ЧТЕНИЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Чтение
учебный предмет в школе, связанный с формированием умения читать.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ЧТЕНИЕ
вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста.

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Чтение
вид коммуникативно-познавательной деятельности (духовного общения и взаимовлияния людей), направленной на удовлетворение различных потребностей (духовных, профессиональных, эстетических и др.) средствами печатной информации.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

ЧТЕНИЕ
2. «Умение читать, навыки в чтении (как предмет обучения). Литературное чтение (форма преподавания литературы в 5–7 классах средней школы)» (Словарь, 1965–17, 1114–1112).
О начальной школе во вт. пол. 1940-х гг.: «…Елена Дмитриевна сказала: “Тихо, тихо, ребятки. Садитесь”. И начался урок чтения. Чтение – это в общем-то и не урок. По крайней мере, для Севки. Не надо ни писать, ни решать примеры, а читает Севка так, что его почти никогда и не вызывают: ставят пятерку за четверть, вот и всё» (Крапивин, 1986, 23–24).
О начале 1950-х гг.: «Галя плачет горько, / У Гали огорчение: / Ей в журнале двойку / Поставили за чтение» (Баруздин, [1954] 1976, 136). Об ученике 3 класса: «“Да, милый, – сказал Орловский… – С такими отметками толку из тебя не выйдет. Ну, почему ты по чтению тройку получил. Ты что, читать не умеешь?” “Умею”, – тихо ответил Юрка. “А ну-ка, читай, я послушаю”. Орловский сел к столу, а Юрка делал вид, что ищет учебник» (Дягилев, 1961, 75).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Чтение
умение реагировать на письменные графические знаки (буквы) и переводить их в слова, смыслы, значения. Как процесс, чтение есть воссоздание и произнесение вслух содержания, символически переведенного в письменные знаки. Чтение – это всегда реакция на текст автора, что зависит от техники дешифровки буквенных знаков, от опыта читающего, от его развития и особенностей восприятия. При чтении происходит связь слов произносимых (мысленно или вслух) с личным опытом и описываемыми событиями, с авторским видением их. В этом смысле всегда есть сотворчество, сопереживание, есть диалог с автором (это происходит даже при чтении учебников). Методика обучения чтению строится на понимании чтения как вида деятельности, т.е. как информационно-ценностного и культурно-исторического процесса. Чтение – это форма познания и общения. Понимание прочитанного – основная задача чтения. Чтение – это феномен человеческой жизни, речевой онтогенез. Активная речь есть основа развития и обучения человека. Существуют разные виды чтения: вслух, «про себя», скорочтение и т.д.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Чтение
форма общения людей при помощи печатного или рукописного текста. Предполагает последовательное воссоздание читателем художественных картин и установление внутренних связей между ними. В процессе анали за произведения рассматриваются значимые части текста и отношения между ними, на основании чего делается вывод о характере тенденциозности изображения. Способы чтения определяются его целью (С. Поварнин) и обусловлены различными запросами читателя: могут быть направлены на решение проблемной задачи, получение необходимых сведений, самообразования в целом. Выразительное чтение изучаемого произведения способствует развитию речи и художественного вкуса учащихся. Служит для восприятия информации, духовного опыта человечества. Умение читать, понимать и чувствовать произведение, подчеркивает В. Сухомлинский, составляет основу его системы преподавания литературы. Надлежащая организация чтения требует уделять внимание его технике, словарной работе, эмоционально-эстетической подготовке к чтению, повторному прочтению произведения и, естественно, подбору художественной литературы. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

ЧТЕНИЕ
коммуникативная деятельность (элемент важнейшей системы человеческой коммуникативной деятельности — чтение-письмо-говорение-слушание) по восприятию и пониманию текстовой информации в письменной (буквенной или иероглифической) форме на плоском носителе (чаще — бумаге) или на экране компьютера. Психофизический механизм чтения связан с воображением, которое при чтении (как и при слушании) выстраивает в сознании «маленький театр», который имеет состав актеров, равный составу членов предложения данного языка. Так, главный герой соотвествует подлежащему, действие — сказуемому, объект действия — дополнению, косвенный объект — косвенному дополнению, качества и признаки объектов и субъектов — определению, декорации действия — обстоятельствам. Читая, человек в своем сознании проигрывет маленькую драму предложения, по словам А. Сеше, при этом сценарий действия задан глаголом. Получается, что основной модальностью (каналом), связанной с восприятием информации, является зрительная — именно к ней сводится процесс понимания прочитанного текста, который как бы в драматургической форме проигрывается в сознании человека. При этом огромную роль играет метафоризация и олицетворение: «человек идет» и «пароход идет» — это для внутреннего театра нашего сознания близкие сценарии, как и сценарии «девушка плачет» и «осень плачет». Е.Ф. Киров

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

ЧТЕНИЕ
Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей обучения языкам – формирование умения в процессе Ч. извлекать информацию из графически зафиксированного текста, что позволяет активно использовать изучаемый язык в различных видах деятельности. С психологической точки зрения Ч. представляет собой процесс, состоящий из техники Ч. и понимания при Ч. Понимание при Ч. соотносится с техникой Ч. как цель и средство. Понимание при Ч. есть процесс проникновения в содержание текста путем установления между его элементами связей, один из видов мыслительной деятельности человека. Читающий не просто извлекает готовую информацию, он сравнивает значение читаемого со своим опытом, имеющейся информацией и знаниями. Установлены следующие факторы, влияющие на понимание при Ч.: информационная насыщенность, композиционно-логическая структура текста, языковая реализация и выраженность логической, эмоциональной и др. информации текста, степень приближения лексики, грамматики и стиля речи читающего к лексике, грамматике и стилю текста; организация направленности внимания при восприятии текста; индивидуально-психологические особенности читающего. В методике выделение видов обучающего Ч. производится: а) на основе психологической установки (аналитическое и синтетическое Ч.); б) по степени участия родного языка в понимании читаемого (беспереводное и переводное Ч.); в) по степени помощи учащемуся (подготовленное и неподготовленное Ч., Ч. со словарем, Ч. без словаря); г) по форме организации учебной работы (индивидуальное и фронтальное, классное и домашнее Ч.); д) по целевой направленности и характеру протекания процесса (просмотровое, поисковое, ознакомительное, реферативное и изучающее Ч.). Основу методической классификации видов чтения составляет выделение учебного чтения и коммуникативного (реального) чтения. Все виды чтения взаимосвязаны и дополняют друг друга. В качестве важнейшей составляющей обучения следует рассматривать формирование у обучающих осознания цели чтения в каждом конкретном случае пользования этим видом речевой деятельности, выбор стратегии чтения, соответствующей избранной цели. По отношению к обучению Ч. упражнения делятся на притекстовые и послетекстовые. Обучение Ч. включает обучение технике Ч. (предусматривается овладение умением перекодировать буквы, буквосочетания, слова, предложения в их звуковые соответствия) и обучение реальному Ч., конечной целью которого является формирование опытного чтеца. Отличие неопытного чтеца от опытного отражается в разных особенностях процесса Ч. Неопытный чтец: все читает медленно и с одной скоростью, отсутствует стратегия Ч. Смысловая переработка читаемого следует за прочитанным, что отрицательно отражается на понимании читаемого и скорости Ч. Тихое Ч. (чтение про себя) часто сопровождается полным проговариванием читаемого. В процессе чтения имеет место значительное число фиксаций глаза и перечитывание текста, внимание сосредоточено в большей степени на форме, а не содержании текста. Опытный чтец: скорость Ч. определяется целью Ч. и содержанием текста; присутствует стратегия Ч. Смысловая переработка читаемого протекает одновременно с Ч., сформирован автоматизм Ч. Тихое Ч. либо сопровождается сокращенным проговариванием, либо проговаривание отсутствует. В процессе Ч. количество фиксаций глаза невелико. В процессе Ч. внимание сосредоточено на содержании текста (Гальскова, Гез, 2004; Клычникова, 1973; Фоломкина, 1991).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЧТЕНИЕ
вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью Ч. является получение и переработка письменной информации. С этой точки зрения Ч. (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой деятельности. Как и все виды речевой деятельности, Ч. имеет следующую структуру: 1. На этапе предварительной ориентировки формируется илиуточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы, для чего,зачем читать. Читать текст можно с самыми различными целями, например: чтобы ознакомиться с книгой, газетой, журналом, узнать, о чем в них говорится; извлечь из текста основную информацию; критически осмыслить, оценить изложенную в тексте информацию и т. п. В процессе Ч. целевая установка может меняться,например, намереваясь только просмотреть журнал, читатель заинтересовывается какой-то статьей, и у него возникает желаниеизучить ее подробно. 2. Этап планирования деятельности зависит не только от целевой установки, но и от объема текста, времени, отведенного на работу с текстом, и т. д. При необходимости подробного изучениятекста планируется неоднократное его прочтение. При Ч. с целью составления реферата делаются необходимые записи и т. д. 3. На этапе осуществления (исполнения) деятельности реализуется процесс смыслового восприятия текста. Процесс понимания текста складывается из последовательного наращивания смыслов всех микроконтекстов: осмыслив первый микроконтекст, читатель прибавляет к нему смысл второго, они взаимодействуют,изменяя и дополняя друг друга. Понимание текста зависит от многих обстоятельств: от сложности его содержания, структуры, стиля, графической подачи и т. д. Так, для понимания научного текстанеобходима определенная база знаний, владение соответствующейинформацией, наличие опыта изучения научных текстов. 4. На этапе контроля осуществляется анализ результатов дея тельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед Ч. текста. В системе механизмов Ч. можно выделить: механизм внутреннего проговаривания (при Ч. человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны, в результате чего осуществляется взаимодействие органов зрения и слуха: наложение графического образа на слуховой вызывает ассоциативное восприятие значения); вероятностное прогнозирование, которое проявляется на смысловом и вербальном (словесном) уровнях; смысловое прогнозирование — умение предугадать, предвосхитить описываемые в тексте события по названию текста, по первым его предложениям догадаться о дальнейшем развертывании событий; вербальное прогнозирование — умение по начальным буквам угадывать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, по первому предложению (или предложениям) — дальнейшее построение абзаца. Существуют различные подходы к выделению видов Ч., они определяются в зависимости: а) от владения скоростными приемами — скоростное и не скоростное Ч.; б) от техники — Ч. вслух и Ч. про себя; в) от подготовки — подготовленное и неподготовленное Ч.; г) от места — классное и домашнее Ч.; д) от цели Ч. — просмотровое, ознакомительное, изучающее. Цель просмотрового Ч. — получение самого общего представления о содержании статьи (книги), о ее теме. На основе такого Ч. читающий решает, нужен ли ему данный текст для более подробного изучения. Для этого ему бывает достаточно прочесть заголовки, подзаголовки, выборочно отдельные куски текста. При ознакомительном Ч. текст читается целиком, но в быстром темпе. Целью такого Ч. является получение общего представления о круге вопросов, затрагиваемых в данном тексте, и путях их решений. Читающий не стремится запомнить прочитанное, так как не предполагает использовать в дальнейшем полученную информацию. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет пренебречь деталями сообщения. При изучающем Ч. читающий стремится максимально полно и точно понять содержащуюся в тексте информацию. Текст читается целиком, Ч. происходит в довольно медленном темпе, сопровождается перечитыванием отдельных мест. При этом виде Ч. действует установка на длительное запоминание информации текста, на дальнейшее ее использование. С точки зрения сформированности умений Ч. может оцениваться по степени беглости, выразительности, сознательности. В этом случае говорят о беглом, выразительном, сознательном Ч. как об отдельных сторонах сформированности умения читать. Цель обучения Ч. в школе заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. Умение читать предполагает овладение техникой Ч., т. е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить прочитанное. Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) Ч. являются следующие: высокая скорость Ч. (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гибкость Ч., т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации. Высокая скорость и гибкость Ч. являются базой (основой) формирования многих других умений, необходимых для осуществления процесса Ч. Это такие умения, как умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания; умение предвидеть в процессе Ч. то, что будет сказано дальше; умение определять ключевые места текста; умение вычленить основную мысль высказывания; умение определять логику, структуру высказывания и т. д. Следовательно, при обучении Ч. учитель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста школьником. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется Ч.: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи Ч. как виду речевой деятельности и которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с автором текста. Выделяются три функции Ч.: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная. Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности. Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт. Ценностно-ориентационная функция Ч. связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня. Обучение Ч., развитие и совершенствование приемов осмысления прочитанного — важнейшая задача, стоящая перед учителем. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создает базу для обучения школьников написанию изложений и сочинений, рефератов, конспектов, аннотаций. Лит.: Гранин Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Когда книга учит. — М., 1988; Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. — М., 1982; Ипполитова Н.А. Виды чтения на уроках русского языка // РЯШ. — 1987. — № 2; Ипполитова НА. Обучение чтению // Методика преподавания русского языка. — М., 1990; Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе. — М., 1987; Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. — М., 1989; Фоломкжа С.К. Обучение чтению // Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учеб. пособие для пед. институтов / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. — М., 1985. Л.Е. Тумина 283

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
396.90 кб

«Открытое чтение» концептуальная характеристика чтения как социально-педагогического феномена открыт

Галактионова Татьяна Гелиевна
Статья посвящена осмыслению концептуальной характеристики чтения как социально-педагогического феномена открытого образования на основе введения понятия «открытое чтение», которое рассматривается в логике постмодернистских воззрен
Читать PDF
487.19 кб

«Большое чтение» в Кузбассе

Белозерова М. В.
Читать PDF
286.44 кб

Межрегиональная научная конференция «Библиотека и чтение в структуре современного образования»

Читать PDF
63.87 кб

Чтение как основной ресурс качества школьного образования

Федина Татьяна Сергеевна
Проблемы школы связаны с размытостью жизненных ориентиров, с девальвацией ценностей у молодого поколения, культурной деградацией.
Читать PDF
305.10 кб

Чтение англоязычной юмористической литературы как бифункциональное средство обучения иноязычным комм

Ярмина Т. Н.
Автор статьи рассматривает чтение англоязычной юмористической литературы как бифункциональное средство обучения иноязычным коммуникативной и социокультурной компетенциям, так как юмор является одним из пластов английской культуры,
Читать PDF
207.94 кб

Литературное чтение на бурятском языке

Содномов Сономбал Цыденович
В статье описана система обучения литературному чтению на бурятском языке
Читать PDF
590.96 кб

Второй Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке»

Аскарова Виолетта Яковлевна
Читать PDF
403.00 кб

Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования

Галактионова Татьяна Гелиевна
Представлено проблемное поле исследования чтения школьников как социально-педагогического феномена открытого образования. Констатируется особая ситуация развития чтения в условиях современного общества.
Читать PDF
178.66 кб

Чтение юмористической английской литературы как средство развития иноязычной социокультурной компете

Ярмина Т. Н.
В статье предпринимается попытка разработать методику по развитию социокультурной компетенции студентов-лингвистов на основе чтения английской юмористической литературы.
Читать PDF
359.79 кб

Чтение как социальная проблема

Воронцов Алексей Васильевич
Чтение, книга, библиотека на протяжении всей истории развития обществ привлекали лучшие умы человечества.
Читать PDF
279.79 кб

Урок: литературное чтение «Живой родник» 4 класс

Выропаева С. И.
Читать PDF
27.21 кб

Детское чтение: локальные и глобальные проблемы

Пенская Елена Наумовна
Читать PDF
133.26 кб

Чтение как жизнеутверждающая функция непрерывного самообразования

Скитневский Владислав Оскарович
Читать PDF
132.60 кб

Чтение книг и их обсуждение на уроках - предпосылка качественной коммуникации

Якавоните Дайва, Килювиене Даля
Читать PDF
216.47 кб

Общество и библиотека: чтение, информирование и управление

Каюмова Д.Ф., Шевчук В.С.

Похожие термины:

  • Чтение аналитическое

    чтение и осмысление прочитанного, переработка полученной информации в фундаментальные знания.
  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

    система приемов обучения, направленная на развитие у учащихся начальных классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, их мышления и речи. О.ч. предполагает также со
  • Чтение поисковое

    быстрое чтение, направленное на поиск необходимой информации. Осуществляется на основе выборочного и просмотрового чтения.
  • Чтение просмотровое

    это предварительное чтение, на основе которого определяется, стоит ли читать текст, определяется класс, к которому относится текст, а также запоминается общее содержание текста вместе с наиболее
  • Углубленное чтение

    вид чтения литературы (художественной, научной, публицистической) с использованием анализа текста, с попыткой понять замысел автора, с целью усвоить, осмыслив главную идею, линию развития темы, си
  • Чтение выборочное

    это беглое, без запоминания, без анализа и выводов чтение.
  • ХОРОВОЕ ЧТЕНИЕ

    Форма организации коллективной учебной работы; групповое внешнее озвучивание графического текста.
  • Акме-чтение

    определенный результат, соответствующий пониманию идеального чтения, его количественных и качественных критериев и показателей в контексте NBICS как синтетической трансдисциплинарной области зн
  • Акмеологическое чтение

    методика развития и саморазвития читателя в рамках междисциплинарного подхода NBICS (нано, био, инфо, когнито, социо) – конвергентной теории и технологии.
  • ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

    педагогически организованное чтение учащимися произведений художественной литературы,не вошедших в перечень книг для чтения в урочное время.
  • ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

    Чтение вслух (наизусть или по книге) с соблюдением норм литературного произношения, при котором передается идейно-образное содержание текста. В. ч. рассматривается как средство обучения языку.
  • БЕСПЕРЕВОДНОЕ ЧТЕНИЕ

    Вид чтения без участия родного языка в понимании читаемого. Б. ч. характеризуется значительным преобладанием интуитивного восприятия иноязычного текста и непосредственным пониманием содержания
  • ЧТЕНИЕ БЕЗ СЛОВАРЯ

    Учебный или реальный вид чтения без использования двуязычного словаря или других источников. Ср. чтение со словарем.
  • Чтение медленное

    по определению Н. Эйдельмана, «это старинный термин: это такая ситуация, когда читатель не только скользит по поверхности стиха, повести, романа (впрочем, по поверхности прекрасной!), но и погружает
  • Альтруистическое чтение

    ориентированное на потребности другого человека или любого социального субъекта.
  • Эффективное чтение

    учебного и научного чтения - отработка приемов понимания учебного и научного текста, обеспечивающих более глубокое осознание и усвоение учебной информации (Усачёва и.в., 2001).
  • Инструментальное чтение

    реализация широких и разнообразных функциональных задач читателя, охватывающая фактически все сферы и аспекты жизнедеятельности человека.
  • Интерактивное чтение

    активное взаимодействие читающего с текстом и другими видами речевой деятельности (слушанием, говорением, письмом) (Сметанникова н.н., 2005).
  • ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ

    То же, что тихое чтение. Форма чтения; проходит без внешнего озвучивания графического текста; имеет целью только получение информации. В обучении иностранным языкам является целью и приемом обуче
  • ЧТЕНИЕ С ГУБ

    зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов; дополняет (или восполняет) слуховое восприятие речи, когда оно затруднено (или отсутствует).