ГЕНДЕРНАЯ ЦЕНЗУРА

Найдено 1 определение
ГЕНДЕРНАЯ ЦЕНЗУРА
(Gender censorship) – цензура с целью исказить реальное положение женщин, завуалировать несправедливость патриархатных общественных отношений. Термин гендерная цензура введен в книге Мередит Тэкс «Сила слова», изданной при участии интернациональной группы писательниц – членов международной писательской организации «Женский мир» («Women’s World») – Всемирной организации женщин в защиту прав, литературы и развития. Группа писательниц проводит изучение гендерной цензуры с 1986 г. При этом они исходят из определения цензуры, которое шире традиционного, используемого большинством правозащитных организаций. По их мнению, цензура – это всякий способ, с помощью которого идеи и произведения искусства, отражающие взгляды, которые не совпадают с доминирующей идеологией, не допускаются к предполагаемой аудитории. Такие произведения могут быть конфискованы или запрещены, проигнорированы, оклеветаны, осмеяны или намеренно ложно истолкованы. В любом обществе существует определенный уровень цензуры.
При военной диктатуре цензура осуществляется военными властями, в коммунистической стране – государством и его институтами (вспомните «Министерство правды» у Дж. Оруэлла), в обществе с рыночной экономикой – силами рынка, хотя в тех случаях, когда их недостаточно, может также применяться вмешательство государства. Но гендерная цензура значительно шире, распространенней и изощренней, чем официально организованный контроль. Она встроена в целый ряд общественных механизмов, которые заглушают голоса женщин, отрицают ценность их опыта и исключают женщин из политического дискурса. Она ставит своей задачей запугать писательниц, избирая своей мишенью тех женщин, которые не соглашаются «знать свое место». Среди тех, кто не позволяет женщинам говорить в полный голос, есть и государственные чиновники, и религиозные фанатики. Однако бывают и совершенно другие виды давления: родители, не желающие тратить деньги на образование и поддержку творчества дочерей, учителя, которые советуют ограничить свои амбиции материнством, издатели, не желающие публиковать смелые и откровенные произведения писательниц и журналисток, и критики, не готовые их воспринять всерьез. Такое давление со стороны семьи и общества приводит к еще одной форме цензуры – самоцензуре женщин, когда женщины не решаются говорить вслух или прямо писать о том, что их волнует. Гендерную цензуру можно также проследить в политических и экономических приоритетах, которые попустительствуют глобальной женской неграмотности.
Неграмотность многих женщин в современном технологичном мире – не просто следствие бедности и непосильного труда, но и общественный механизм, направленный на сохранение дискриминации. Нападки на женское образование в странах, где господствует фундаментализм – звенья все той же цепи (самая сильная метафора гендерной цензуры – это паранджа). Однако гендерная цензура существует и ярко проявляет себя и в Европе, и в Северной Америке, и в России – и находит отпор со стороны женских организаций. Примеры гендерной цензуры – унизительные для женщин слоганы рекламы типа «Женщина – друг бизнесмена», или заявления политиков о том, что «не для женщин и детей пишется Конституция»; трудности, с которыми женщины сталкиваются в продвижении по службе или в политике; тот факт, что большинство российских критиков искусства до сих пор не признает за женщинами права на собственный голос, на отражение в искусстве и журналистике правды о женской душе и женском теле, ожиданиях и проблемах. Свободу печати и права женщин в СМИ нельзя рассматривать изолированно – ведь если женщины как социальная гендерная группа не имеют тех же возможностей в этой сфере, что и мужчины, то истинной свободы СМИ в таком обществе не существует (Словарь гендерных терминов /Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с. – http:// www.owl.ru/gender/thesaurus.htm. – Дата доступа 13.01.2016).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.