Характер
совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
ХАРАКТЕР
сочетание психических особенностей человека, проявляющееся в способах поведения и эмоциональном реагировании на обстоятельства.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Характер
совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его отношениях, поведении, деятельности. (1)
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Характер
качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и потому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Характер
(греч. character – печать, черта, особенность) – совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей личности, проявляющихся в его поведении, деятельности.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
ХАРАКТЕР
совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Характер
[гр. charackter – отличительная черта, признак] – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Характер
индивидуальное свойство личности, совокупность черт, которые выражают отношение человека к тому, что с ним происходит и что он делает, обуславливающий типичный для данного человека способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах.
Источник: Словарик координатора детского движения
ХАРАКТЕР
(character) – индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поступках и выражающих отношение человека к действительности (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – С. 247).
Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.
ХАРАКТЕР
индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Характер социальный — система правил взаимодействия любого индивида со всеми другими членами своей и смежных групп.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
Характер
совокупность наиболее устойчивых психических черт, определяющих поведение человека и проявляющихся в его отношении к окружающему, к труду, к другим людям, к самому себе. Черты характера – особенности, которые стали свойственными самой личности и находят проявление в отношениях к окружающему миру, к труду, к другим людям, к самому себе.
Источник: Военная педагогика
ХАРАКТЕР
приобретенная на основании естественной индивидуальности основная печать воли, объемлющая всю область душевной жизни человека и сказывающаяся на его настроении и действиях. Решающим моментом в характере человека являются твердость и постоянство. Так же как вера есть твердость и постоянство в том, на что надеются, так и характер есть твердость и постоянство в том, чего хотят.
Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи
Характер
совокупность наиболее ярко выраженных относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом. Но темперамент определяется врожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подвержен изменениям на протяжении всей жизни человека. Х. складывается в процессе воспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться пари изменении этих условий.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
ХАРАКТЕР
от греч. charakter — печать, чеканка) — совокупность устойчивых психических черт личности, обусловливающая его отношение к окружающему миру, др. людям, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении. Зная X. человека, можно до известной степени предвидеть его поведение в той или иной ситуации. X. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, к-рый определяет форму выражения X., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его направления.
Источник: Педагогический словарь
ХАРАКТЕР
от греч. charakter—черта, особенность) — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Характер проявляется в манерах человека, его поступках, складе ума; определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев и придавая действиям субъекта те или иные экспрессивные свойства (напористость, мягкость, импульсивность, открытость, осторожность и др.).
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ХАРАКТЕР
(от греч. charaktēr – черта, особенность). Совокупность устойчивых особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая индивидуальные способы поведения. Отличительные черты Х. определяются прежде всего волей и эмоциями. На занятиях по языку большое значение имеет отнесение учащегося к интровертному или экстравертному типу (см. интроверт, экстраверт). Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления Х. Знание Х. учащихся – важное условие эффективности обучения и основа индивидуального подхода в учебной работе.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ХАРАКТЕР
индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт. Характер – каркас личности и ее особенная подструктура, наложенная на все остальные подструктуры – направленность личности, ее опыт и др. Бесхарактерность – тоже проявление характера. Литература: [49].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
Характер
совокупность сформировавшихся индивидуальных особенностей личности, обусловливающая типичные для нее способы поведения. X. проявляется в системе отношений человека к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость и т.п.); в отношении к делу (ответственность или безответственность, трудолюбие или леность и т.д.); в отношении к себе (смелость или трусость, скромность или самоуверенность и др.). В бою востребуются такие черты X. человека, которые обусловливают его сознательные, активные, самоотверженные боевые действия: смелость, мужество, целеустремленность; настойчивость, ответственность, коллективизм и др.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Характер
гр. – метить, клеймить) – совокупность устойчивых свойств личности, отражающих ее разнообразные отношения к чему бы то ни было – к себе, друзьям, работе, отдыху, познанию, искусству, обществу и т.д. Характер делает человека узнаваемым, как бы наделенным приметами, особыми признаками. При наличии характера человек становится способным проводить в жизнь свои идеи и осуществлять замыслы, проявлять волю и силу, быть творческим. Всю жизнь человек занимается воспитанием своего характера. Из биполярных свойств личность всю жизнь выбирает то, что ей подходит, что востребует обстановка. Через характер человек овладевает средой и адаптируется к ней.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ХАРАКТЕР
совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы повеления. Среди множества черт характера некоторое выступают как ведущие, другие как второстепенное. Проявляется характер в системе отношений человека к действительности: в отношении к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.д.); в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность); в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, гордость или приниженность) и т.д. В зарубежной, особенно американской, психологии преобладают тенденции ставить характер к этике, отождествлять характер с личностью и сомнения о возможности изучения характера как уникального явления.
Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003
Характер
(от греч. charakter — черта, признак, примета, особенность) — совокупность устойчивых индивидуальных свойств личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливающая типичные способы реагирования на жизненные обстоятельства. Структура X. включает эмоционально-волевые, нравственно-коммуникативные и интеллектуальные черты, которые образуют целостность и задают основные оси характерологических проявлений. X. тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера и накладывает своеобразный отпечаток на его проявления. Решающее влияние на формирование X. оказывает воспитание. Становление X. происходит в условиях включения личности в социальные группы — семью, учебный коллектив, неформальные группы общения и др. Педагогическое руководство процессом воспитания X. заключается в развитии его социально ценных свойств и ослаблении (или хотя бы компенсации) негативных проявлений. В учебно-воспитательной работе необходим индивидуальный подход и понимание особенностей X. воспитанника.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Характер
Характер – это совокупность свойств, отличающих одного человека от другого. Определяя характер ребенка, родители имеют в виду его нравственные стороны. А их ценность со временем меняется. Но, несмотря на происходящие изменения, некоторые ценности остаются непреходящими. Это честность, правдивость, верность, благородство. На них строятся отношения между людьми. Бизнес, дружба, коллективизм, даже брак и семейная жизнь основаны на постулате, что людям надо реализовать свою потребность быть ответственными, надежными и верными. Сколько бы ни оспаривались некоторые ценности человеческой личности, вышеназванные достоинства признаются всеми. Основная задача родителей и учителей – любыми способами воспитать в детях главные добродетели.
В настоящее время исследования детской психики раскрыли новые горизонты в воспитании детей. На ребенка, позволяющего себе иногда сказать неправду или взять что-то ему не принадлежащее, не торопятся наклеивать ярлык обманщика или вора, а считают, что такому малышу нужна помощь. Таким образом, изменился механизм решения проблемы. Цель же осталась неизменной: помочь детям вырасти людьми с цельным характером и высокими нравственными принципами.
Источник: Толковый словарь для современных родителей. М. Слово 2010.
ХАРАКТЕР
совокупность устойчивых, взаимосвязанных особенностей и черт индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования в типичных жизненных условиях и обстоятельствах, помогающие или мешающие устанавливать правильные взаимоотношения с другими людьми, предвидеть поведение индивида и в случаях необходимости корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер связан прежде всего с социализацией человека, обстоятельствами его жизненного пути и условиями, в которых эта личность живет, воспитывается и развивается, проявляется в отношении к делу, к другим людям и к самой себе, обнаруживает зависимость от мировоззрения и моральных принципов. В определенной степени характер человека связан с темпераментом, зависим от типа нервной системы, природных предпосылок, детерминируется как особенностями генотипического фонда, так и влиянием факторов среды. В зависимости от степени проявления различают "нормальный характер", выраженные характеры (акцентуации), характеры с сильным отклонением от нормы (психопатии). К.Г. Юнг предложил различать два базовых типа характеров: характеры, ориентированные на внешний (экстраверты) и на внутренний мир (интроверты). При неблагоприятном сочетании условий могут наблюдаться крайние варианты нормы, явные или скрытые формы акцентуации, граничащие с психопатиями: циклоидная, астеническая, психоастеническая, шизоидная, эпилегггойная, паранояльная и т.д.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ХАРАКТЕР
система свойственных человеку устойчивых отношений. Под отношениями в данном случае понимаются типичные для данного человека переживания, возникающие при практическом или мысленном взаимодействии его с теми или иными сторонамидействительности, включая и его самого. Иначе говоря, имеются в виду его отношения (как черты Х.) к людям (доброжелательность, злобность, чуткость и т.п.), к деятельности трудовой, учебной, игровой (добросовестность, пунктуальность, халатность и пр.), к вещам, предметной среде, включая и производственное оборудование, материалы, инструменты (бережливость, аккуратность, неряшливость), к информации и новизне (любознательность, пытливость, дотошность), к самому себе (самолюбие: себялюбие, самоотверженность и т.п.). Отношения как черту Х. не следует путать с межличностными отношениями как формами поведения людей в группе. Система межличностных отношений (как межлюдских взаимодействий) зависит от отношений, переживаемых личностями, вступающими в контакты; и наоборот, от системы, динамики, стиля, формы и содержания межлюдских взаимодействий, сложившихся в той или иной группе (семье, бригаде, учебной группе, противоправном объединении и пр.) зависит и формирование черт характера членов группы. Иногда под Х. понимают не только отношения, но вообще – множество устойчивых индивидуальных особенностей личности.
Черты Х. всегда имеют некоторую эмоциональную «окраску» (см. Эмоции; Чувства). Х. человека формируется и проявляется в поступках (см. Поступок). При этом он неслучайным образом связан с умом человека (см. Ум), определенными убеждениями (см. Убеждения). В свою очередь черты Х. представляют собой некоторую связную систему в том смысле, что не любые черты могут сосуществовать у данного человека (например, если у него воспитана доброжелательность к людям, то это исключает злобность; если сложились такие черты, как эгоизм, себялюбие, то это противодействует формированию чуткости, самоотверженности и т.д.). Поэтому, во-первых, нельзя воспитывать Х. «сам по себе», изолированно от ума, убеждений, ценностных представлений, во-вторых, важно обращать внимание на формирование главных черт Х., которые более или менее «автоматически» повлекут за собой и развитие производных его черт. Скажем, воспитывая у учащегося уважительное отношение к людям труда, участникам производственного процесса, мы тем самым создаем благоприятные условия и для возникновения бережного отношения к продуктам их труда, вещам (например, к заготовкам, в которые вложен труд многих – незримых в данный момент – людей).
Лит.: Бороздина Л.В. Психология характера. Исторический очерк. – М., 1997; Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Характер. – Л., 1957; Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.; Воронеж, 1995; Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991; Психологические основы трудового воспитания школьников / Под ред. Э.А. Фарапоновой.
– М., 1988.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
ХАРАКТЕР
совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения. Индивидуальные особенности, образующие Х., относятся в первую очередь к воле и эмоциям, но в известной мере и к уму. Проявления Х. - комплексны и в ряде случаев практически не поддаются классификации по волевым, эмоциональным или интеллектуальным процессам. Становление Х. происходит в условиях включения личности в различные социальные группы (в семье, среди друзей и т.д.). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития межличностных отношений, у подростка могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, принципиальность, твердость, в другом - скрытность, конформизм, слабохарактерность. В группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности формирования и закрепления позитивных черт Х. Х. всегда многогранен. В Х. могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, а связаны воедино. Структурность Х. обнаруживается в зависимости между отдельными его чертами. Среди черт Х. некоторые выступают как основные, задающие особую направленность его проявлениям. Например, в жизни встречаются более цельные Х. и более противоречивые. Цельность Х. не исключает полностью его противоречивости: доброта иногда вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора - с ответственностью. Некоторые черты Х. определяются направленностью личности, совместимы с определенными моральными принципами и убеждениями, иногда даже обязательно сопутствуют им. Проявляясь в действиях и поступках, Х. оказывается зависимым как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей в достижении осн. жизненных целей, от самооценки и от общественного мнения и др. Важнейший момент в формировании Х. - то, как человек относится к окружающим и к самому себе. У одних людей на первый план выступает себялюбие и эгоцентризм, у других - подчинение собственных интересов интересам семейным, дружеским, групповым. Х. проявляется и в отношении человека к делу. В Х. заложена своеобразная программа типичного поведения человека в определенных обстоятельствах. Вариативность черт Х. проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты Х. достигает предельных величин, возникает акцентуация характера. Х., как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и, прежде всего, от типа нервной системы. Черты темперамента и Х. образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий индивидуальность человека. Х. - достояние личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми и тем самым обретающей свою индивидуальность. Опираясь на проявления социально ценных свойств Х. воспитуемого, родители и педагоги стремятся развить и упрочить эти свойства, а отрицательные - ослабить или хотя бы компенсировать, возместив социально значимыми качествами. Знание Х. учащегося - важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ХАРАКТЕР
совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные индивид способы поведения Индивид особенности, образующие X, относятся в первую очередь к воле и эмоциям, но в известной мере и к уму Проявления X - комплексны и в ряде случаев практически не поддаются классификации по волевым, эмоцион или интеллектуальным процессам (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.)
Становление X происходит в условиях включения личности в разл социальные группы (в семье, среди друзей, в неформальном объединении и др.). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития межличностных отношений, у подростка могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость принципиальность, твердость, в другом - скрытность, конформизм, слабохарактерность В группе высокого уровня развития создаются наиб. благоприятные возможности формирования и закрепления позитивных черт X
X всегда многогранен В X могут быть выделены отд черты или стороны, к-рые, однако, не существуют изолированно, а связаны воедино, образуют более или менее цельную структуру X Структурность X обнаруживается в зависимости между отдельными его чертами Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности, самостоятельности, самоотверженности и щедрости От человека трусливого можно ожидать приниженности и угодливости по отношению к сильному, конформизма, недоверчивости и осторожности и т.д. В- разных жизненных обстоятельствах структура X может быть существенно преобразована и даже может включить качества, казалось бы, противоположные доминирующему (к примеру, трус может быть наглым). Однако общая тенденция к проявлению именно комплекса качеств X будет преобладать
Среди черт X нек-рые выступают как основные, задающие общую направленность его проявлениям Наряду с ними существуют второстепенные черты, к-рые в одних случаях определяются основными, а в других могут.н. не гармонировать с ними В жизни встречаются более цельные X и более противоречивые Цельность X не исключает полностью его противоречивости доброта иногда вступает в конфликт с принципиальностью, чувство юмора - с ответственностью Черты X не могут быть отождествлены с убеждениями и др. особенностями направленности личности Вместе с тем нек-рые черты X определяются направленностью личности, совместимы с определ моральными принципами и убеждениями, иногда даже обязательно сопутствуют им
Проявляясь в действиях и поступках, X оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей в достижении осн. жизненных целей, от самооценки и от обществ. мнения и др. Важнейший момент в формировании X - то, как человек относится к окружающим и к самому себе Эти отношения являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт X Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к др людям X человека не может быть раскрыт.н. понят вне живого общения с др. людьми
Показательно для X отношение человека к себе У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм, у других - подчинение собственных интересов интересам семейным, дружеским, групповым X обнаруживается также в отношении человека к делу, окружающему предметному миру Ценными считаются добросовестность, серьезность, ответственность, противоположные легкомысленности, формализму
В X заложена своеобразная программа типичного поведеншГчеловека в определ обстоятельствах В качестве черты X может рассматриваться степень выраженности у индивида мотивации достижения поставленной цели (см Мотивы). Решительный человек переходит от побуждений к действиям зачастую без сколько-нибудь длит. борьбы мотивов Тактичность как черта X способствует проявлению осторожности в высказываниях, что предполагает учет обстоятельств и проблем, существенных для людей, с к-рыми человек общается
Число черт X, к-рые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языках, чрезвычайно велико Вариативность черт X проявляется не только в их качеств многообразии и своеобразии, но и в количеств выраженности Когда количеств выраженность той или иной черты X достигает предельных величин, возникает т.н. акцентуация X Слабое звено в X обнаруживается лишь в тех ситуациях, к-рые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена Др трудности, не затрагивающие уязвимых точек X индивида, могут переноситься им без напряжения, не доставляя неприятностей ни окружающим, ни ему самому Акцентуация X при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологич. нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии
Важнейшие типы акцентуации X - нитровертный, экстравертный, неуправляемый, неврастенический, сензитивный, демонстративный При правильно поставленной воспитат. работе возможна корректировка проявлений акцентуации X Педагоги и родители, зная «точки наименьшего сопротивления» в X ребенка или подростка, стремятся не допускать стрессогенных ситуаций
X, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологич. особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления X, в т.ч. на динамические особенности их возникновения Черты темперамента и X образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий индивидуальность человека Быт, условия жизни в семье, обстановка учебы и труда - школа человеческих характеров Перед родителями и педагогами стоит ответств задача - своевременно подмечать наметившиеся изменения в X детей и, принимая их во внимание, проводить свою линию поведения - организовывать систему пед. воздействий в интересах воспитания
X - достояние личности, включающейся в систему обществ. отношений, в совм. деятельность и общение с др. людьми и тем самым обретающей свою индивидуальность X - лишь одна из сторон личности, но не вся личность Человек, поставленный в ситуацию выбора, способен подняться над обстоятельствами, в т.ч. и над собственным X Эта способность человека противостоять любым обстоятельствам, в т.ч. и внутренним, психологическим, представляет собой основу его развития как личности
Опираясь на проявления социально ценных свойств X воспитуемого, родители и педагоги стремятся развить и упрочить эти свойства, а отрицательные - ослабить или хотя бы компенсировать, возместив социально значимыми качествами Знание X учащегося - важное условие эффективности индивидуального подхода в уч. -воспитат. работе
А В Петровский
Источник: Российская педагогическая энциклопедия