СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Найдено 1 определение
СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
. Процесс формирования личности совершается не линейно, не под влиянием отдельных факторов и условий, а в результате синергетического взаимодействия следующих начал: воспитания как целенаправленного регулирования и обеспечения развития личности, самовоспитания личности и влияний на нее социально-педагогической инфраструктуры общества и его социумов. Это обозначает, что воспитание в самом широком смысле есть системно- социальный процесс, который должен обеспечиваться целенаправленной педагогической деятельностью, самосовершенствованием личности воспитанника и целенаправленной деятельностью общества и государства по созданию и регулированию социально- педагогической инфраструктуры. В таком контексте общество понимается как целостная воспитательная система, которая призвана обеспечивать синергетическое взаимодействие факторов и условий, необходимых для полноценного формирования каждой личности.
Новая теория воспитания начинается с генеалогии человека как личности, которая объясняет происхождение личности в системогенезе. Человек как личность есть социальное существо. В своем существовании и развитии он подчиняется объективной системно-ролевой закономерности. Человек становится личностью не иначе, как осваивая и выполняя объективную систему социальных ролей: в семье – семейных, в трудовой сфере – профессионально-трудовых, в обществе – гражданских, в мире – интерсоциальных и геосоциальных, в Я-сфере – эгосферных, овладевая на этой основе системной культурой человековедения.
Социальные роли личности находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Освоение одних ролей влияет на качество освоения других ролей. Особое значение имеет синергетическое взаимодействие интернальных (семейных, профессионально-трудовых, гражданских, интерсоциальных) ролей, с одной стороны, и эндональных (эгосферных) ролей – с другой. Интернальные социальные роли выражают ожидания и требования к человеку со стороны общества, обусловленные его ценностями, целями, выражаемые в нормах, правилах поведения и деятельности. Осваивая эти роли, человек интериоризирует социальную культуру. На основе этого освоения происходит формирование эгосферы личности (внутреннего мира), когда человек через овладение эгосферными (эндональными) ролями – субъекта познания и учения, субъекта самовоспитания, субъекта психической саморегуляции, субъекта творчества и т.д. формирует у себя эгосферную культуру, которая обеспечивает его самоорганизацию.
Уровень освоения эгосферных ролей влияет на качество освоения интернальныхсоциальных ролей. Иначе, между интернальными и эгосферными (эндональными) ролями проявляется синергетическое взаимодействие, когда все объективные начала сходятся в целое и рождают системную культуру человеческой личности, связанную со всеми социальными ролями, благодаря чему личность обретает социальный синергетизм (жизнеспособность). Все эти знания впервые открывает генеалогия личности, позволяющая объективно понимать сущность личности и ее развитие.
Знание объективной природы человека, процесса его становления и формирования как личности открыло объективную системно-ролевую сущность процесса воспитания личности.
Воспитание есть синергетический процесс ориентированного человековедения, сущность которого заключается в регулировании освоения и выполнения личностью системы объективных социальных ролей и овладении ею системной культурой человековедения.
Генеральной целью воспитания является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. В соответствии с этим задачи воспитания – это оперативные педагогические цели, связанные с регулированием освоения личностью конкретных социальных ролей в определенных видах деятельности и отношений. Критериями воспитанности и культуры личности выступают объективные указатели качества освоения и выполнения ею системы социальных ролей.
Эти знания, объясняемые системно-ролевой теорией воспитания личности, указывают, что воспитательный процесс объективно должен строиться как системно-ролевой, так как только при этом условии он приобретает свойства целостной синергетической системы, способной обеспечить полноценное развитие личности, соответствующее ее объективной природе и ее системное ориентирование в процессе ее самовоспитания. Системно-ролевая архитектоника воспитательного процесса определяет основополагающие требования, которые должны соблюдаться в проектировании не только воспитательной деятельности педагога, но и всей системы образования, в том числе профессионального.
Решая любую воспитательную задачу, педагог реализует следующую систему объективных функций: диагностическую, целевой ориентации, планирования, организаторскую, мобилизационно-побудительную, коммуникативную, формирующую, контрольно- аналитическую и оценочную, совершенствования. При этом он использует систему методов, соответствующих этим функциям. Учащийся, включаясь в самовоспитание, реализует аналогичные функции самосовершенствования – самодиагностики, целевой самоориентации, самопроектирования и т.д.
Все педагогические функции находятся в таком синергетическом взаимодействии, когда одна функция является условием реализации каждой другой и всех иных функций. Это взаимодействие определяет объективную технологическую цепочку воспитательной деятельности и указывает, какой должна быть педагогическая технология.
Владея ориентировочной основой, педагог может целостно проектировать воспитательных процесс как систему ориентированного человековедения, обеспечить формирование у учащихся системной культуры человековедения, необходимой для их полноценной жизнедеятельности и индивидуальной самоорганизации.
Новая теория воспитания впервые приобретает прямое значение для учащихся, так как она становится системой ориентирующих знаний для личности, которые указывают ей объективные ориентиры: каковы смысл и цели человеческого бытия и откуда они проистекают (знания о природе человека, о его объективных социальных ролях и связанных с ними социальных ценностях, объясняемые генеалогией личности); каковы цели и задачи самосовершенствования (вытекающие из объективной потребности освоения и выполнения социальных ролей); какие функции самосовершенствования нужно реализовать в процессе самовоспитания и саморегуляции; какой культурой человековедения необходимо овладеть для полноценной жизни. Все эти знания, превращаемые в умения, образуют ориентировочную основу поведения и деятельности личности, овладев которой, учащийся обретает социальную дееспособность.
Лит.: Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. – М., 1991; Таланчук Н.М. Воспитание
– синергетическая система ориентированного человековедения: базисная концепция воспитательного процесса в школе. – Казань, 1998; Талан-чук Н.М. Синергетическаяконцепция воспитания в школе – системы ориентированного человековедения. – Казань, 1998; Таланчук Н.М. Системно-синергетическая программа воспитания учащихся во внеучебное время. – Казань, 1995; Таланчук Н.М. Системно-синергетическая теория воспитания // В кн.: Профессиональная педагогика. – М., 1997.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.