Синергетика

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Синергетика
наука, изучающая процессы самоорганизации и возникновения, поддержания устойчивости и распада структур са­мой различной природы (Г. Хакен).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

СИНЕРГЕТИКА
в педагогике иногда (необоснованно) используют вместо понятия "диалектика". (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Синергетика
наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Синтезирует целый ряд фундаментальных выводов естественнонаучной и социальной мысли последнего столетия, доказала, что самоорганизация является всеобщим свойством материк.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Синергетика
новое междисциплинарное направление научного поиска, ставящее своей основной задачей познаниеобщих принципов процессовсамоорганизации, реализующийся в системе самой разной природы: естественных, искусственных, физических и биологических, а так же социальных.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

СИНЕРГЕТИКА
(от греч. synergeticos – согласованно действующий) – наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между ее элементами, при которых суммарное действие (в рамках системы) превышает по своему результату простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. В педагогике выступает как один из методологических принципов.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

СИНЕРГЕТИКА
междисциплинарное научное направление, изучающее общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации, реализующихся в открытых биологических, физико-химических, социальных и др. системах, благодаря интенсивному обмену между веществом и энергией с окружающей средой. Возникло в начале 70-х гг. XX в. В последнее время появился ряд работ, в которых синергетический подход применяется в обучении и воспитании человека, в работах по психологии и социологии.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

СИНЕРГЕТИКА
наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при к-рых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Как самостоятельная наука возникла в середине 70-х годов XX в. Для педагогики начинает выступать как один из методологических принципов, т. к. в рамках целенаправленного взаимодействия в пед. процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые С.

Источник: Педагогический словарь

Синергетика
научное направление, изучающее процессы самоорганизации в открытых нелинейных системах различной природы. В рамках синергетики под самоорганизацией понимается установление в системе упорядоченных (во времени, в пространстве или в пространстве и во времени одновременно) структур, параметры которых слабо зависят от свойств окружающей среды (содержащей источники неравновесности системы: энергию, массу, информацию, капитал и т.п.) и определяются имманентными свойствами системы. В современной науке синергетика выступает в качестве междисциплинарной методологии для объяснения некоторых макроскопических явлений в результате нелинейных взаимодействий микроскопических элементов в сложных системах (К. Майнцер).

Источник: Общие основы педагогики

Синергетика
[ < гр.synergeia < (syn – совместный + ergos – действовать) – совместно, согласованно действовать] – 1) наука, изучающая явления синергизма в различных областях познания реального мира; 2) наука о совместном, согласованном поведении некоторого множества элементов, рассматриваемых как единое целое в составе сложной системы (по А. Колесникову). Термин «С.» предложен Г. Хакеном. С. обращена к изучению «междисциплинарных высокоразмерных нелинейных проблем и систем», в том числе и образовательных. Методология С. отличается от методологий классических наук тем, что она, во-первых, нацелена на изучение нелинейных самоорганизующихся систем и, во-вторых, выступает в роли общенаучного фундамента современных знаний, а, следовательно, и единого метаязыка, позволяющего осуществить переход к целостному пониманию природы.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Синергетик
а (гр. – совместно, согласованно действующий) – наука о многовариантности сценариев развития системы, об эволюции как чередовании порядка и хаоса, о закономерностях и методах самоорганизации систем самой разной природы. Синергетика позволяет выявить конструктивную роль хаоса в процессе эволюции. При этом под самоорганизацией понимаются процессы возникновения макроскопических упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях. Синергетика – междисциплинарная наука, задающая новые мировоззренческие ориентиры. Она уводит от жесткой детерминации в педагогическом процессе, от всеобщей регламентации. Через нее можно понять распад и возникновение новых педагогических систем, их разнообразие, вариативность, а также нестабильность, неустойчивость. Интересно, что эта наука помогает конструировать ту педагогическую практику, которая отражает реальность по принципу «здесь и теперь».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Синергетика
наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Как самостоятельная наука возникла в середине 70-х годов XX в. Для педагогики начинает выступать как один из методологических принципов, т.к. в рамках целенаправленного взаимодействия в пед. процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые С. С/ - теория самоорганизации, ориентирована на поиск неких универсальных образцов эволюции и самоорганизации сложноорганизованных систем, имеет, на наш взгляд, эвристическое значение для педагогики. И педагогика, и синергетика в качестве одной из своих целей признают управление процессом развития личности. Поскольку человек обладает спонтанной активностью, способностью самоорганизовываться, креативностью, то идеи синергетики могут быть использованы и уже используются в педагогической практике (педагогический и психологический тренинги и др.). Синергетический подход позволяет рассматривать взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала в целостности, находя в разных местах ее общее – колебательные и волновые явления, детерминированный хаос, статистические, стационарные и динамические структуры. Одной из исходных посылок исследования взаимодействия процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя являются идеи С., в которых получили отражение естественные тенденции развития человека. Они носят характер, гармонирующий с внутренними побуждениями личности. Среди множества синергетических гипотез для осмысления механизмов взаимодействия процессов непрерывного педагогического образования и развития творческого потенциала для учителя имеют несомненную полезность следующие: гипотеза о значении интуиции как механизма самодостраивания структуры визуальных и мысленных образов, идей, представлений. Или гипотезы о том, что нарушение привычной системы порядоченности приводит к рождению нового, как и переоценка познавательных ценностей перед лицом смутного единого – к творческой цели; а «выращивание» монокультуры знаний или одного типа мыслей приводит к снижению креативных возможностей человека.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
278.80 кб

Синергетика в ТРТУ

Захаревич В. Г.
Читать PDF
226.88 кб

Развитие системы управления образованием в России и синергетика

Темрюкова Светлана Николаевна
Рассматривается вопрос развития системы управления образованием в России в конце ХХ начале ХХI в. с точки зрения синергетической методологии.
Читать PDF
175.05 кб

Методологические парадигмы развития личности: детерминизм, синергетика, постмодернизм

Дудко В. А.
Сегодня, понятие «развитие личности» является основополагающим в психолого-педагогических воззрениях. Однако широкое многообразие интерпретаций этого феномена привело к серьезным противоречиям и спорам.
Читать PDF
110.64 кб

Внутренняя синергетика иноязычной подготовки в техническом вузе

Леушина Ирина Владимировна
Рассматриваются некоторые аспекты совершенствования иноязычной подготовки в техническом вузе с учетом когнитивного подхода и синергетичности процесса образования и становления личности.
Читать PDF
238.00 кб

Синергетика и технологии обучения

Штейнберг Валерий Эмануилович
Читать PDF
573.78 кб

Синергетика в педагогике: целесообразность переноса

Гапонцева М. Г., Гапонцев В. Л., Федоров В. А.
Читать PDF
1.20 мб

Синергетика как способ корпоративного воспитания: теоретико-методологические основы

Вильчинская-Бутенко М.Э.
Читать PDF
223.16 кб

Синергетика образовательных технологий и бизнеса

Гадельшина Ольга Ивановна
Читать PDF
885.69 кб

Синергетика принципы построения образовательной системы вуза

Лежнева Нина Вячеславна
Рассмотрены синергетические аспекты построения образовательной системы провинциального вуза: уточнены методологические позиции автора, определены цели, задачи и принципы синергетической образовательной системы вуза, предложена мод
Читать PDF
375.87 кб

Синергетика в системе образования

Мукушев Базарбек Агзашулы
Данная статья является продолжением ведущейся на страницах журнала в течение нескольких лет дискуссии о применении синергетики в образовании.
Читать PDF
177.95 кб

Синергетика в содержании и организации образования

Санникова Ольга Владимировна, Меньшиков Игорь Викторович
Рассматриваются возможности применения методологии синергетики для проектирования организации и содержания высшего профессионального образования
Читать PDF
616.51 кб

Синергетика в образовании

Курейчик В. М., Писаренко В. И.
Данная статья посвящена рассмотрению синергетики как основы нового подхода к функционированию современной образовательной системы. Появление такого подхода связано, прежде всего, с синергетикой.
Читать PDF
258.57 кб

Синергетика как общая методология современного образования и возможный подход к исследованию педагог

Пономарев Кирилл Николаевич
В статье представлены проблемы развития туризма как средства познавательной деятельности человека через призму синергизма.
Читать PDF
493.22 кб

СИНЕРГЕТИКА КАК НОВАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Ламзин С.А.
В статье рассматривается роль синергетики в развитии и в образовательном процессе.
Читать PDF
0.00 байт

Синергетика гуманитарного знания как основа развития педагогической культурологии

Ариарский Марк Ариевич
Статья раскрывает сущность и природу педагогической культурологии как средства интеграции основ философской антропологии, культурологии и педагогики в постижении культуры.

Похожие термины:

  • Парадигма образования синергетическая

    (от гр. synergeia – содружество, сотрудничество) – система образования, призванная осуществить партнерское взаимодействие науки и практики, знаний и умений, учителей и учащихся, школы и общества. Орие
  • СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

    . Процесс формирования личности совершается не линейно, не под влиянием отдельных факторов и условий, а в результате синергетического взаимодействия следующих начал: воспитания как целенаправле
  • Синергетический подход

    методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предусматривающая применение совокупности идей, понятий, методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными са
  • Синергетический подход в воспитании

    методологический принцип исследования и понимания процесса воспитания, указывающий на непредсказуемость, нелинейность, вероятность и субъектность поведения его участников, в силу чего в воспит
  • СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДВ ОБРАЗОВАНИИ

    предполагаетучетего естественной самоорганизации. С точки зрения синергетического подхода сложноорганизованным системам нельзя навязать пути развития, вместо этого необходимо понять, каким об