Системный анализ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АНАЛИЗ СИСТЕМНЫЙ
метод исследования, при котором взаимодействие разрозненных объектов представляется в виде системы, т.е. четкой субординированной последовательности действий.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
(англ. systems analysis) – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера. Он опирается на системный подход, а также на ряд математических методов и современных методов управления. Основная процедура – построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
комплексный метод познания объекта (системы) на основе выделения отдельных связанных и взаимодействующих компонентов морфологического, структурно-функционального и генетического анализа, позволяющего определить состав элементов системы, ее внутреннюю организацию, механизм взаимодействия с внешней средой, происхождение системы, процесс ее формирования и развития.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Системный анализ
совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов, прежде всего, методов выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. Важной особенностью системного анализа является единство используемых в нем формализованных и неформализованных средств и методов исследования.

Источник: Исследовательская деятельность

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
совокупность методических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам экономического, научного, социального, политического, технического и военного характера. Опирается на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления. Основная процедура — построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации; техническая основа системного анализа — вычислительная техника и информационные системы. Системный анализ играет важную роль в процессе планирования и управления при выработке и принятии управленческих решений.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Системный анализ
[система + анализ] 1) в узком смысле слова – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам научного, технического, социального, экономического и политического характера; 2) в широком смысле термин «С.а.» иногда (особенно в англоязычной литературе) употребляют как синоним системного подхода. Процедуры и методы С.а. направлены именно на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому из вариантов по тем или иным критериям эффективности. На основе С.а. готовятся или рекомендуются варианты решения, принятие же решения остается в компетенции специалиста в конкретной области знаний и деятельности, к которой относится рассматриваемая проблема.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

АНАЛИЗ СИСТЕМНЫЙ (СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ)
метод, реализующий принцип системности в анализе психических явлений, выявляющий строение системы и характер существующих уровней и связей. А.с. включает: уточнение, какой психологический феномен берется для анализа как целое; параметры, число и вид элементов; их группировки в подструктуры и структуры; определение связей между ними; системообразующий фактор; условия функционирования системы, ее ресурсы; взаимосвязи с другими системами.
А.с. дополняется другими методами, сопряженными с системным подходом – генетическим, лонгтитюдным, индуктивным, дедуктивным и композиционным. Одной из разновидностей А.с. являются системные описания, которые не сегодняшний день являются наиболее информативными и конструктивными. Они представляют собой структурированную интеграцию различной информации о системном объекте и выполняют объяснительную и предсказательную функции. Спецификой психологических и акмеологических системных описаний является то, что многие из них непосредственно не наблюдаемы – сознание, образ, мысль. В акмеологических системных описаниях объектами являются данные, относящиеся как к отдельному человеку, так и определенной выборке (профессиональной, возрастной, типологической). Кроме того, выявляются условия и факторы, способствующие или препятствующие развитию личности и ее профессионализма.
Виды системных описаний: вербальное (качественно строгое), символическое (формулы, знаки), структурно-функцио­нальное, предметное. Первичным материалом для системных описаний в психологии и акмеологии являются экспериментальные данные и психологические шкалы (в том числе данные тестирования, наблюдений, анкетирования, интервьюирования). Процедуры построения системных описаний являются многошаговыми.
Категории: функциональная система деятельности; системогенез профессиональной деятельности; функционально-динами­ческая система личности; психические состояния в деятельности и пр. В акмеологии – системные описания профессионализма личности и деятельности, качественно строже (на уровне общего и особенного) системного описания профессионализма конкретных видов деятельности, акмеограммы специалистов.

Источник: Акмеологический словарь

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
совокупность методологических средств и практических приемов (методик, процедур, технологий), используемых для подготовки и обоснования решений сложных социально-экономических и организационно-технических проблем. Привлечение методов С.а. для решения указанных проблем вызвано тем, что в процессе принятия решений приходится делать выбор в условиях неопределенности, которая обусловлена наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке (например, в социально-трудовой сфере – это действие контрагентов на рынке труда, мощности миграционных потоков и т.п.). Процедуры и методы С.а. как раз и направлены на поиск и выдвижение альтернативных вариантов решений той или иной проблемы, выявлениеосновных факторов и масштабов неопределенности по каждому из вариантов (альтернатив) и сопоставление (экспертную оценку) альтернатив по наиболее актуальным критериям эффективности. Таким образом, цель С.а. – помочь органу управления, руководителю, принимающему решение, в выборе курса действий путем систематического изучения основных целей организации, количественного сравнения (там, где это возможно) затрат, эффективности и риска, связанных с каждой из альтернатив политики или стратегии достижения целей, а также формулировки дополнительных альтернатив, если это признается желательным. Расширение сферы применения С.а. тесно связано с распространением программно-целевого подхода к управлению, при котором специально для решения важной проблемы разрабатывается программа, формируется организация (учреждение или система учреждений) и выделяются необходимые материальные ресурсы. Примером такого рода программ являются ежегодные государственные программы содействия занятости населения (федеральная, региональные, местные), на реализацию которых прежде всего направлены усилия органов государственной службы занятости. Методологической основой С.а. считают общую теорию систем и системный подход, у которых он (анализ) заимствует общие исходные представления и предпосылки. Важнейшие принципы С.а. сводятся к следующему: процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей; необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей организации (и соответствующей программы). Выделяют такие аспекты С.а.: компонентный, структурный, функциональный, информационно-коммуникативный, генетический (исторический) и интегративный.
Рассмотрим С.а. профессионально-педагогической технологии обучения в профессиональных учебных заведениях.
При моделировании любого процесса анализируют структуру его состояния и структуру его движения. Под состоянием системы понимают всю совокупность сторон, характеризующих ее в какой-либо момент осуществления. Динамическая природа процесса рассматривается в плане перехода его из одного состояния в другое, от одной части к другой, отличающейся своими функциями в решении задач формирования личности.
В технологии в качестве основных компонентов систем управления выступают целевой, стимулирующий, стимулирующе-мотивационный, содержание обучения, операционно- деятельностный, контрольно-регулирующий и оценочно-результативный, действующие лица обучения.
Основными подсистемами процесса профессионального обучения являются: а) процессы преподавания и учения: б) теоретическое и производственное обучение. Это подсистемы первого уровня, они охватывают в своей совокупности весь процесс профессионального обучения. Подсистемы второго уровня, входящие в указанные выше: а) формирование знаний, умений и навыков учащихся; б) формирование профессионально значимых качеств личности учащегося; в) формирование социально значимых качеств личности учащегося; г) формирование мотивов обучения.
Динамический характер процесса профессионального обучения выражается в том, что он проходит по определенным этапам и стадиям. Этапы и стадии в существенной мере обусловлены объективными факторами – психофизиологическими закономерностями процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков, возрастными особенностями учащихся, влияющими на режим труда и отдыха, исторически сложившимися социальными условиями обучения, организационными факторами, а также характером и содержанием труда рабочего, определяющим систему производственного обучения.
Расчленяя процесс обучения на этапы, выделяем следующие из них: допрофессиональная подготовка, начальный период обучения, основной период, специализация, производственная практика, адаптация на производстве. Эта структура положена в основу теоретической модели профессионального обучения.
Каждый из дидактических процессов обладает сложной системой функций. Целостный подход направлен на то, чтобы, совершенствуя отдельные функции, добиваться совершенствования всей системы функций процесса обучения. Ввиду этого целесообразноопределить образовательные, воспитательные и развивающие функции целостного процесса обучения и проанализировать особенности реализации данных функций различными частными дидактическими процессами.
В этом смысле процесс обучения является функциональной системой, имеет наряду со структурным и функциональное строение, которое определяется функциональной направленностью всех процессов, составляющих профессиональное обучение, на интегративные процессы формирования готовности учащихся к профессиональной деятельности и развития социального самоопределения личности.
Ввиду того, что процесс профессионального обучения является функциональной системой, в качестве основного системообразующего его компонента выступает результат – профессиональная деятельность выпускников профтехучилищ.
Системообразующие функции профессиональной деятельности по отношению к профессиональному обучению проявляются в процессе проектирования процесса обучения, но и осуществляются не только в реальности, когда действует обратная связь «профессиональная деятельность – обучение», заставляя вносить коррективы в структуру последнего.
Таким образом, структура модели профессионально-педагогической технологии обучения имеет следующие системные характеристики.
1. На методологическом уровне включает концептуальные положения, отражающие цели обучения, аксиоматическое знание, научные факты, аспекты обучения, интегрированную педагогическую систему обучения. На теоретическом уровне представлена профессионально-педагогическая технология профессионального обучения.
2. Структура технологии обучения включает подсистемы первого и второго уровней обучения. Подсистемами первого уровня являются процессы преподавания и учения, теоретическое и производственное обучение. В состав подсистемы второго уровня в качестве самостоятельных включены процессы формирования профессионально и социально значимых качеств личности учащихся, мотивов учения наряду с традиционно рассматриваемым процессом формирования знаний, умений и навыков.
Периоды профессионального обучения определены исходя из сущности профессионального становления будущего рабочего и поэтому не ограничиваются временными рамками учебно-воспитательного процесса, протекающего в профучилище.
В качестве компонентов обучения рассматривается наряду с классическими компонентами (цели обучения, содержание образования, стимулирующе-мотивационный, операционно- деятельностный, контрольно-регулирующий, оценочно-результативный компоненты) также и компонент «действующие лица обучения».
3. В связи с членением процесса обучения на периоды обучения, на компоненты систем обучения целесообразно выделить ряд блоков, каждый из которых соответствует одному из периодов обучения и одному из компонентов. Содержание блоков составляет описание того или иного компонента (с учетом всех подсистем первого и второго уровней) в социологическом, педагогическом, технико-технологическом аспектах и в аспекте управленческо-организационной деятельности учащихся.
В качестве основного системообразующего компонента выступает результат обучения, под которым подразумевается профессиональная деятельность выпускников учебных заведений. Ввиду этого системообразующие связи обусловлены направленностью всех подсистем, периодов и компонентов обучения на указанный интегральный результат обучения, основными критериями оценки которого являются готовность учащихся к профессиональной деятельности и уровень развития социального самоопределения личности учащегося.
В соответствии с существующей системой технологии профессионального обучения разрабатываются модели учебных планов и программ для подготовки рабочих по профессиям. Они также используются для обоснования логики процесса обучения.Лит.: Беляева А.П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. – СПб., 1995; Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. – М., 1976.
Ю.В. Колесников, А.Г. Соколов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
337.39 кб

Коррупция в России: системный анализ

Алехин Эдуард Владимирович, Еремина Екатерина Витальевна
В статье на основе системного анализа коррупции как социального явления выявляются основные причины и последствия ее для общества в целом, а также для государственного аппарата и его возможностей проводить эффективную политику в р
Читать PDF
319.99 кб

Религия в терминах системного анализа

В. Б. Злоказов
Читать PDF
2.12 мб

Системный анализ в современной методологии

Хазов В. С.
Системный анализ (СА) сам по себе уже является новым словом в науке, а лучшая его концепция в виде теории функциональной системы (ФС), созданная академиком Петром Кузьмичом Анохиным, без сомнения, имеет прорывное значение в поиска
Читать PDF
306.21 кб

Системный анализ факторов в здравоохранении

Карякин Николай Николаевич, Мухин П. В.
Модернизация здравоохранения России, по мнению авторов, заключается не только в оснащении медицинских учреждений оборудованием, строительстве и реконструкции зданий, но прежде всего предусматривает структурные преобразования перер
Читать PDF
274.92 кб

Псевдотуберкулез как объект системного анализа

Андрюков Борис Георгиевич
Читать PDF
218.97 кб

Системный подход к анализу качества образования

Оболяева Н.М.
Рассмотрены особенности системного подхода к анализу качества образования. Обосновано применение системного подхода. На основе системного подхода выделены разные уровни качества: организации менеджмента качества, оценки обучения.
Читать PDF
400.13 кб

Системно-философский анализ категории «Здоровье»

Нерубасская Алла Александровна
В статье рассматриваются философские аспекты проблемы здорового образа жизни. Здоровье представлено как система. Показано, что главным дескриптором системы здоровья является питание.
Читать PDF
119.19 кб

Базовые философские категории системного анализа

Теплов В.П.
Логика появления (обоснования) и использования понятия "система" заключалась в том, что любой объект познания требует, прежде всего, выделения его из окружающего мира по каким-то формальным признакам.
Читать PDF
784.47 кб

Системный анализ явления биологического резонанса

Барзиков Константин Васильевич
Дан обзор различных методов, применяемых для обнаружения и исследования явления биологического резонанса. Данное явление с начала двадцатого столетия привлекало внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Читать PDF
415.55 кб

Человек и природа: системный анализ взаимодействия

Шагиахметов М. Р.
В данной статье автор использует системный подход для интерпретации общеизвестных фактов: выделение человека из природы, его активность во взаимодействии с нею, особая роль развития разума.
Читать PDF
339.23 кб

Эволюция современного государства: системный анализ

Любашиц В.Я., Осинский А.С.
В статье, на основе анализа современной литературы вопроса, предпринята попытка выявить специфические признаки многообразия государств с целью их классификации по разным историческим типам.
Читать PDF
156.12 кб

Системный анализ процесса интеграции в психотерапии

Винокур В. А., Новикова Ирина Альбертовна
В обзоре представлен анализ современных тенденций в формировании интегративной психотерапии, достоинств и рисков этого процесса.
Читать PDF
188.74 кб

Из истории развития системного анализа в нашей стране

Волкова Виолетта Николаевна
Отечественные исследования в области теории систем и системного анализа слабо освещены в печати, если не считать сборников докладов конференций, семинаров и других малотиражных изданий.
Читать PDF
157.19 кб

Из истории развития системного анализа в нашей стране

Волкова Виолетта Николаевна
Читать PDF
368.68 кб

Использование структурно-системного анализа в биологии

Лазько Алексей Евгеньевич, Лазько Марина Владимировна, Ярошинская Алевтина Павловна, Овсянникова Ольга Александровна, Осипенко Марина Дмитриевна, Карпеева Дарья Владимировна
В результате использования морфо-функционального системного подхода и структурно-информационного анализа развития и функционирования систем адаптации определены общие особенности их состояния на этапах преи постнального онтогенеза

Похожие термины:

  • Анализ урока системный

    предусматривает рассмотрение урока как системы его содержательных и формальных компонентов в их структурном взаимодействии. Каждый элемент анализируется в контексте соответствующего этапа уро
  • Анализ произведения системный

    методологическое понятие, определяющее качество целостного литературного анализа. Предполагает системно-структурный подход к рассмотрению значимых компонентов произведения, установление внут