УРОВНИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
УРОВНИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
. Знания и умения учащихся проявляются в деятельности, которая по характеру использования информации может быть репродуктивной и продуктивной. Каждый из этих видов учебной деятельности может выполняться либо самостоятельно, либо с определенной помощью, «подсказкой» извне. В репродуктивной деятельности в качестве такой подсказки может выступать пояснение преподавателя, инструкция, справочник, учебник и любой другой источник информации о правилах выполнения действия. В продуктивной деятельности помощь извне состоит в опоре на подобные алгоритмы и способы действий и их трансформировании соответственно возникшей задаче для полу-чения нового алгоритма. Самостоятельная продуктивная учебная деятельность характерна элементами исследования, учебного творчества, самостоятельного нахождения новых способов деятельности, формированием субъективно новых для учащегося знаний и умений.
С учетом изложенного, способности учащегося к учебной деятельности разделяются на качественно различные уровни, каждый из которых характеризует соответствующую цель обучения, качество усвоения учебного материала. Наиболее применимым является выделение четырех уровней качества усвоения: I – узнавание (опознание, различение, идентификация) – деятельность репродуктивная, несамостоятельная, выполняется «с подсказкой»; II – воспроизведение – деятельность репродуктивная, самостоятельная, выполняется по памяти или типовому алгоритму; III – эвристический – деятельность продуктивная, самостоятельная, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или правилу, типовому алгоритму или преобразованному в ходе самого действия; IV –творческий – в результате такого действия создается объективно новая ориентировочная основа деятельности, добывается объективно новая (для учащегося) информация.
Лит.: Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов. – М., 1989; Профессиональная педагогика: Учебник –. М., 1997.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.