Добродетель

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Добродетель
нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как сплав мировоззренческих взглядов, чувств и практических умений, обеспечивающих поведение в рамках оценки по категории «добро». Добродетель – это высшее духовное качество личности, например, отзывчивость, верность, порядочность, скромность, великодушие и многие другие, влияющие на все стороны человеческой жизни – на познавательную деятельность, достижение личного счастья, профессиональную трудовую, досуговую деятельность. Вся жизнь может и, в идеале, должна быть добродетелью: добро абсолютно. Добродетель – это не подвиг, а норма человеческой жизни. В христианстве выделяются семь основных добродетелей, часть из которых дохристианского происхождения. Это: справедливость, умеренность, мужество, мудрость. Новый Завет дал новые добродетели – веру, надежду, любовь. Добродетели охватывают всего человека, определяют все его личностные качества.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДОБРОДЕТЕЛЬ
качество нравственной доблести и красоты, способное служить образцом, к которому каждый человек должен стремиться как к идеальной норме. Вся палитра нравственных добродетелей составляет большой и многогранный мир или область ценностной ориентации человека. В функциональном смысле добродетель понимается как средство, возводящее личность на определенную ступень нравственного восхождения и открывающее доступ к переживанию блага. В конститутивном плане добродетель следует рассматривать в качестве неотъемлемого конститутивного элемента нравственной структуры личности, указывающего на степень ее духовно-нравственной сформированности. Виды добродетели: вера в себя, ближнего и общество, надежда и любовь; моральный страх; благоговение; благочестие; кротость; дружба; раскаяние; умиление; верность; преданность; праведность; умеренность, внимательность. Достигая высоты добродетелей, человек получает общественное признание.

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

ДОБРОДЕТЕЛЬ
категория этики, обозначающая положительные нравств. качества личности; сплав идей, чувств и практич. умений, обеспечивающих должное поведение. Нравств. отношения характеризуются мн. Д.: отзывчивостью, верностью, порядочностью, скромностью, великодушием и т. п. От истинной Д. следует отличать Д. ложную, ханжескую, лицемерную, к-рая кичится мнимыми достоинствами, скрывая свои пороки и недостатки за декларируемыми нравств. ценностями. Понимание Д. исторически менялось. Каждая культура, выдвигая свой идеал нравственно совершенной личности, определяла осн. понятия Д. Напр., антич. этика ставила на передний план мудрость, мужество, справедливость и умеренность; христианская этика провозгласила в качестве Д. аскетизми и основанные на свободе воли веру, надежду, любовь; раннебуржуаз-ная — трудолюбие, предприимчивость, бережливость; социалистическая — самоотверженность, солидарность, бескорыстие. Противоположность Д. — порок, порочность, т.е. недостаток или избыток к.-л. качества. Нравств. качества личности образуют целостный ансамбль, и Д., утратившая связь с остальными качествами личности, легко превращается в порок. Педагогика и пед. практика призваны ориентироваться на воспитание целостной личности, а не отдельных Д.
А. П. Скрипник.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ДОБРОДЕТЕЛЬ
буквально - деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. Для понятия Д. существенными являются следующие признаки. Д.: 1.всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством; 2.сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями и практикуется ради самой себя; 3.возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса, темперамента, "души") человека; "Д. - это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность - это ее противоположность" (Аристотель); 4.представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, в соотнесенности с принятыми в обществе образцами поведения; 5.выступает как свободный (преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений; 6.деятельно противостоит пороку. Т.к. Д. связана со всей конкретной человеческой деятельностью (в той мере, в какой последняя зависит от морального выбора личности), то в зависимости от сферы, предметной определенности этой деятельности она распадается на множество отдельных Д. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрости, справедливости, мужества, умеренности. Аристотель добавил к ним кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие (см.Дружба), любезность и правдивость. В патристической и схоластической этике ряд Д. был пополнен теологическими понятиями веры, надежды и любви-милосердия (см. Милосердие), заимствованными у апостола Павла. В Новое время сформировалась Д. терпимости (толерантности), задающая нравственную меру отношения к людям других верований и убеждений; в связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим на уровень общественно значимых Д. были подняты такие качества, как труд, бережливость, прилежание и др.; изменилось соотношение Д. и общезначимых норм в пользу последних. Античная вертикаль Д. как ступеней совершенства, приближающих индивида к высшему благу, была заменена горизонталью различных нравственных отношений. Этика, понимаемая по преимуществу как этика Д., каковой она была в античности и средние века, исходит из того, что: а) человек изначально нацелен на добро и б) мораль, фиксированная в форме Д., становится непосредственным мотивом поведения, и в случае морального индивида этот мотив оказывается более сильным, чем все прочие мотивы (страх, общественное признание, богатство и т.д.). Философская этика Нового времени задала качественно новую перспективу, согласно которой прагматика жизни освобождается из-под непосредственного диктата морали и на место представлений о добродетельном индивиде как гаранте морали приходит убеждение в том, что мораль обнаруживает свою действенность опосредованно - через этико-правовые, этико-научные, этико-хозяйственные и иные нормативные системы.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
338.84 кб

Концептуальное обоснование проблемы воспитания нравственных добродетелей у младших школьниц в процес

Зотова Д. А.
Обоснованы отдельные компоненты концепции воспитания нравственных добродетелей у младших школьниц с позиций гендерного (женского) воспитания как инновационного направления российского школьного образования.
Читать PDF
436.15 кб

Воспитательная система нравственного становления ребенка-дошкольника «Сад добродетелей»

Ехлакова Татьяна Михайловна, Смертина Лилия Анатольевна, Селянина Наталия Николаевна, Сальникова Людмила Васильевна
В статье представлены некоторые итоги деятельности Центра развития ребенка по разработке воспитательной системы нравственного становления ребенка «Сад добродетелей» для решения проблем духовно-нравственного развития дошкольника че
Читать PDF
436.15 кб

Воспитательная система нравственного становления ребенка-дошкольника «Сад добродетелей»

Ехлакова Татьяна Михайловна, Смертина Лилия Анатольевна, Селянина Наталия Николаевна, Сальникова Людмила Васильевна
В статье представлены некоторые итоги деятельности Центра развития ребенка по разработке воспитательной системы нравственного становления ребенка «Сад добродетелей» для решения проблем духовно-нравственного развития дошкольника че
Читать PDF
276.25 кб

Теория интеллектуальных добродетелей и современное образование

Каримов А. Р., Казакова В. А.
Рассматривается популярное в современной англо-американской эпистемологии направление теория интеллектуальных добродетелей (ТИД). Сравниваются две основные версии ТИД релайабилизм и респонсибилизм.
Читать PDF
77.58 кб

Можно ли научиться добродетели? (софисты, Исократ и Платон о воспитании)

Мочалова И. Н.
В статье рассматриваются этические дискуссии, имевшие место в Афинах в V-IV вв. до. н.э. Ключевая тема дебатов природа добродетели.
Читать PDF
1.37 мб

Категория «Добродетельная жизнь» в педагогике В. В. Зеньковского

Макаров Михаил Иванович
В теоретико-методологическом и историко-педагогическом ключе рассматриваются трактовки категории «добродетельная жизнь» в педагогике В.В. Зеньковского.
Читать PDF
226.55 кб

Категория «Добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья

Макаров Михаил Иванович
Цель статьи рассмотреть в теоретико-методологическом и историко-педагогическом ключе трактовки категории «добродетельная жизнь» в педагогике русского зарубежья.
Читать PDF
867.76 кб

Этико-педагогические представления о добродетельной жизни в отечественной нравоучительной литературе

Макаров Михаил Иванович
В статье рассматриваются в теоретико-методологическом и историкопедагогическом ключе трактовки категории «добродетельная жизнь» в отечественной нравоучительной литературе XVIII первой половины XIX века, а также дается научно-педаг

Похожие термины:

  • Аскетические добродетели

    : пост; бдение; телесные подвиги; труд; воздержание; чистота; непорочность; целомудрие; трезвение.
  • ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

    добродетели, превосходящие меру и возможности обычного человеческого естества и являющиеся чистым природным даром. Харизматическая добродетель есть результат совершенного человеком подвига и
  • НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

    : внимание к человеку, признание его достоинств; честность; искренность; доверие; благодарность; любовь; благоволение; милость; помощь; услуга; одолжение; бескорыстность; самопожертвование; благотв
  • ПРИОБРЕТЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

    добродетели, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного формирования и являющиеся результатом полученного образования и воспитания. Каждая формирующаяся личность в своем
  • ПРИРОДНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

    добродетели естественных сил и способностей души, иначе, ума, чувства и воли, то есть добродетели, данные человеку от рождения. К природным добродетелям относятся: ясность ума, быстрота мысли, наде
  • Добродетельность

    положительное духовно-нравственное качество личности, характеризующее человека, склонного к постоянному направлению своих чувств, мыслей и воли на исполнение нравственных законов. Добродетельн