Человек
Человек
живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; биосоциальное существо, субъект исторической деятельности и познания.
ЧЕЛОВЕК
биосоциальное существо, включающее совокупность свойств, качеств, связанных с биологической природой человека и множество социальных свойств и качеств, приобретенных им прижизненно и характеризующих его общественную сущность.
Человек
живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Человек
субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделяющееся из них, благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, сознанием и нравственными качествами.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ЧЕЛОВЕК
образовательная область в начальной школе, главная цель которой состоит в изучении человека как высшей формы живых организмов на Земле, объяснении его биологической сущности и формирование представления о человеке как о субъекте общественно-исторической деятельности и культуры, т.е. о его "второй природе" и социальных отношениях.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Человек
как биологическое существо: принадлежит к классу млекопитающих, особенностями являются прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг; как общественное существо: наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
ЧЕЛОВЕК
философско-атеистическое определение) – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида Homo Sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности: – производить орудия труда; – обладать членораздельной речью; – мышлением и сознанием; – нравственно-эстетическими качествами.
Человек
живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Человек - представитель уникального вида живых существ — Homo sapiens (Человек разумный), высшая особь живого развития на Земле, субъект деятельности и культуры; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. (1)
Человек
Термин «человек» обозначает родовое понятие. Для обозначения конкретных особенностей человека используются разные термины: индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Биологическое, врожденное отожествляется с его организмом, социальное - с личностью, человек как носитель активности - субъект, неповторимое своеобразие его физических и психических особенностей - индивидуальность. Каждый человек - неповторимая личность и индивидуальность.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
ЧЕЛОВЕК
высшая степень развития живых систем, субъект общественно-исторической деятельности, творец материальной и духовной культуры. Человек – объект изучения многих наук: анатомии, антропологии, генетики, геронтологии, педагогики, психологии, социологии, физиологии, эмбриологии. В человеке органически соединены все основные закономерности материального мира: механические, биологические и социальные. В силу этого человек представляет собой наиболее сложный объект познания.
ЧЕЛОВЕК
уникальный биологический вид Homo sapiens, возникший более 40 тыс. лет назад в результате антропосоциогенеза. Субъект исторической деятельности и культуры, обладающий сознанием и разумом. Биологическое и социальное в человеке находятся в диалектическом единстве и взаимопроникновении. Человек выступает и может рассматриваться в разных ролях: как индивид, как индивидуальность, характеризующие его отличие от других людей; как субъект, производящий изменения в самом себе, природе и других людях; как личность, субъект отношений (к себе, другим людям, окружающему миру) и сознательной деятельности.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ЧЕЛОВЕК
биосоциальное существо, представитель homo sapiens, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и др.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.
Человекознание — интеграционный спектр знаний, охватывающий все отрасли духовной культуры и проблемы, связанные с тем, кто такой человек, как он взаимодействует со средой жизнедеятельности и что ему необходимо, чтобы быть самим собой и успешно адаптироваться в этой среде, реализовать себя как личность.
Человекознание — интеграционный спектр знаний, охватывающий все отрасли духовной культуры и проблемы, связанные с тем, кто такой человек, как он взаимодействует со средой жизнедеятельности и что ему необходимо, чтобы быть самим собой и успешно адаптироваться в этой среде, реализовать себя как личность.
ЧЕЛОВЕК
(православно-антропологический подход) – «селовек» или «словека» (славяно-русское название человека) – существо словесное, собственно-мыслящее, мыслеживущее. Человек – высшее из существующих в видимом мире материальное существо, сотворенное по образу и подобию Божию, наделенное бессмертной душой, разумом, волей, способностью к творчеству и Богообщению. Человек соединяет в себе три начала: дух, душа и тело. Как существо он принадлежит двум мирам: душа и тело природны, дух сверхприроден. Трехчленное «устройство» человека определяет его развитие и характер жизнедеятельности. Каждая их трех составляющих имеет свои потенциальные возможности. Тело – средство материального передвижения и практической деятельности; дух привносит в тело духовно-нравственные начала; душа соединяет дух и тело и позволяет реализовываться в материальном мире духовным началам человека, дает возможность развития по индивидуальному плану. При условии целостности этих сил под главенством духа, человек развивается гармонично. Если же удовлетворяется только одна часть, то жизнь получает искажённые формы.
Человек
высшее творение природы, разумный и чувствующий живой организм, сущность которого выражается в единстве тела, души и духа. Жизнь человека детерминирована законами природы, культуры и социума. Как творение и субъект природы человек обладает телесностью, определенным строением головного мозга, создающим предпосылки для развития его разума и человеческих функций, нервной системой, позволяющей переживать, сопереживать и выражать отношение к миру и самому себе, душой, являющейся жизненным центром тела и настраивающей человека на любовь. Как творческая личность и субъект культуры человек обладает духовностью, культурной идентичностью, устремленностью к поиску истины, добра и красоты, самосознанием, способностями к рефлексии и самосовершенствованию; как продукт и субъект социальной жизни он обретает социально значимые свойства свободу, волю, способность к созиданию, творчеству, диалогу и взаимодействию, сотрудничеству с другими людьми. В своих свойствах человек неисчерпаем, возможности его развития беспредельны. Каждый конкретный человек обладает свойством уникальности, непохожести на других, самобытности, индивидуальности.
Источник: Глоссарий по педагогике.
ЧЕЛОВЕК
существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство. Человек выступает как: организм; индивид (что означает его принадлежность к роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в себе самом); носитель ролей (половых, профессиональных); Я-образ (система представлений, самооценка); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъективность в других людях и в самом себе как в другом). Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, педагогики и др. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Совместная деятельность и общение являются основаниями и движущей силой развития человека; посредством них осуществляется движение человека в мире людей, приобщение его к культуре.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Человек
ст.слав. – лоб) – высшее, для данного этапа эволюции жизни на земле, природное существо, наделенное разумом и волей. Он соединяет в себе три начала: тело, дух и душу. Как существо, он принадлежит двум мирам: душа и тело природны, а дух сверхприроден. Это единственный из всех живых существ не принадлежит своему роду по факту физического рождения. Трехчленное «устройство» человека определяет его развитие и характер жизни: он всегда, даже в неверии, связан с Богом, с Космосом и Землей. Человеческое тело – превосходное средство передвижения и практической деятельности. Дух привносит в это тело духовно-нравственные начала. Душа соединяет дух и тело и позволяет человеку быть свободным и развиваться по индивидуальному плану. Каждая из этих трех составляющих имеет свои потенциальные возможности, свои силы, свои потребности и способы их удовлетворения. Но только тогда, когда все эти силы приходят в движение и ведущие потребности удовлетворяются, человек развивается целостно, нормально и гармонично. Если же удовлетворяется только одна часть потребностей, то жизнь получает искаженные формы. Таково понимание человека в теологии и, в частности, в христианстве. С материалистической точки зрения человек – существо биосоциальное и рассматривается преимущественно как субъект исторического процесса. Марксизм, учение, каким общество жило семьдесят лет, видел сущность человека в «совокупности общественных отношений» и исключал в нем божественное начало. Определить сущность человека практически невозможно, для любой науки он остается до сих пор тайной.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Человек
один из видов животного царства-2 с высоко развитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующих сознание и делающих малозаметными биологические первоосновы организма. «Человек – субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием» (Фролов И. Г.// Дружба народов, 1985. № 4. С. 233). Одна из важнейших эволюционно-биологических характеристик Ч. – прямохождение и хватательная кисть руки. Как и любое другое существо, Ч. может жить в среде, не соответствующей его эволюционногенетическим возможностям, в том числе в биосфере не того эволюционного типа, в котором возник и развивался его вид. Местом возникновения рода Ч. (Homo) была Африка, хотя ископаемые остатки далеких предков этого рода или даже их предшественников дриопитеков (живших 12–40 млн. лет назад), кениапитеков и рамапитеков (обитавших 8–14 млн. лет назад) находят во всем Старом Свете. Отделение ветви человеческих предков от предков обезьян произошло от 6 до 10 млн. лет назад. Вероятные непосредственные предшественники рода Ч. – австралопитеки (Australopithecus africanus) населяли планету 1,5–5,5 млн. лет назад, очевидно, лишь Африку. Они уже передвигались на двух ногах и использовали кости, камни и палки в качестве орудий труда, но, видимо, их не изготавливали. Формирование биологического рода Ч. связывают с видом или группой видов хабилис – Ч. умелый (Homo habilis), остатки которых обнаружены в Африке и датируются от 2,6, по некоторым данным, до 3,5 млн. лет назад. Для хабилиса было характерно прямохождение современного типа, объединение звуковой сигнализации с орудийной деятельностью, изготовление каменных (галечных) орудий датируется по меньшей мере 2 млн. лет назад, первые следы трудовой деятельности – 2,6–2,8 млн. лет назад, периодическое, а затем и постоянное использование огня. Несколько менее 1 млн. лет назад, и пережив их на 0,5 млн. лет, совместно с хабилисами существовала группа видов или один полиморфный вид архантропов (Homo erectus – Ч. прямоходящий или выпрямленный). Они расселились по Африке, Южн. и Вост. Азии, а также Европе: в Африке – атлантропы и питекантропы, в Азии – питекантропы, в Вост. Азии – синантропы (500–350 тыс. лет назад), в Европе – гейдельбергский человек (ок. 400 тыс. лет назад). Эти люди изготовляли каменные ручные рубила. Предполагают, что у них уже было понятийное мышление. Огонь они использовали регулярно. Около 250 тыс. лет назад возникла новая ветвь рода Ч. – палеоантропынеандертальцы (Homo neandertalensis), заселившие весь Старый Свет. Они изготовляли каменные скребки и остроконечники. Поздние неандертальцы, жившие от 70–54, до 38 тыс. лет назад, а возможно, и до исторического времени (что могло стать основой легенд о «снежном человеке»), в отличие от ранних неандертальцев (250–70 тыс. лет назад) имели более примитивные, специализированные черты (ранних называют грацильными, т. е. изящными, поздние имели тяжелый, грубый склад тела). Приблизительно 40–30 тыс. лет назад возникли неоантропы (Homo sapiens – Человек разумный), ранних представителей которых называют кроманьонцами. Произошло совершенствование членораздельной речи, отвлеченное мышление стало правилом, каменные орудия кроманьонцев имеют правильные геометрические формы, появилась одежда, а также постройки из костей, шкур и растительных материалов. Кроманьонцы, видимо, частично ассимилировали неандертальцев и заселили 10–12 тыс. лет (возможно, чуть раньше – до 18 тыс. лет) назад всю Землю. Произошло расообразование, формирование человечества современного типа (ок. 10 тыс. лет назад). В последнее историческое время сформировалось человечество как единая, глобальная совокупность. Постепенно убыстрялось социальное развитие и замедлялось биологическое. С 40–50-х гг. нашего века наблюдается физическая акселерация. Вместе с тем Ч. стал приближаться к исчерпанию генетических возможностей биологической эволюции. Ее сменила убыстренная биосоциальная эволюция. Однако мнение о полном отсутствии биологического прогресса Ч. оспаривается некоторыми учеными, считающими, что социально-биологические перестройки со временем должны привести к формированию гипотетического вида будущего – Ч. нового (Homo innovatus). Возникновение и эволюцию Ч. связывают с крупными перестройками в биосфере Земли, а также с вероятными мутациями, вызванными повышенной радиацией в Центр. и Вост. Африке.
Литература. Алексеев В.П. Становление человечества. – М.: Политиздат, 1984; Алексеев В.П. Географические очаги формирования человеческих рас. – М.: Мысль, 1985; Борисовский П.И. Древнейшее прошлое человечества. – Л.: Наука, 1979; Джохансон Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого. – М.: Мир, 1984; Матюшин Г.Н. У истоков человечества. – М.: Мысль, 1982; Природа и древний человек: (Основные этапы развития природы палеолитического человека и его культуры на территории СССР вплейстоцене) – М.: Мысль, 1981; Человек: Медико-биологические данные. – М.: Наука, 1977.
Литература. Алексеев В.П. Становление человечества. – М.: Политиздат, 1984; Алексеев В.П. Географические очаги формирования человеческих рас. – М.: Мысль, 1985; Борисовский П.И. Древнейшее прошлое человечества. – Л.: Наука, 1979; Джохансон Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого. – М.: Мир, 1984; Матюшин Г.Н. У истоков человечества. – М.: Мысль, 1982; Природа и древний человек: (Основные этапы развития природы палеолитического человека и его культуры на территории СССР вплейстоцене) – М.: Мысль, 1981; Человек: Медико-биологические данные. – М.: Наука, 1977.