.: Качество знаний учащихся и пути его совершенствования, M., 197?; Рысс В. Л., Контроль знаний учащихся, М., 1982; Л с р-нер И. Я., Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?, М., 1978; Зорина Л. Я. Системность — качество знаний, М., 1976. И. Я. Лернер.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия