Синергетика

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Синергетика
наука, изучающая процессы самоорганизации и возникновения, поддержания устойчивости и распада структур са­мой различной природы (Г. Хакен).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

СИНЕРГЕТИКА
в педагогике иногда (необоснованно) используют вместо понятия "диалектика". (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Синергетика
наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Синтезирует целый ряд фундаментальных выводов естественнонаучной и социальной мысли последнего столетия, доказала, что самоорганизация является всеобщим свойством материк.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Синергетика
новое междисциплинарное направление научного поиска, ставящее своей основной задачей познаниеобщих принципов процессовсамоорганизации, реализующийся в системе самой разной природы: естественных, искусственных, физических и биологических, а так же социальных.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

СИНЕРГЕТИКА
(от греч. synergeticos – согласованно действующий) – наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между ее элементами, при которых суммарное действие (в рамках системы) превышает по своему результату простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. В педагогике выступает как один из методологических принципов.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

СИНЕРГЕТИКА
междисциплинарное научное направление, изучающее общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации, реализующихся в открытых биологических, физико-химических, социальных и др. системах, благодаря интенсивному обмену между веществом и энергией с окружающей средой. Возникло в начале 70-х гг. XX в. В последнее время появился ряд работ, в которых синергетический подход применяется в обучении и воспитании человека, в работах по психологии и социологии.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

СИНЕРГЕТИКА
наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при к-рых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Как самостоятельная наука возникла в середине 70-х годов XX в. Для педагогики начинает выступать как один из методологических принципов, т. к. в рамках целенаправленного взаимодействия в пед. процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые С.

Источник: Педагогический словарь

Синергетика
научное направление, изучающее процессы самоорганизации в открытых нелинейных системах различной природы. В рамках синергетики под самоорганизацией понимается установление в системе упорядоченных (во времени, в пространстве или в пространстве и во времени одновременно) структур, параметры которых слабо зависят от свойств окружающей среды (содержащей источники неравновесности системы: энергию, массу, информацию, капитал и т.п.) и определяются имманентными свойствами системы. В современной науке синергетика выступает в качестве междисциплинарной методологии для объяснения некоторых макроскопических явлений в результате нелинейных взаимодействий микроскопических элементов в сложных системах (К. Майнцер).

Источник: Общие основы педагогики

Синергетика
[ < гр.synergeia < (syn – совместный + ergos – действовать) – совместно, согласованно действовать] – 1) наука, изучающая явления синергизма в различных областях познания реального мира; 2) наука о совместном, согласованном поведении некоторого множества элементов, рассматриваемых как единое целое в составе сложной системы (по А. Колесникову). Термин «С.» предложен Г. Хакеном. С. обращена к изучению «междисциплинарных высокоразмерных нелинейных проблем и систем», в том числе и образовательных. Методология С. отличается от методологий классических наук тем, что она, во-первых, нацелена на изучение нелинейных самоорганизующихся систем и, во-вторых, выступает в роли общенаучного фундамента современных знаний, а, следовательно, и единого метаязыка, позволяющего осуществить переход к целостному пониманию природы.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Синергетик
а (гр. – совместно, согласованно действующий) – наука о многовариантности сценариев развития системы, об эволюции как чередовании порядка и хаоса, о закономерностях и методах самоорганизации систем самой разной природы. Синергетика позволяет выявить конструктивную роль хаоса в процессе эволюции. При этом под самоорганизацией понимаются процессы возникновения макроскопических упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях. Синергетика – междисциплинарная наука, задающая новые мировоззренческие ориентиры. Она уводит от жесткой детерминации в педагогическом процессе, от всеобщей регламентации. Через нее можно понять распад и возникновение новых педагогических систем, их разнообразие, вариативность, а также нестабильность, неустойчивость. Интересно, что эта наука помогает конструировать ту педагогическую практику, которая отражает реальность по принципу «здесь и теперь».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Синергетика
наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Как самостоятельная наука возникла в середине 70-х годов XX в. Для педагогики начинает выступать как один из методологических принципов, т.к. в рамках целенаправленного взаимодействия в пед. процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые С. С/ - теория самоорганизации, ориентирована на поиск неких универсальных образцов эволюции и самоорганизации сложноорганизованных систем, имеет, на наш взгляд, эвристическое значение для педагогики. И педагогика, и синергетика в качестве одной из своих целей признают управление процессом развития личности. Поскольку человек обладает спонтанной активностью, способностью самоорганизовываться, креативностью, то идеи синергетики могут быть использованы и уже используются в педагогической практике (педагогический и психологический тренинги и др.). Синергетический подход позволяет рассматривать взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала в целостности, находя в разных местах ее общее – колебательные и волновые явления, детерминированный хаос, статистические, стационарные и динамические структуры. Одной из исходных посылок исследования взаимодействия процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя являются идеи С., в которых получили отражение естественные тенденции развития человека. Они носят характер, гармонирующий с внутренними побуждениями личности. Среди множества синергетических гипотез для осмысления механизмов взаимодействия процессов непрерывного педагогического образования и развития творческого потенциала для учителя имеют несомненную полезность следующие: гипотеза о значении интуиции как механизма самодостраивания структуры визуальных и мысленных образов, идей, представлений. Или гипотезы о том, что нарушение привычной системы порядоченности приводит к рождению нового, как и переоценка познавательных ценностей перед лицом смутного единого – к творческой цели; а «выращивание» монокультуры знаний или одного типа мыслей приводит к снижению креативных возможностей человека.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Синергетика в ТРТУ

Захаревич В. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие системы управления образованием в России и синергетика

Темрюкова Светлана Николаевна
Рассматривается вопрос развития системы управления образованием в России в конце ХХ начале ХХI в. с точки зрения синергетической методологии.
Читать PDF
0.00 байт

Методологические парадигмы развития личности: детерминизм, синергетика, постмодернизм

Дудко В. А.
Сегодня, понятие «развитие личности» является основополагающим в психолого-педагогических воззрениях. Однако широкое многообразие интерпретаций этого феномена привело к серьезным противоречиям и спорам.
Читать PDF
0.00 байт

Внутренняя синергетика иноязычной подготовки в техническом вузе

Леушина Ирина Владимировна
Рассматриваются некоторые аспекты совершенствования иноязычной подготовки в техническом вузе с учетом когнитивного подхода и синергетичности процесса образования и становления личности.
Читать PDF
0.00 байт

Синергетика и технологии обучения

Штейнберг Валерий Эмануилович
Читать PDF
0.00 байт

Синергетика в педагогике: целесообразность переноса

Гапонцева М. Г., Гапонцев В. Л., Федоров В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Синергетика принципы построения образовательной системы вуза

Лежнева Нина Вячеславна
Рассмотрены синергетические аспекты построения образовательной системы провинциального вуза: уточнены методологические позиции автора, определены цели, задачи и принципы синергетической образовательной системы вуза, предложена мод
Читать PDF
0.00 байт

Синергетика в системе образования

Мукушев Базарбек Агзашулы
Данная статья является продолжением ведущейся на страницах журнала в течение нескольких лет дискуссии о применении синергетики в образовании.
Читать PDF
0.00 байт

Синергетика в содержании и организации образования

Санникова Ольга Владимировна, Меньшиков Игорь Викторович
Рассматриваются возможности применения методологии синергетики для проектирования организации и содержания высшего профессионального образования
Читать PDF
0.00 байт

Синергетика в образовании

Курейчик В. М., Писаренко В. И.
Данная статья посвящена рассмотрению синергетики как основы нового подхода к функционированию современной образовательной системы. Появление такого подхода связано, прежде всего, с синергетикой.
Читать PDF
0.00 байт

Синергетика как общая методология современного образования и возможный подход к исследованию педагог

Пономарев Кирилл Николаевич
В статье представлены проблемы развития туризма как средства познавательной деятельности человека через призму синергизма.
Читать PDF
0.00 байт

СИНЕРГЕТИКА КАК НОВАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Ламзин С.А.
В статье рассматривается роль синергетики в развитии и в образовательном процессе.
Читать PDF
0.00 байт

Синергетика гуманитарного знания как основа развития педагогической культурологии

Ариарский Марк Ариевич
Статья раскрывает сущность и природу педагогической культурологии как средства интеграции основ философской антропологии, культурологии и педагогики в постижении культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Синергетика самообучения

Горбатюк Владимир Феофанович
В статье рассмотрены основные идеи автора, изложенные в монографии «Синергетика самообучения». Автором усовершенствована модель самообучения на основе синергетики.
Читать PDF
0.00 байт

Синергетика как способ корпоративного воспитания: теоретико-методологические основы

Вильчинская-Бутенко М.Э.

Похожие термины:

  • Парадигма образования синергетическая

    (от гр. synergeia – содружество, сотрудничество) – система образования, призванная осуществить партнерское взаимодействие науки и практики, знаний и умений, учителей и учащихся, школы и общества. Орие
  • Синергетический подход

    методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предусматривающая применение совокупности идей, понятий, методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными са
  • Синергетический подход в воспитании

    методологический принцип исследования и понимания процесса воспитания, указывающий на непредсказуемость, нелинейность, вероятность и субъектность поведения его участников, в силу чего в воспит
  • СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДВ ОБРАЗОВАНИИ

    предполагаетучетего естественной самоорганизации. С точки зрения синергетического подхода сложноорганизованным системам нельзя навязать пути развития, вместо этого необходимо понять, каким об
  • СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

    . Процесс формирования личности совершается не линейно, не под влиянием отдельных факторов и условий, а в результате синергетического взаимодействия следующих начал: воспитания как целенаправле