СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДВ ОБРАЗОВАНИИ

Найдено 1 определение
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОДВ ОБРАЗОВАНИИ
предполагаетучетего естественной самоорганизации. С точки зрения синергетического подхода сложноорганизованным системам нельзя навязать пути развития, вместо этого необходимо понять, каким образом можно способствовать раскрытию заложенных в них соответствующих тенденций. В итоге проблема управляемого развития приобретает форму проблемы развития самоуправляемого. Сущность С. п. заключается в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах самой различной природы. Главная проблема заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть на один из собственных и благоприятных для субъекта путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Управляющее воздействие развитием нелинейной системы может быть эффективным, если оно согласовано с внутренними свойствами этой системы, т. е. является резонансным. Если «укалывать» систему в нужное время и в нужном месте, она будет развертывать все богатство своих форм и структур. В соответствии с общими принципами синергетического мировидения необходимо не просто строить или перестраивать, а инициировать, выводить социальные системы на собственные линии развития.
- Процесс обучения нельзя рассматривать с точки зрения простой классической схемы «управляющее воздействие – желаемый результат». Образование – сложная развивающаяся система, в которой происходит саморазвитие человека с не полностью зафиксированными и не полностью предсказуемыми результатами, что позволяет рассматривать такую систему как нелинейную. По мнению Е. Н. Князевой и С. П. Курдюмова, С. п. кобразованию может быть охарактеризованкак гештальтобразование (нем. (Gestalt – форма, образ, структура): «Процедура обучения, средство связи того, кто обучается, с тем, кто обучает, ученика и учителя – это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не осведомление, просвещение и предоставление готовых истин. Это – нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, попадание вследствие решения проблемных ситуаций в один взаимосогласованный темп образования. Это ситуация пробуждения собственных сил и способностей обучающегося, инициирующее, или пробуждающее образование, открытие себя или сотрудничество с самим собой и с другими людьми». В учебном процессе это означает отказ от традиционных методов, основанных на простой репродукции знания, на однозначности единственно правильного решения. Вместо этого предлагаются и сегодня уже активно используются методики проблемного обучения, методики актуализации личного опыта студента и преподавателя (Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопр. философии. – 1997. – № 3. – С. 70–72; Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопр. философии. – 1992. – № 12. – С. 3–20; Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига: Эксперимент, 1998. – С. 35; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986. – 310 с.; Хакен Г Информация и самоорганизация: пер. с англ. Ю. А. Данилова. – М.: Мир, 1991. – 240 с.; Хакен Г. Синергетика.– М.: Мир, 1980. – 404 с.). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.