ГЕНДЕР В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Найдено 1 определение
ГЕНДЕР В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
(Gender in social work). Проблемы социальной работы и гендера тесно взаимосвязаны. Большинство клиентов социальной службы – это женщины (бедные, одинокие престарелые, одинокие матери, многодетные матери, матери детей-инвалидов, безработные). От того, распознают ли социальные работники гендерное неравенство на индивидуальном уровне в непосредственном взаимодействии с клиентами или на структурном уровне в организационных, социальных и политических отношениях, зависят перспективы антидискриминационного социального обслуживания, социальной справедливости и социального развития. Повседневная коммуникация, реализуемая в процессе социальной работы, и прикладной характер профессии служат одновременно обоснованием необходимости и важности социальной работы для осуществления принципов гендерного равенства. С какими социальными проблемами ни взаимодействовали бы социальные работники: бедностью, наркоманией, вопросами охраны детства, безработицей, жилищными или молодежными проблемами, проблемами престарелых, одиноких матерей, многодетных семей или семей с инвалидами, семейным насилием – так или иначе они сталкиваются с патриархатными социальными отношениями, дискриминационными практиками исключения, где фактор пола играет весьма существенную роль, усиливая проявления социальной несправедливости, связанной с такими характеристиками, как возраст, этничность, раса и социально-экономическое положение человека. Социальные работники современной России реализуют свою профессиональную деятельность в условиях, когда, несмотря на все усилия в области разработки законопроекта о гендерном равноправии, на уровне принятия решений в органах представительной и исполнительной власти проблемы неравенства по признаку пола игнорируются. Гендерно-чувствительная практика опирается на принципы феминистской социальной работы в процессе взаимодействия с клиентом, группой или социальными сетями.
Подавляющая часть социальных работников – женщины. В России часто – это те, кто потерял работу на предприятии, не смог найти высокооплачиваемое место или заинтересован – больше, чем в высокой оплате своего труда – в скользящем графике и возможности посещать дома своих больных родственников. Как и повсюду в мире, в российской социальной работе преобладают женщины, и хотя их достаточно много среди администраторов социальных служб, руководство управлений и министерств социальной сферы представлено мужчинами. Социальная работа является частью вторичного рынка труда, где в низкостатусных эшелонах сконцентрированы женщины. Социальная работа представлена в организациях и СМИ как «женская работа», требующая не столько профессиональных знаний и навыков, сколько «женских» качеств – доброты, эмпатии, ответственности, терпения, якобы от природы присущих женщинам. Тем самым оправдываются низкий статус и низкие зарплаты социальных работников. «Геттоизация» женщин в социальной сфере, на местах, где удерживаются низкооплачиваемые и менее квалифицированные кадры, становится условием депрофессионализации социальной работы.
По словам президента Международной федерации социальных работников Лены Доминелли, «социальная работа – это профессия, где мужчины руководят женщинами, занятыми на переднем крае делами клиентов, большинство из которых также являются женщинами» (Dominelli). Гендер выступает одним из ключевых понятий в образовании социальных работников. Инициатива преподавания гендерных исследований в современных российских университетах возникает либо «снизу» и зависит, в этом случае, от позиции университетской администрации, либо «сверху», когда институционализация гендерно-ориентированных дисциплин происходит по решению Министерства образования. По инициативе преподавателей и исследователей в преподавание курсов для социальных работников, как и в ряд других образовательных программ, вводится гендерная перспектива, в том числе в таких предметах как «Семьеведение», «Социальная психология», «Социальная антропология», «Социальная политика», «Теория социальной работы». В новом законопроекте «О равных правах и равных возможностях для женщин и мужчин» рекомендовано введение гендерных курсов во все без исключения вузы России. Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования от 2000 г. курс «Гендерология и феминология» признан обязательным в числе специальных дисциплин (СД. 02) специальности 350500 «Социальная работа». Сложившаяся ситуация в высшей степени благоприятствует развитию гендерных курсов в социальной работе, а также объясняет срочность и необходимость повышения профессионализма преподавателей этих дисциплин.
В этих целях необходимо регулярное повышение квалификации преподавателей, ведущих гендерные курсы в вузе, постоянный обмен опытом и помощь начинающим лекторам. В Западной Европе и Америке образовательные программы и школы, конференции по социальной работе обязательно включают перспективу гендера, поскольку иначе невозможно обсуждать способы решения социальных проблем, формы и причины социального неравенства. Конференции и школы по гендерным исследованиям на Западе, в государствах Восточной Европы и в тех странах третьего мира, где существуют подобные проекты включают секции, где обсуждаются проблемы акционистских и партисипаторных исследований в социальной работе и, главное, – кризисных центров для женщин. Исключение составляют лишь те конференции по женским и гендерным исследованиям, которые касаются сугубо академических проектов исследований литературных текстов, философских изысканий, а также социологических и политологических исследований, не имеющих прикладной ориентации (Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «ВостокЗапад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с. http://www.owl.ru/gender/thesaurus.htm. – Дата обращения 13.01.2016).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.