ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
целенаправленная комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новых элементов системы, вызывающих ее переход из одного стабильного состояния в другое [34; 56; 68].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Инновационный процесс
процесс совершенствования образовательных практик; развитие образовательных систем на основе нововведений, обогащения, видоизменения этих систем на базе инновационного развития и частичного изменения традиционных целей, содержания и средств образования.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
процесс осуществления нововведений. Всякий инновационный процесс предполагает включение в школьную систему чего-то нового (это может быть и новая идея, и новый учебный курс, и новый метод обучения, новый вид учебного оборудования, новый процесс или вид деятельности и т.д.). Для обозначения различных элементов, вновь вводимых в школу для её развития, используется термин «новшество» (или его латинский аналог – «новация»). Это совокупность отдельных инноваций (нововведений), каждый из которых может также пониматься как отдельный, частный инновационный процесс.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
системная организованная совокупность последовательно осуществляемых видов деятельности по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс в сфере образования – это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания, процесс совершенствования педагогических технологий. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. С точки зрения управления инновациями в системе образования необходимо учитывать особенности каждого этапа инновационного процесса. Инновационный процесс, по Э. Брукингу, имеет циклический характер, состоит из восьми этапов и охватывает четыре фазы, каждая из которых играет важную роль в инновационном процессе. В фазе генерирования, или зарождения идеи, с помощью которой запускается инновационный процесс, изначально присутствует творческий потенциал субъекта, который в процессе своей актуализации запускает инновационное «колесо», приводит в движение. Идеальная деятельность затем переходит в предметную деятельность в виде создания базы данных, начального проектирования. Вторая фаза инновационного процесса двойственна, содержит как творческий потенциал, так и инновационный потенциал (организационную процессуальность). Концептуализация осуществляется мышлением в форме рассмотрения различных вариантов решения задачи, объединения новых идей в общий план, нахождения точек зрения, помогающих описанию проблемы. Третья фаза инновационного процесса связана с оптимизацией, т. е. выбором лучшего варианта решения проблемы, наиболее перспективного способа достижения поставленной задачи, и связанна с абстрактным мышлением. Последняя фаза инновационного процесса – исполнение. Оно завершает цикл инновации и также имеет двойственный характер. Креативность исполнения связана с мыслительной деятельностью субъекта труда. Процессуальность самого исполнения замысла связана с дисциплиной, порядком, графиком, которых должны придерживаться исполнитель и его окружение. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научнометодической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников (Еньшина Н. А. Инновационные процессы в образовании / Н. А. Еньшина // Барнаульский государственный педуниверситет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://aeli.altai.ru/nauka/ sbornik/1999/enshina.html; Зарипова Г.М. Инновационные процессы в образовании / ЗариповаГульнара Маратовна [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16; Пахно И. В. Развитие инновационного потенциала личности в социальнопсихологическом тренинге / И. В. Пахно, Т. А. Терехова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, октябрь 2011 г.). – СПб. : Реноме, 2011. – С. 82–86; Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. – СПб : Питер, 2001. – 288 с.). Е. Ю. Усик
Источник: Глоссарий современного образования.