ГЕНДЕР

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЕНДЕР
социальный пол. Отношения между палами не только заданы биологически, но и регламентированы обществом и его культурой. Они зависят от экономических, демографических, политических условий, уровня образования. См. БЕЗГЕНДЕРНОЕ ОБЩЕСТВО.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ГЕНДЕР
это социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех областях общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру (Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – С. 31).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

ГЕНДЕР
социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения «мужчина» и «женщина». Социологи разделяют понятия гендера и половой принадлежности, поскольку, хотя между ними и существует определенная связь, они все же не всегда тождественны. Так, мужчина по признаку пола может проявлять поведение, свойственное женщинам.
Гендерная роль — набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ГЕНДЕР
(Gender). Под гендером подразумеваются такие социально смоделированные роли и социально освоенные модели поведения и ожиданий, которые связываются с представлениями о женщинах и мужчинах. Некоторые общества не имеют расового или этнического деления, однако все они в той или иной степени испытывают гендерную асимметрию, т.е. существенные различия в границах социального пространства и статуса женщин и мужчин (Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы / Пер. с анл. – М.: Издательство «Весь мир», 2001. – С. 1).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

ГЕНДЕР
(англ. gender, от лат. genus «род») – это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т.д. В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (Материал из Википедии – свободной энциклопедии. – Дата обращения 13.01.2015 https://ru.wikipedia.org/wiki/).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Гендер
(англ. gender - род, чаще всего грамматический) - социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.). Это понятие используется в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Пол – это биологическая характеристика человека, включающая отличительные признаки мужчин и женщин на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях, а гендер – это социальное измерение пола, т.е. социокультурный феномен, означающий, что такое быть мужчиной или женщиной в том или ином обществе. Например, мужчина может исполнять социальную роль, которая в данном обществе традиционно считается немужской (сидеть с детьми дома и не работать), но такое поведение не делает его "менее мужчиной" в физическом аспекте. Приемлемые и неприемлемые социальные роли для мужчин и для женщин задаются самим обществом, его культурой, нормами и ценностями.

Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.

ГЕНДЕР
(Gender). Подобно расе, национальности и классу, пол является важной категорией, которая в значительной степени определяет социальные возможности каждого человека, задавая форму его участия в жизни и экономике общества. Поскольку термин «пол» имеет множество значений, то, когда говорят о различиях между мужскими и женскими качествами, все чаще отдают предпочтение слову «гендер». Термин «гендер» специально введен в научный обиход психологами и социологами в 1960-х гг. для того, чтобы разграничить, что, собственно, в мужском и женском связано с природой (биологический пол), а что формируется под влиянием социума, его культурных норм и представлений, которые преобладают в определенные исторические эпохи у того или иного человеческого сообщества (социальный пол, он же гендер). У нового термина много толкователей и толкований от самых простых до почти недоступных пониманию. Говоря простыми категориями, термин «гендер» означает социальные и культурные аспекты пола. Можно сказать, что «гендер» – это то, что люди собственно и принимают за пол, встречаясь с мужчинами и женщинами в транспорте, на улицах, в служебной и интимной обстановке, думая о женщинах и мужчинах как о личностях (Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. Монография. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 316 с. – С. 9).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

ГЕНДЕР
Современная эпоха глобальных социально-экономических и культурологических перемен характеризуется обострением проблем, связанных со становлением гендерной идентичности подрастающего поколения. Представления о профессиональном самоопределении и жизненной стратегии, имеющие в своей основе социополовую ориентацию, формируются в школе, и исследование становления и процесса социализации молодого поколения в зависимости от характера взаимодействия с родителями, сверстниками, педагогами, содержания школьных учебников, методов педагогического влияния учителя являются актуальными проблемами гендерной педагогики. Развитие гендерного подхода в школьном образовании имеет своей целью формирование у молодежи представления о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо критерию или показателю, но дает возможность и мужчине и женщине пользоваться правами человека во всей полноте этого понятия. Проблемам гендерной социализации посвящены работы И. Кона, О. Здравомысловой-Стоюниной, Н. Римашевской, Л. Поповой, Т. Клименковой, Н. Давыдовой, С. Айвазовой и др. Литература: Гендер как инструмент познания и преобразования общества. Материалы Международной конференции «Гендерные исследования: люди и темы, которые соединяют сообщество». - М., 2006; Теория и методология гендерных исследований. М., 2001; Клецииа ИС. Гендерная социализация. - СПб., 1998; Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2004. М.И. Яскевич

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

ГЕНДЕР
в результате научных дискуссий было проведено четкое разграничение понятий «пол» и «гендер». Пол указывает на биологический статус человека, говоря о том, кем является данный человек – мужчиной или женщиной. Гендер указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности или фемининности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и фемининному поведению, называются тендерными (а не половыми) ролями. Такое разграничение понятий не является жестким правилом, поскольку допускается пересечение категорий – ведь многие половые различия возникают в результате сочетания социальных и биологических факторов. Тем не менее это разграничение позволяет нам рассматривать социальные и биологические факторы отдельно и независимо друг от друга, а не обязательно в тесном переплетении. Быть женщиной еще не значит автоматически обладать фемининными характеристиками, точно так же и принадлежность к мужскому полу не тождественна маскулинности. И. С. Клецина в учебном пособии по гендерной социализации определяет Г. как социальные аспекты пола, в отличие от биологических (зех), соответственно, пол понимается не как однозначная биологическая данность, а как сложный многомерный социальный конструкт. Ольга Иващенко в докладе на методологическом семинаре Института социологии НАН Украины говорит о Г. как об одном из основных понятий современной западной социологии, означающем социальное ожидание от представителей каждого пола. Понятие «гендер», в отличие от понятия «пол», отражает не чисто биологические или физиологические качества, по которым отличаются мужчины и женщины, а социально сформированные черты, присущие «женственности» и «мужественности». Ш. Берн отмечает, что психологи предпочитают употреблять термин «Г.», подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола. Н. И. Абубики-рова, проводя лингвистический экскурс по значениям слова Г., приводит еще одно редко встречающееся его значение. Термин «Г.» понимается как представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории (что соответствует одному из значений слова «род» в русском языке). То есть Г. конструирует отношения между одним объектом и другими, ранее уже обозначенными классом или группой, – это отношения принадлежности. Таким образом, Г. приписывает или закрепляет за каким-либо объектом или индивидом позицию внутри класса. Следовательно, можно сказать, что Г. – это, прежде всего, социальное отношение, не биологический пол, а представление каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений. Перечень определений можно было бы продолжать, но при текстуальных различиях в формулировках содержательное различие между понятием пола (зех) и пола (депскт) везде трактуется однотипно – как различие между биологическими категориями и социальными (Амяга Н. В. Изменение личной представленности человека в общении // Журн. практ. психолога. –1 997. – № 2. – С. 26–29; Астахова Е. В. Профессиональная карьера женщин в системе образования: комментарий к статистике// Становление профессиональной карьеры женщины: историко-философский, социологический и психологический аспекты: материалы Междунар. научн.-практич. конф. – X., 2003. – С. 5–11). И. В. Головнева

Источник: Глоссарий современного образования.

ГЕНДЕР
(Gender). Современная социальная наука различает понятия пол и гендер. Пол использовался для обозначения анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.
Гендер создается обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское/маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское/фемининное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается.
Таким образом, можно сказать, что гендерная система – это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии. Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба» весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы – в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования. Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы.
Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти. Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями я называю те, где это понятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовой роли. Такая ситуация складывается в том случае, когда авторы/исследователи осознанно или неосознанно стоят на биодетерминистских позициях, т.е. считают, что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферы занятий и прочее, а слово гендер используют как «более современное». Содержательно ситуация не меняется даже тогда, когда пол как биологический факт и гендер как социальная конструкция авторами все же различаются, но наличие двух противоположных «гендеров» (мужского и женского) принимается как отражение двух биологически разных полов.
Типичным примером социополового, а не гендерного подхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: «Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?» или пресловутые опросы на тему «Может ли женщина быть политиком?» Такого рода социологам просто невдомек, что результаты их исследований уже предрешены самой методологией. Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание «мужских и женских» профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. С позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда. Очевидно, что женщин среди врачей в СССР больше было не потому, что они «от природы более милосердны и склонны к самоотверженности» (как сказали бы биодетерминисты), и не потому, что такова социальная роль представительниц их пола (как сказали бы приверженцы социополовой теории), а потому, что эта работа была низкооплачиваемой (по сравнению, например, с работой в военно-промышленном комплексе) и в целом малопрестижной (например, рабочие имели гораздо больше социальных льгот, чем врачи).
Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами – на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли.Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология – это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний – то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, масс-медиа. Основными темами оказываются гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства. Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация – это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации. Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с «мужским/маскулинным» или «женским/фемининным» началом.
Таким образом, возникает символический смысл «женского» и «мужского», причем «мужское» отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т.д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). «Женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями – природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т.д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова. Понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление «мужского» и «женского» и подчинение женского начала мужскому началу. Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения (Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация XXI век, 2002. 256 с. http://www.owl.ru/gender/ thesaurus.htm. – Дата обращения 13.01.2016).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
530.66 кб

Когда отдавать ребенка в детский сад и платить ли воспитателю? Родительство, гендер и учреждения дош

Градскова Юлия
Читать PDF
655.49 кб

Гендер как источник языкового варьирования

Серова Ирина Георгиевна
The article contains a brief introduction into the field of gender research and discusses its main issues.
Читать PDF
152.42 кб

2004. 03. 013. Финдлен П. Превращение в ученого: гендер и знание в Италии XVIII В. Findlen P. becomi

Виноградова Т. В.
Читать PDF
171.23 кб

Гендер и педагогика: проблемы согласования языка

Штылева Л. В.
На основе анализа комплекса тематических публикаций в научно-педагогических журналах 1998-2008 гг.
Читать PDF
892.68 кб

Международная летняя школа «Гендер и религия в мультикультурных обществах: вызовы современности»

Колесникова Александра Леонидовна
Читать PDF
848.59 кб

К вопросу о сущности понятия «Гендер»

Яворская Оксана Александровна
Целью нашей статьи является попытка определить происхождение понятия «гендер» для выявления его сущности, изучение которой дает возможность определить оптимальные средства для формирования прежде всего личности и общества в целом.
Читать PDF
611.17 кб

Гендеризованность образования

Киммель М.
Читать PDF
248.20 кб

Гендерная проблематика и ее роль в системе профессиональной подготовки современного специалиста

Клецина Ирина Сергеевна
Читать PDF
97.96 кб

Гендерная концепция профессиональной подготовки будущего специалиста

Лысова И. И., Ковалева Н. А.
Читать PDF
826.50 кб

Влияние семейного воспитания на становление гендера девочек и мальчиков в период дошкольного детства

Радзивилова Марина Анатольевна
Первые образы типичного «мужчины» или «женщины» ребенку дает семья.
Читать PDF
178.46 кб

Влияние гендера на становление педагогического мастерства

Тукачёва Юлия Сергеевна
Цель статьи раскрыть роль гендерного подхода в процессе становления педагогического мастерства, а также представить способ достижения гендерной компетентности посредством проектирования педагогического дискурса.
Читать PDF
478.58 кб

Эргономический подход создания образовательных электронных изданий с учетом гендера

Окулова Лариса Петровна
В статье представлено применение образовательных электронных изданий на основе эргономического подхода, описаны технологические этапы подготовки учебного текста с учетом гендера, обоснована организация эргатической системы в учебн
Читать PDF
0.00 байт

Роль гендера в определении стратегий изучения иностранного языка, применяемых студентами техническог

Ряполова Наталья Валерьевна
В статье рассмотрена необходимость учета гендерных характеристик личности студентов в ходе обучения иностранному языку в техническом вузе с целью совершенствования учебного процесса.
Читать PDF
166.79 кб

Гендерная экспертиза вузовских учебников по педагогике

Рябова Т. Б.
Читать PDF
122.01 кб

Гендерная стратегия как фактор устойчивого развития (образование и просвещение)

Шведова Н. А.

Похожие термины:

  • ГЕНДЕР В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

    (Gender in social work). Проблемы социальной работы и гендера тесно взаимосвязаны. Большинство клиентов социальной службы – это женщины (бедные, одинокие престарелые, одинокие матери, многодетные матери, м
  • ПОЛ И ГЕНДЕР

    (Sex and gender). Понятие гендерная роль («gender role«) заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 г. при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребова
  • АСИММЕТРИЯ ГЕНДЕРНАЯ

    неравенство в социальном положении полов, неравенство шансов мужчин и женщин в различных социальных сферах, обусловленное традиционными представлениями об их предназначении (Петрова Р.Г. Гендер
  • ГЕНДЕРНАЯ АДАПТАЦИЯ

    социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психиеской
  • ГЕНДЕРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

    (Gender anthropology, anthropological study of gender) – научная дисциплина, выделившаяся из комплекса антропологических дисциплин во второй половине ХХ века, изучает два взаимосвязанных круга проблем: проблемы андроце
  • ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ В ЯЗЫКЕ

    (Gender asymmetry in language) (андроцентризм языка, фаллологоцентризм) – неравномерная представленность в языке лиц разного пола, которая отмечена феминистской критикой языка, а также ведущими постмодернист
  • ГЕНДЕРНАЯ ЦЕНЗУРА

    (Gender censorship) – цензура с целью исказить реальное положение женщин, завуалировать несправедливость патриархатных общественных отношений. Термин гендерная цензура введен в книге Мередит Тэкс «Сила
  • ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

    (Gender differentiation) – процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и который является средством социальной стратификации (Козлов В.В., Шухова Н.
  • ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

    (Gender earning differentiation, gender earnings gap) – разница в оплате труда женщин и мужчин. Она всегда имеет перевес в пользу последних и наблюдается во всех регионах мира на протяжении всего ХХ века. Вариации между с
  • ГЕНДЕРНАЯ ДИСФОРИЯ

    (расстройство гендерной идентичности) – состояние, когда человек не может принять свой гендерный статус мужчины или женщины и испытывает острую неудовлетворенность им (Гендерология и феминологи
  • ГЕНДЕРНАЯ ИДЕЯ

    (Gender idea) – идея о необходимости гармонизации в обществе двух социальных групп – мужчин и женщин – с учетом биосоциальных особенностей обеих групп, во имя раскрытия личностного потенциала и налаж
  • ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

    (Gender identity) – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам
  • ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

    (Gender identity of creative personality) обусловлена в значительной мере тем обстоятельством, что такая личность несет в себе психофизиологические особенности противоположного пола, является психологически андр
  • ГЕНДЕРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ

    (Gender ideology) – система идей и взглядов, понятий и представлений о построении общества и взаимоотношениях в нем мужчин и женщин как двух социальных общностей, учитывающая и выражающая интересы обеих
  • ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ

    (Gender history) специальная историческая дисциплина, предметом изучения которой является историческая ретроспектива изучения гендерных отношений. Понятие возникло в начале 80-х гг. XX века вместе с появ
  • ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА

    вид культуры, предполагающий сформированность у человека объективного представления о предназначении мужчины и женщины, их статусе, функциях, взаимоотношениях в обществе и в семье (Амяга Н. В. Изм
  • ГЕНДЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА

    Раздел языкознания, в котором исследуются письменное и устное поведение представителей мужского и женского пола, их стратегии и тактики общения. Представители Г. л. также исследуют гендерную доми
  • ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

    раздел педагогики, посвященный изучению гендерной социализации и особенностей развития и воспитания мальчиков и девочек (Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – С. 237).
  • ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    (Gender psychology) – область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в п
  • ГЕНДЕРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

    самоотождествление индивида с тем или иным полом (Гендерология и феминология: Учебное пособие / Л.Д. Ерохина и др.; Под общ. ред. С.В. Коваленко. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 152 с.).