Синергетика
Синергетика
наука, изучающая процессы самоорганизации и возникновения, поддержания устойчивости и распада структур самой различной природы (Г. Хакен).
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
СИНЕРГЕТИКА
в педагогике иногда (необоснованно) используют вместо понятия "диалектика". (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Синергетика
наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Синтезирует целый ряд фундаментальных выводов естественнонаучной и социальной мысли последнего столетия, доказала, что самоорганизация является всеобщим свойством материк.
Источник: Педагогическая антропология. Словарь
Синергетика
новое междисциплинарное направление научного поиска, ставящее своей основной задачей познаниеобщих принципов процессовсамоорганизации, реализующийся в системе самой разной природы: естественных, искусственных, физических и биологических, а так же социальных.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
СИНЕРГЕТИКА
(от греч. synergeticos – согласованно действующий) – наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между ее элементами, при которых суммарное действие (в рамках системы) превышает по своему результату простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. В педагогике выступает как один из методологических принципов.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
СИНЕРГЕТИКА
междисциплинарное научное направление, изучающее общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации, реализующихся в открытых биологических, физико-химических, социальных и др. системах, благодаря интенсивному обмену между веществом и энергией с окружающей средой. Возникло в начале 70-х гг. XX в. В последнее время появился ряд работ, в которых синергетический подход применяется в обучении и воспитании человека, в работах по психологии и социологии.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
СИНЕРГЕТИКА
наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при к-рых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Как самостоятельная наука возникла в середине 70-х годов XX в. Для педагогики начинает выступать как один из методологических принципов, т. к. в рамках целенаправленного взаимодействия в пед. процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые С.
Источник: Педагогический словарь
Синергетика
научное направление, изучающее процессы самоорганизации в открытых нелинейных системах различной природы. В рамках синергетики под самоорганизацией понимается установление в системе упорядоченных (во времени, в пространстве или в пространстве и во времени одновременно) структур, параметры которых слабо зависят от свойств окружающей среды (содержащей источники неравновесности системы: энергию, массу, информацию, капитал и т.п.) и определяются имманентными свойствами системы. В современной науке синергетика выступает в качестве междисциплинарной методологии для объяснения некоторых макроскопических явлений в результате нелинейных взаимодействий микроскопических элементов в сложных системах (К. Майнцер).
Источник: Общие основы педагогики
Синергетика
[ < гр.synergeia < (syn – совместный + ergos – действовать) – совместно, согласованно действовать] – 1) наука, изучающая явления синергизма в различных областях познания реального мира; 2) наука о совместном, согласованном поведении некоторого множества элементов, рассматриваемых как единое целое в составе сложной системы (по А. Колесникову). Термин «С.» предложен Г. Хакеном. С. обращена к изучению «междисциплинарных высокоразмерных нелинейных проблем и систем», в том числе и образовательных. Методология С. отличается от методологий классических наук тем, что она, во-первых, нацелена на изучение нелинейных самоорганизующихся систем и, во-вторых, выступает в роли общенаучного фундамента современных знаний, а, следовательно, и единого метаязыка, позволяющего осуществить переход к целостному пониманию природы.
Синергетик
а (гр. – совместно, согласованно действующий) – наука о многовариантности сценариев развития системы, об эволюции как чередовании порядка и хаоса, о закономерностях и методах самоорганизации систем самой разной природы. Синергетика позволяет выявить конструктивную роль хаоса в процессе эволюции. При этом под самоорганизацией понимаются процессы возникновения макроскопических упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях. Синергетика – междисциплинарная наука, задающая новые мировоззренческие ориентиры. Она уводит от жесткой детерминации в педагогическом процессе, от всеобщей регламентации. Через нее можно понять распад и возникновение новых педагогических систем, их разнообразие, вариативность, а также нестабильность, неустойчивость. Интересно, что эта наука помогает конструировать ту педагогическую практику, которая отражает реальность по принципу «здесь и теперь».
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Синергетика
наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Как самостоятельная наука возникла в середине 70-х годов XX в. Для педагогики начинает выступать как один из методологических принципов, т.к. в рамках целенаправленного взаимодействия в пед. процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые С. С/ - теория самоорганизации, ориентирована на поиск неких универсальных образцов эволюции и самоорганизации сложноорганизованных систем, имеет, на наш взгляд, эвристическое значение для педагогики. И педагогика, и синергетика в качестве одной из своих целей признают управление процессом развития личности. Поскольку человек обладает спонтанной активностью, способностью самоорганизовываться, креативностью, то идеи синергетики могут быть использованы и уже используются в педагогической практике (педагогический и психологический тренинги и др.). Синергетический подход позволяет рассматривать взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала в целостности, находя в разных местах ее общее – колебательные и волновые явления, детерминированный хаос, статистические, стационарные и динамические структуры. Одной из исходных посылок исследования взаимодействия процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя являются идеи С., в которых получили отражение естественные тенденции развития человека. Они носят характер, гармонирующий с внутренними побуждениями личности. Среди множества синергетических гипотез для осмысления механизмов взаимодействия процессов непрерывного педагогического образования и развития творческого потенциала для учителя имеют несомненную полезность следующие: гипотеза о значении интуиции как механизма самодостраивания структуры визуальных и мысленных образов, идей, представлений. Или гипотезы о том, что нарушение привычной системы порядоченности приводит к рождению нового, как и переоценка познавательных ценностей перед лицом смутного единого – к творческой цели; а «выращивание» монокультуры знаний или одного типа мыслей приводит к снижению креативных возможностей человека.