основные средства (методы) физического воспитания. Они являются основными потому, что позволяют решать все задачи физического воспитания. Оздоровительные же силы природы и гигиенические факторы тоже относятся к средствам физического воспитания, но они не обладают такими возможностями, поэтому считаются дополнительными и используются вместе с основными средствами, – т.е. с Ф.у.
Под Ф.у. подразумевается такая двигательная деятельность человека, которая специально организуется для решения задач физического воспитания. Этим Ф.у. отличаются от других видов двигательной деятельности (бытовой, трудовой). Таким образом, не любая двигательная деятельность является Ф.у., а только такая, которая направлена на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания и организована с учетом целей, принципов и функций физической культуры (см. Физическая культура).
Ф.у. – это процесс многократного выполнения двигательных действий (одного и того же или комплекса действий).
Педагогическая ценность Ф.у. заключается в их возможности обеспечить физическое образование, управлять физическим развитием, содействовать формированию всех сторон личности человека.
Итак, Ф.у. – это целенаправленная двигательная деятельность. Последняя состоит из отдельных двигательных актов – двигательных действий. Двигательные действия – это поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения определенной двигательной задачи. Двигательные действия в свою очередь состоят из движений и поз (см. Трудовой процесс).
Движения и двигательные действия различаются по сложности, двигательному составу, структуре движения, по признаку их анатомического воздействия, по преимущественнойнаправленности на совершенствование отдельных двигательных качеств и способностей, по интенсивности нагрузки.
Результат Ф.у., его эффективность связана прежде всего с характером упражнения (направленностью, техникой действий, величиной нагрузки и пр.) и при этом находится в зависимости от возраста, пола, степени подготовленности, физического и психического состояния занимающихся. На эффективность Ф.у. существенное влияние оказывают также оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Они дополняют Ф.у. такими важными для физического воспитания воздействиями, которыми сами Ф.у. не обладают. Закаливание, рациональный режим питания, режим труда и отдыха, сна; соблюдение правил личной гигиены, гигиенических требований к одежде и обуви, к местам занятий Ф.у. и т.д., – все это способствует повышению эффективности занятий. На положительное воздействие Ф.у. можно рассчитывать только при соблюдении гигиенических требований к организации разнообразной деятельности человека, к его режиму труда и отдыха, к условиям его жизни в целом.
Лит.: Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. – М., 1983.
Л.А. Леонова
387.96 кб
Физические упражнения при бронхиальной астме
Данная статья информирует читателя о видах физической нагрузки при хронических заболеваниях дыхательных путей, а также о способах лечения и профилактики данных заболеваний с помощью физкультуры.