МАССОВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Найдено 1 определение
МАССОВЫЙ ЧЕЛОВЕК
своеобразный продукт массовизации, профанации человека, торжества безличности, банальности. Теории «М.ч.» сформированы на рубеже XIX—XX вв. Проблеме психологии масс посвящены фундаментальные философские, социологические, психологические, культурологические работы. Первым в ряду исследователей называют Г. Лебона, который в работе «Психология масс» (1896) стал рассматривать толпу, массу как самостоятельный феномен.
Изучением психологии масс занимались З. Фрейд и К. Юнг, основатель психоанализа считал массу чрезвычайно легковерной, внушаемой, некритичной в отношении к высказыванию. Масса «думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, — как это бывает у отдельного человека, когда он свободно фантазирует, — не выверяющимся разумом на соответствие с действительностью. Чувства массы всегда весьма просты и весьма гиперболичны» («Психология масс»). Массовая аудитория характеризуется снижением вкусовых критериев, критического настроя, что обусловлено срастанием сознания со средствами коммуникаций, обеспечивающим адаптацию к их трансформациям.
Появление «массовидного человека», как правило, приходится на переломные эпохи, к которым относятся, напр., времена модерна и постмодерна (см. Постмодернизм). И. Смирнов вводит и специальный термин — «психотип эпохи». Одним из ведущих исследователей феномена массы, «М.ч.» считают испанского философа X. Ортегу-и-Гассета. В работе «Восстание масс» он исходит из понимания общества как состоящего из «избранного меньшинства» и «массы», под «массой» он понимает не социальный класс, а способ быть человеком. «Избранное меньшинство» служит высоким целям, берёт на себя ответственность, «масса» существует без определённого жизненного проекта. Для «человека массы» важна идентичность с другими людьми, он получает удовольствие от совпадения собственных решений, идей, высказываний с общепризнанными образцами. Современность, считает учёный, характеризуется выступлением «человека массы» на авансцену истории, массы желают править миром, не понимая законов развития цивилизации, заявляют свои вкусы, интересы, язык, диктуют ценностные приоритеты, которые и отражает массовая культура. С утверждением «человека массы» связаны, полагает X. Ортега-и-Гассет, и тоталитарные режимы, фашизм, большевизм, особую роль в развитии «человека массы» сыграла прикладная наука, доступная скорее посредственности. «Человек массы» — не обездоленный труженик или революционер, но средний индивид, который, «как все».
Сегодняшнее господство «М.ч.» — суть рай обывателя, которого не замечали героические эпохи, и который в переходные времена берет своеобразный реванш. Именно обыватель отстаивает своё право на то, что ранее ограничивалось в доступе — порнопродукцию, примитивные ужастики, розовые романы.
В круге чтения «М.ч.» Массовая литература (см.) занимает особое место. Она изначально ориентирована на вкусы большинства, на спрос, культурные стандарты, на изменившуюся, упрощённую систему ценностей, примитивный язык. Власть обывателя, захватившая в своё поле и литературу, угадана в текстах М. Булгакова, В. Набокова, М. Зощенко, Ю. Олеши, об этом же пишет К. Чуковский: «Существует изрядное количество признаков, что пришёл какой-то новый, миллионный читатель, и это, конечно, радость, но беда в том, что имя ему — обыватель, он с крошечной, булавочной, головкой. Читатель-микроцефал. И вот для такого микроцефала в огромном, гомерическом количестве стали печатать микроцефальные журналы и книги» («Нат Пинкертон»),
Лит.: Лебон Г. Психология масс // Психология масс: хрестоматия. Самара, 2001; Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996; Левада Ю. От мнений к пониманию: Статьи 1993—2000 гг. М., 2000; Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии массы. М., 1996; Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 2000; Современная западная философия. Словарь. М., 1991. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «я» // Психология масс; Черняк В.Д., Черняк М.А. Базовые понятия массовой литературы. Учебный словарь-справочник. СПб., 2009.
Н.В. Ковтун

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
377.06 кб

«Массовый человек» как субъект образования

Сохраняева Т.
Читать PDF
117.51 кб

Современный студент как «Массовый человек»

Босов Дмитрий Вячеславович
В статье рассматривается проблема распространения в студенческой среде «массового человека», инфантилизм, гедонизм и потребительская ориентация которого, при индифферентном отношении к будущей профессии, зачастую зависят от соврем
Читать PDF
185.46 кб

Ортега-и-Гассет о человеке в массовом обществе

Алексеев Николай Александрович
В статье представлены философские взгляды испанского философа начала XX века Ортега-и-Гассета.
Читать PDF
286.18 кб

Роль "машин желания" в обществе массового человека

Стоян А.А.
В современном массовом обществе, где в основу поставлено потребление, а целью ставится линейный рост производства, максимально важно понять, по каким принципам строится механизм формирования и убеждения.
Читать PDF
12.26 мб

"БЫТЬ ИЛЬ НЕ БЫТЬ...": ДИЛЕММА "МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА"

Мисюров Н.Н.
Рассматриваются сложившиеся в философии решения проблемы человека, гармонизации его отношений с миром. В сопоставлении различных философских парадигм описывается самопознание «теоретического» и «конкретного» человека.
Читать PDF
458.16 кб

Всё для всех. Массовая культура и современный человек

Теплиц К. Т.
Печатается по: Теплиц Кшиштоф Теодор. Всё для всех: Массовая культура и современный человек. М., 1996. С. 15-68. Перевод с польского К.В.Душенко.
Читать PDF
554.46 кб

«Массовый» человек: его сущность и условия возникновения

Ильин А. Н.
Посвящена проблеме «массового» человека как антропологического образования, свойственного современной эпохе. Обсуждаются вопросы, что такое «массовый» человек и какие условия способствуют его появлению.
Читать PDF
483.05 кб

Массовый человек в условиях цивилизационного противостояния

Стоян Арсен Александрович
В конце XX века некоторые исследователи поспешили объявить «конец истории» после крушения режимов в ряде стран Варшавского блока. Подобные выводы оказались поспешными.
Читать PDF
177.55 кб

Всё для всех. Массовая культура и современный человек (фрагмент)

Теплиц Кшиштоф Теодор
Печатается по: Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек.М., 1996. C.91-99. Пер. с польского К.В.Душенко.
Читать PDF
343.23 кб

Метаморфозы массовой культуры: человек в виртуальном пространстве

Голубева Л. Н.
Предметом обсуждения в статье является анализ влияния глобализации и виртуальных технологий передачи информации на характер массовой культуры в период цивилизационного сдвига к постиндустриальному обществу.
Читать PDF
134.35 кб

Деструктивность «Массового человека» в интерпретации Эриха Фромма

Стоян Арсен Александрович
В данной статье рассматривается интерпретационная позиция выдающегося немецкого философа и психолога Эриха Фромма по вопросу анализа деструктивности «массового человека».
Читать PDF
178.46 кб

Конструирование образа пожилого человека средствами массовой информации

Петрова Жанна Викторовна
Статья посвящена анализу влияния СМИ на социальные установки, формирующиеся в обществе по отношению к пожилым людям. Проведен контент-анализ материалов статей, посвященных социально-экономическим проблемам пожилых людей.
Читать PDF
405.54 кб

Успешность как человекосозидающая ценность спортсмена в массовой культуре

Холомеев А. Г.
Рассматривается феномен массовой культуры успешность. Раскрывается понятие успешности в традициях экзистенциально-антропологической философии.
Читать PDF
182.52 кб

Феномен массового человека и его осмысление в контексте информатизации общества

Черникова Валентина Евгеньевна
В статье рассмотрены современные проблемы, связанные с информатизацией и виртуализацией социокультурного пространства.
Читать PDF
149.72 кб

Деперсонализация человека и функциональность сознания: к проблеме массового общества

Стрельченко Василий Иванович, Мурейко Лариса Валерьяновна
Цель данной статьи показать связь деперсонализации человека с активизацией функциональной стороны его сознания, склонного к динамичной трансформации значений предмета.