своеобразный продукт массовизации, профанации человека, торжества безличности, банальности. Теории «М.ч.» сформированы на рубеже XIX—XX вв. Проблеме психологии масс посвящены фундаментальные философские, социологические, психологические, культурологические работы. Первым в ряду исследователей называют Г. Лебона, который в работе «Психология масс» (1896) стал рассматривать толпу, массу как самостоятельный феномен.
Изучением психологии масс занимались З. Фрейд и К. Юнг, основатель психоанализа считал массу чрезвычайно легковерной, внушаемой, некритичной в отношении к высказыванию. Масса «думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, — как это бывает у отдельного человека, когда он свободно фантазирует, — не выверяющимся разумом на соответствие с действительностью. Чувства массы всегда весьма просты и весьма гиперболичны» («Психология масс»). Массовая аудитория характеризуется снижением вкусовых критериев, критического настроя, что обусловлено срастанием сознания со средствами коммуникаций, обеспечивающим адаптацию к их трансформациям.
Появление «массовидного человека», как правило, приходится на переломные эпохи, к которым относятся, напр., времена модерна и постмодерна (см. Постмодернизм). И. Смирнов вводит и специальный термин — «психотип эпохи». Одним из ведущих исследователей феномена массы, «М.ч.» считают испанского философа X. Ортегу-и-Гассета. В работе «Восстание масс» он исходит из понимания общества как состоящего из «избранного меньшинства» и «массы», под «массой» он понимает не социальный класс, а способ быть человеком. «Избранное меньшинство» служит высоким целям, берёт на себя ответственность, «масса» существует без определённого жизненного проекта. Для «человека массы» важна идентичность с другими людьми, он получает удовольствие от совпадения собственных решений, идей, высказываний с общепризнанными образцами. Современность, считает учёный, характеризуется выступлением «человека массы» на авансцену истории, массы желают править миром, не понимая законов развития цивилизации, заявляют свои вкусы, интересы, язык, диктуют ценностные приоритеты, которые и отражает массовая культура. С утверждением «человека массы» связаны, полагает X. Ортега-и-Гассет, и тоталитарные режимы, фашизм, большевизм, особую роль в развитии «человека массы» сыграла прикладная наука, доступная скорее посредственности. «Человек массы» — не обездоленный труженик или революционер, но средний индивид, который, «как все».
Сегодняшнее господство «М.ч.» — суть рай обывателя, которого не замечали героические эпохи, и который в переходные времена берет своеобразный реванш. Именно обыватель отстаивает своё право на то, что ранее ограничивалось в доступе — порнопродукцию, примитивные ужастики, розовые романы.
В круге чтения «М.ч.» Массовая литература (см.) занимает особое место. Она изначально ориентирована на вкусы большинства, на спрос, культурные стандарты, на изменившуюся, упрощённую систему ценностей, примитивный язык. Власть обывателя, захватившая в своё поле и литературу, угадана в текстах М. Булгакова, В. Набокова, М. Зощенко, Ю. Олеши, об этом же пишет К. Чуковский: «Существует изрядное количество признаков, что пришёл какой-то новый, миллионный читатель, и это, конечно, радость, но беда в том, что имя ему — обыватель, он с крошечной, булавочной, головкой. Читатель-микроцефал. И вот для такого микроцефала в огромном, гомерическом количестве стали печатать микроцефальные журналы и книги» («Нат Пинкертон»),
Лит.: Лебон Г. Психология масс // Психология масс: хрестоматия. Самара, 2001; Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996; Левада Ю. От мнений к пониманию: Статьи 1993—2000 гг. М., 2000; Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии массы. М., 1996; Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 2000; Современная западная философия. Словарь. М., 1991. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «я» // Психология масс; Черняк В.Д., Черняк М.А. Базовые понятия массовой литературы. Учебный словарь-справочник. СПб., 2009.
Н.В. Ковтун
377.06 кб