ГЕНДЕРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Найдено 1 определение
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
(Gender ideology) – система идей и взглядов, понятий и представлений о построении общества и взаимоотношениях в нем мужчин и женщин как двух социальных общностей, учитывающая и выражающая интересы обеих социальных групп – мужчин и женщин. В силу этого гендерная идеология является идеологией конструктивной, несущей новую культуру взаимоотношений во имя достижения социальных целей.Эти социальные общности имеют не только общие интересы и ценности, но и принципиально различные. Именно наличие различных интересов мужчин и женщин является основой гендерных проблем. Поэтому взаимодействие мужчин и женщин как двух разных социальных групп нуждается в идеологии, которая дает возможность удовлетворения как их общих, так и различных интересов. И это – идеология гендерная. Отличительной особенностью гендерной идеологии является ее всеобъемлющий миролюбивый и интернациональный характер, консолидирующий и конструктивный поиск путей и методов сотрудничества двух социальных общностей – во имя мира и развития.
Двум неразделимым половинам общества сегодня для выживания и процветания необходимо сотрудничество, а не конфронтация. Гендерная идеология может объединять людей различного возраста, вероисповедания, а также – страны, нации. Она рассчитана на длительный период ее реализации. Может выступать как механизм внедрения гендерных представлений в массовое сознание. Эти особенности дают ей все основания стать метапарадигмой ХХI века. Исповедуя равноправную и совместную управленческую деятельность женщин и мужчин на основе равных, гарантированных государством реальных возможностей, гендерная идеология обозначает изменение ценностных ориентаций и человека, и населения в целом, общественного мнения и государственной власти, пересмотр многих привычных представлений и истин; дает широкие возможности для переосмысления культуры отношений между полами и созданных ими социальных условий и властных конструкций в обществе – во имя интересов общества. Становясь инструментом анализа, гендерная идеология служит и своеобразным «ключом», механизмом и способом реальных действий для решения ряда научных проблем в области бездискриминационной ответственности и отношений женщин и мужчин, в том числе экономических и социальных, политических и культурных, научно-образовательных, исторических, этико-правовых. Она предоставляет возможность формирования, в частности, политики материнства и отцовства, разработки правовых механизмов ее реализации.
Этот подход принципиальным образом отличает новую идеологию от идеологий минувшего ХХ века, носивших преимущественно ярко выраженный классовый, групповой характер и обслуживающих интересы одной определенной социальной группы, как правило, властной верхушки общества. Гендерная идеология – надклассовая и внеклассовая, выражает массовые интересы и чаяния представителей и представительниц всего человечества. Гендерная идеология – гуманистическое достижение ХХ века, новое явление в мировой философской, социологической и политической мысли, основанное на гендерной идее – идее утверждения равных возможностей для полной самореализации обеих социальных общностей, консенсусном, справедливом, конструктивном и творческом характере их взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности в интересах развития и мира. Носительницами гендерной идеи являются ООН и Совет Европы.
Позитивная роль ООН в процессе формирования гендерной идеологии, в создании условий зарождения нового гендерного мировоззрения – фундаментальной основы изменения характера взаимоотношений между мужчинами и женщинами в каждой стране – отражена в книге Светланы Хрисановой «Драма Прекрасной Дамы: Парадоксы современного равенства мужчин и женщин. Гендерный подход к известной проблеме», а также во второй книге из этой серии «IV Пекинская конференция (1995 г.) и гендерная идеология». Самопроизвольно гендерная идеология не закрепляется. Для реализации она нуждается в гендерной политике, то есть в соответствующей конституционно-законодательной основе. С принятием новой Конституции Украины, например, в молодом государстве появилась законодательная база для консенсуса полов, как и в ряде западных стран. Вырабатываются новые законы развития, содействующие реализации конституционно-законодательного статуса женщин во имя поддержания баланса между двумя половинами общества (Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с. – http://www.owl.ru/ gender/thesaurus.htm. – Дата доступа 13.01.2016).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
138.52 кб

Гендерная идеология в информа ционном обществе

Потапенкова А. А.
Читать PDF
135.23 кб

Гендерное партнерство - гендерная идеология ХХI века

Надолинская Л.Н.
В статье рассказывается о гендерном партнерстве в современном обществе.
Читать PDF
75.28 кб

Христианская концепция брака и ее роль в формировании средневековых гендерных идеологий

Букатова Дарья Михайловна
В статье рассматривается роль женщины в рамках христианской концепции брака и влияние образа христианской жены на формирование представлений о женщине в западноевропейском средневековом сознании.
Читать PDF
880.46 кб

Политическая культура и идеология в странах Запада: гендерный аспект. Программа спецкурса

Д. Б. Вершинина
Представленный учебно-методический комплекс посвящен изучению истории стран Запада в контексте нового и перспективного направления гендерной истории.
Читать PDF
174.99 кб

Гендерная идеология и сексуальные установки личности как факторы уязвимости студентов Ростовской обл

Воронцов Дмитрий Владимирович
В статье анализируется влияние гендерной идеологии на уязвимость студенческой молодежи перед заражением ВИЧ-инфекцией половым путем.
Читать PDF
121.81 кб

Социальные ожидания как элемент идеологии и детерминанта социального статуса субъекта (гендерный асп

Виноградова Елена Юрьевна
Автор анализирует, каким образом господствующая идеология ведет к формированию определенных социальных ожиданий, а как следствие социальных практик, на примере кейсов, которые позволяют рассмотреть, каким образом данный процесс пр