Декомпозиция
Декомпозиция
выделение в системе элементов и (или) иерархических уровней.
Источник: Общие основы педагогики
ДЕКОМПОЗИЦИЯ
расчленение сложного целого (объекта, системы) на более простые составляющие.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ДЕКОМПОЗИЦИЯ
процесс разделения проектируемой системы на отдельные подцели-задачи в соответствии с выбранной моделью. Декомпозиция в иерархических системах предусматривает разделение общей цели на подцели (задачи), те, в свою очередь, разделяются на подзадачи и т. д. Декомпозиция позволяет расчленить всю работу по реализации системы на пакет детальных работ, что делает возможным решение вопросов их рациональной организации, мониторинга, контроля и т. д. Основные правила декомпозиции заключаются в следующем:
1. Как правило, реализуется два противоположных подхода:
- подход «сверху» – целевой (целенаправленный) – для определения, как конкретная задача отвечает, согласуется с общей целью проекта (в соответствии с выбранной моделью);
- подход «снизу» – морфологический – для определения конкретных возможностей реализации задачи: по ресурсному обеспечению, по временным и пространственным возможностям, по квалификации работников и т. п.
2. Для каждой части проекта, соответствующей каждой задаче, определяются имеющие к ней отношение данные: продолжительность, объемы работ, необходимая информация, оборудование и т. д. и т. п.
3. По каждой задаче проводится критический анализ для подтверждения правильности и выполнимости поставленной задачи. Для педагогики принципиальным является вопрос о декомпозиции образовательных программ. Декомпозиция образовательных программ осуществляется разработчиками образовательной документации:
- по дисциплинам (учебным курсам), те, в свою очередь, разделяются по разделам, разделы по темам, темы по отдельным занятиям и т. д. (вариант предметной декомпозиции содержания обучения).
- по модулям (другой вариант, в случае объектной декомпозиции содержания обучения – модульное обучение). В свою очередь модуль разделяется на отдельные блоки (зачетные единицы) и т. д. В общем случае деление заканчивается минимальной неделимой «единицей» образовательного процесса – образовательной задачей. Литература: [36, 48].
1. Как правило, реализуется два противоположных подхода:
- подход «сверху» – целевой (целенаправленный) – для определения, как конкретная задача отвечает, согласуется с общей целью проекта (в соответствии с выбранной моделью);
- подход «снизу» – морфологический – для определения конкретных возможностей реализации задачи: по ресурсному обеспечению, по временным и пространственным возможностям, по квалификации работников и т. п.
2. Для каждой части проекта, соответствующей каждой задаче, определяются имеющие к ней отношение данные: продолжительность, объемы работ, необходимая информация, оборудование и т. д. и т. п.
3. По каждой задаче проводится критический анализ для подтверждения правильности и выполнимости поставленной задачи. Для педагогики принципиальным является вопрос о декомпозиции образовательных программ. Декомпозиция образовательных программ осуществляется разработчиками образовательной документации:
- по дисциплинам (учебным курсам), те, в свою очередь, разделяются по разделам, разделы по темам, темы по отдельным занятиям и т. д. (вариант предметной декомпозиции содержания обучения).
- по модулям (другой вариант, в случае объектной декомпозиции содержания обучения – модульное обучение). В свою очередь модуль разделяется на отдельные блоки (зачетные единицы) и т. д. В общем случае деление заканчивается минимальной неделимой «единицей» образовательного процесса – образовательной задачей. Литература: [36, 48].