ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ подход
один из принципов педагогики; система работы с конкретным человеком.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ПОДХОД ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
психолого-педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Индивидуальный подход
желание и умение педагога не только видеть в воспитанниках, но и стимулировать в каждом из них развитие уникального варианта носителя общечеловеческих ценностей.
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Индивидуальный подход
в обучении) — принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт его личности.
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
ПОДХОД ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
рассмотрение процесса воспитания с учетом особенностей его участников. Эффективность воспитания во многом зависит от учета индивидуального своеобразия и особенностей воспитуемых.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности [82, c. 266].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Индивидуальный подход
принцип, предписывающий вариативность воспитательных стратегий, обусловленную необходимостью учета и развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, самобытности и неповторимости каждой детской личности.
Источник: Глоссарий по педагогике.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
подход, который определяется своеобразием каждой личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе.
Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
(в воспитании) - это осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Индивидуальный подход
осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.) в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть ИП составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
Индивидуальный подход
подход, который требует от учителя целенаправленного построения процесса воспитания, с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, склонностей, способностей, мотивов, интересов, влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях, и умение определять методы и формы воспитательного воздействия на каждого учащегося с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе на занятиях достигается взаимодействие с учащимися, основанное на знании характера, интересов, способностей, влияния семьи и ближайшего окружения на каждого из учащихся. В результате систематического изучения своих воспитанников педагог получает возможность не только объяснить их отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственные задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие позитивных качеств индивида.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Индивидуальный подход
педагогический принцип обучения и воспитания детей. Он реализуется как изучение и учет индивидуальных особенностей (индивидуальности) каждого ребенка, как выбор форм, методов, средств взаимодействия с ребенком в учебной и внеучебной деятельности в соответствии с этими особенностями, как создание специальных педагогических условий для развития индивидуальности в каждом ребенке. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания в 80-е годы перерос в более глубокий принцип индивидуализации обучения и воспитания, а в 90-е годы 20 столетия в личностно -ориентированный подход. Реализация этого подхода гарантирует школе, семье создание ненасильственной культурологической системы природосообразного развития ребенка.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
(англ. individual approach). Принцип педагогики; подход к обучаемому с учетом конкретных индивидуальных его особенностей (см. подход к обучению). Учет личностных особенностей поднимает И. п. до уровня личностно-деятельностного подхода как принципа педагогики и методики. Согласно названному подходу на занятиях по языку предполагается максимальный учет индивидуально-возрастных и национальных особенностей личности при деятельностном типе обучения. См. также дидактические принципы, принцип индивидуализации. Для осуществления И. п. как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей учащихся. Для этого используются различные методы исследования: наблюдение, естественный эксперимент, специальные тесты. См. принцип индивидуализации.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Индивидуальный подход
важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные, субъективно-личностные особенности каждого ребенка. И.п. в воспитании необходим в двух отношениях: во-первых, он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей; во-вторых, без учета индивидуальных особенностей ребенка любое педагогическое воздействие может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективностьвоздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком. Синоним – Личностный подход.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
ПОДХОД ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
психолого-акмеологический принцип, согласно которому учитываются личностные особенности и условия жизни каждого человека.
В П.и. находит свое выражение гуманное отношение к человеку, понимание его как исключительной ценности. Успешное осуществление П.и. предполагает: глубокое изучение личности, ее индивидуальных особенностей и деятельности; определение ближайших конкретных и более отдаленных целей и задач развития тех или иных качеств (или преодоления недостатков); применение принципов, методов, средств и приемов воздействия соответственно задачам воспитания и обучения данной личности с учетом ее особенностей и деятельности; анализ результатов воздействий, влияний на того или иного человека.
Важное значение для осуществления П.и. имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в деятельности. П.и. – это уважительно-активное, целеустремленное и наиболее целесообразное для данного человека, его включение в деятельность, общение, применение различных воздействий. Поддерживая стремление человека к самореализации и самоутверждению, акмеолог может способствовать развитию у него необходимых личностных качеств, овладению знаниями, навыками, умениями. П.и. к каждому, изучение и учет уникальности его личности – значимый компонент педагогического мастерства.
П.и. в педагогике может иметь не только адаптивный, но и конструктивно-опережающий характер; в этом случае он может состоять в целенаправленном проектировании, формировании, упрочении будущих желательных качеств учащихся, в помощи педагога учащемуся при осознании им своей индивидуальности, в совместной работе педагога и учащегося по усилению черт каждого ученика как неповторимой, уникальной личности.
В акмеологии П.и. может осуществляться как акмеологическое сопровождение профессионального роста работника при выборе и построении индивидуальной траектории профессионального развития специалиста – акмеограммы. П.и. создает условия для раскрытия внутренних резервов человека, определения перспектив его дальнейшего профессионального и личностного роста, стимулирования специалиста к построению собственной индивидуальной программы саморазвития.
Источник: Акмеологический словарь