Эгоизм
себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других, общественным интересам, пренебрежение ими.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Эгоизм
(от лат. ego – я) – себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам общественным, интересам других людей.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
Эгоизм
свойство личности, черта характера, проявляющаяся в себялюбии, предпочтении личных интересов общественным и интересам других людей. (1)
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Эгоизм
(лат. ego – я) – принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, забота о своем «я» и его интересах даже ценой блага других.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ЭГОИЗМ
нравственный принцип, признающий приоритет личного интереса над интересами общества и окружающих людей, превращающий этот интерес в основной мотив деятельности.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
ЭГОИЗМ
(от лат. я) - ценностная ориентация личности, проявляющаяся в сознательном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей, крайняя форма индивидуализма.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
ЭГОИЗМ
(фр. egoisme от лат. ego – я) – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Эгоизм
негативная ориентация личности, крайняя форма индивидуализма, проявляющаяся в сознательном корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и общества в целом.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
ЭГОИЗМ
ценностная ориентация личности, направленная, в первую очередь, на удовлетворение собственных, индивидуалистических личностных интересов и потребностей безотносительно интересам других людей и социальных групп.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Эгоизм
[фр. egoisme < лат. ego – я] – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих; преобладание в ценностно-ориентационной сфере личности собственных, индивидуалистических потребностей и интересов.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
ЭГОИЗМ
от лат. ego — я) — преобладание в жизнедеятельности личности своекорыстных индивидуалистических потребностей и интересов, равнодушие к др. людям. Бывает и альтруистический Э., когда желание сохранить себя и сделать себя счастливым соединяется с желанием делать добро др., с надеждой на положительное отношение их к себе.
Источник: Педагогический словарь
Эгоизм
лат. – «я») – отрицательное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как себялюбие, забота об удовлетворении лишь своих потребностей, крайние формы проявления самости. Эгоизм – это приписывание реального бытия лишь индивиду как таковому и отвержение реальности внешнего мира, это отождествление сознания, тела и чувства, выливающееся в понятиях «я есть» и «самость». Качество есть основание для порождения целого ряда других (зависть, жадность, гордыня, леность, тщеславие и т.д.), на почве которых вырастает зло и проявляются человеческие грехи. Эгоистичный человек излишне критично и скептично относится к чужому мнению, склонен к поспешным и необдуманным решениям, к упрямству, но также и к доверчивости ко всяким случайным и отрицательным идеям и теориям. Эгоизм является великим злом, мешающим духовному росту человека, его нравственному совершенствованию. Между прочим, «эгоисткой» до революции называли пролетку для одного седока.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЭГОИЗМ
от лат. ego - я) — негативная ценностная ориентация личности, крайняя форма индивидуализма, проявляющаяся в сознательном корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и общества в целом. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности является следствием дефектов воспитания. Если практика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребенка может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на своем "Я" может привести к отчуждению как переживанию человеком одиночества во враждебном ему мире. Предотвращение развития Э. в решающей степени зависит от умелого учета родителями и педагогами индивидуальных особенностей ребенка, включения его в гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками. См. также Альтруизм
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ЭГОИЗМ
от лат. ego — Я) — себялюбие; поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном Я, собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других людей. Эгоизм является порождением природного инстинкта самосохранения, и с точки зрения этики необходимость эгоизма обусловливается ценностью жизни. Он необходим для осознания и реализации ценностей, заложенных в личности, для исполнения морального долга, состоящего в доведении до наибольшего совершенства собственных задатков и способностей. Эгоизм становится недопустимым с этической точки зрения, когда чужой жизни и чужой личности придается меньше значения, чем собственной, когда попираются права других. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группы может привести к отчуждению как переживанию субъектом одиночества во враждебном ему мире. Эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека. Противоположный термин — альтруизм.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ЭГОИЗМ
от лат ego - я), ценностная ориентация личности, проявляющаяся в сознательном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам др. людей, крайняя форма индивидуализма
Ощущение своей индивидуальности, своего «Я», вычленение себя из окружающего мира и потребность утвердиться в нем необходимы ребенку для становления его личности Эти процессы начинаются в возрасте ок 2 лет Ребенок начинает стремиться к признанию со стороны окружающих, поэтому он требует от них внимания, похвал, выражений любви и гарантий благополучия В своих притязаниях он может быть навязчив, упрям и капризен От взрослых, к-рые рядом с ним, зависит, каким сформируется взаимоотношение между самосознанием ребенка и миром окружающих его людей научится ли он понимать чужие потребности и чувства, сопереживать им, оказывать бескорыстную помощь, либо он привыкнет воспринимать все и всех только как средство удовлетворения своих потребностей и желаний
Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности - следствие дефектов воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребенка может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при к-рой принимаются в расчет лишь его собств интересы, переживания и др. В зрелом возрасте подобная концентрация на своем «Я», равнодушие к внутр миру др. человека, к обществ.интересам могут привести к отчуждению как переживанию человеком одиночества во враждебном ему мире.
В нек-рых этич. и психол. концепциях Э. рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря к-рому якобы обеспечиваются защита и наиб. полное соблюдение его интересов. Однако пренебрежение интересами др. людей приносит лишь кратковременную выгоду, а в целом обусловливает изоляцию человека, негативное отношение к нему окружающих и, как следствие, - неизбежные эмоциональные и материальные потери. Поэтому предотвращение развития Э выступает важной задачей в формировании зрелой личности.
Эгоистич. направленность дет самосознания укрепляется прежде всего там, где родители весь уклад семейной жизни ориентируют на потребности и комфорт своего ребенка. Наиб. распространенная ошибка родителей - задаривание ребенка. Это способствует развитию прихотей и капризов, укрепляет утилитарно-потребительское отношение к окружающим. К тем же последствиям приводит и привычка родителей демонстративно отдавать ребенку все самое вкусное, первому подавать за столом еду и т.п. Ошибкой является стремление освобождать ребенка от любого физич. усилия, от самообслуживания, от участия в труде. Так формируется иждивенч. жизненная позиция. Однако и противоположное (холодное, безразличное, унижающее) отношение к ребенку порождает эмоциональную тупость, бездушие к окружающим, агрессивную готовность отстаивать даже самый незначительный собств интерес.
Предотвращение развития Э в решающей степени зависит от учета родителями и воспитателями индивидуальных особенностей ребенка, включения его в гармоничные социальные отношения со взрослыми и сверстниками.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия