ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
педагогически организованное чтение учащимися произведений художественной литературы,не вошедших в перечень книг для чтения в урочное время.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
педагогически организованное чтение учащимися художественной, научнопопулярной и другой литературы, направленное на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие учащихся, приучение их к самостоятельному чтению, развитие литературных интересов и вкусов, любви к чтению

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
школьный предмет
О 2000-х гг.: «В школах, например, нет сейчас такого предмета, как внеклассное чтение. Есть предмет “литература”, есть пр-ия, которые нужно изучить, но нет живого обсуждения “непрограммных” книг, рекомендат. списков по внекл. чтению, которые раньше, например, всем обязательно давались на лето. Внеклассное чтение как путь формирования личности обязательно нужно в школу вернуть» (Литвинец, 2006, 2).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению в соответствии с их индивидуальными интересами и потребностями. Термин предложен В.П. Шереметевским в 1886. В.ч. расширяет кругозор учащихся, помогает выработать привычку читать книги в свободное время по собственному выбору. Осн. средства организации В.ч.: чтение вслух на уроке; рассказ, беседа учителя, аудиовизуальные средства обучения, рекомендательная библиография. Наряду с уроками В.ч. проводятся различные внеурочные мероприятия - конференции, литературные праздники, читательские конференции, выставки, а также индивидуальная работа педагогов, родителей с учащимися, позволяющая выявить интересы детей и сформировать круг чтения. В.ч. помогает приобщить учащихся к библиотеке и научить их пользоваться рекомендательными библиографическими пособиями. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г. с.36)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями. Термин предложен (1886) В. П. Шереметевским в методике обучения чтению; со 2-й пол. 19 в. закрепился в рус. пед. науке и шк. практике для обозначения обязательного по программе раздела обучения чтению. В отеч. школе В. ч. стало элементом уч.-воспитат. процесса, охватывающим все ступени обучения, включая старшую.
Специфика В. ч. лит. произведений в том, что его цели и отбор книг предопределены и ограничены, с одной стороны, системой обучения и возможностями реального книжного фонда, с другой — выбором педагога-организатора. Исторически за В. ч. закрепились след. осн. цели: расширение и углубление читательского кругозора, познават. интересов, индивидуальных склонностей учащихся и формирование у них желания и умения целенаправленно читать книги в свободное время по собств. выбору. Средства пед. организации В. ч. разнообразны: чтение вслух, живое слово учителя, аудиовизуальные пособия, пропагандирующие лучшие книги, рекомендательные списки, знакомство с б-кой и библиотечно-Библиографич. видами помощи читателю, а также непосредств. уч. деятельность в доступном круге чтения, систематич. его изучение как сферы избирательного общения. Для В. ч. характерны испецифич. формы организации уч. процесса: урочные (уроки внеклассного чтения, библиотечные уроки и др.) и внеурочные (лит. праздники, конференции, конкурсы, посещение лит. музеев, книжных выставок и т. п.), т.е. групповая (по интересам) и индивидуальная работа с читателем-учащимся в стенах школы, в б-ке и др. внешк. учреждениях.
Иерархия и приоритетность целей В. ч., выбор средств и форм обучения зависят от системы руководства детским, подростковым и юношеским чтением, к-рой придерживается педагог-организатор. Существуют неск. таких систем.
Исходная, традиционная, система пед. организации дет. чтения в массовой школе сложилась эмпирически (в России она начала формироваться в 18 в.). В этой системе на первое место в качестве цели выдвигались расширение и углубление знаний, навыков, предусмотренных шк. программой, начиная с непосредственного совершенствования техники чтения в нач. школе до последующей профориентации. Воспитание любви к книге и самостоят. чтению рассматривалось как логическое следствие аксиоматич. и авторитарных установок типа: «Будешь много читать — будешь много знать!», «Любите книгу — источник знаний!». Соответственно среди средств обучения предпочтение отдавалось беседе, рассказам о книгах и пользе чтения, чтению вслух, рекомендательным (а по сути обязательным) спискам, нужным, по мнению педагога, в равной мере всем учащимся. Осн. формы руководства В. ч. в этом случае — уроки. В. ч. (их периодичность регулировалась уч. планом и программой), а также все виды внеурочной работы с читателями. Причем эти формы работы практически не дифференцировались, так как их функции — пропаганда книг и контроль за дет. чтением — совпадали. Гл. условие эффективности данной системы — высокий социальный статус учителя, а по мере взросления учеников и престижность собственно знаний и1 образованности. Недостаток системы — отсутствие организованного обучения, вследствие чего уч-ся так и не узнавали доступного им круга чтения во всей полноте, книгой пользоваться не умели, выбирать книг в расчете на себя не пробовали (книги им «давали» или «задавали»). Т. е, необходимых читательских знаний, умений и привычек в рамках В. ч. уч-ся в шк. курсе не приобретали.
Более совершенной была система В. ч., появление к-рой в кон. 19 — нач. 20 вв. связано с созданием и распространением спец. дет, библиотек, в т. ч. школьных, и читален. Правда, цели этой системы выходили за рамки собственно В. ч. и как бы интегрировали чтение классное и внеклассное в нач. школе, урочное и внеурочное — в ср. звене, программное и внепрограммное — в ст. классах, ибо в центр внимания было выдвинуто воспитание у уч-ся культуры чтения.
Ведущими средствами пед. организации самостоят. работы с лит-рой, кроме чтения вслух, рассказов о книгах и разного рода бесед, стали знакомство с библиотекой, формирование навыков пользования ею, приобретение учащимися знаний о видах помощи читателю. Формы организации В. ч. представляли собой сочетание соответствующих уроков (строились на материале внепрограммных лит. произведений, нередко собранных для удобства в особые хрестоматии по классам) с библиотечными уроками, для к-рых были разработаны спец. программы занятий (также по классам). Уроки В. ч. дублировали цели и содержание уроков классного чтения и лит-ры. Практически В. ч. как бы раздваивалось, либо приобретая характер необязательности в условиях школы, либо превращаясь в строго регламентированную работу (внеурочную или внешкольную) детей с книгой в б-ке. Эффективность обучения была обусловлена наличием вблизи школ специализи-ров. дет. б-к и читален с организованным книжным фондом, личностью и уровнем квалификации библиотекаря, согласованностью пед. и читательских пристрастий и действий учителя и библиотекаря в рамках данной системы. Практика показала, что соблюсти единство этих трех факторов удается крайне редко. В оптимальном случае, когда особое внимание организаторов В. ч. уделяется индивидуальной и групповой работе с читателями, у детей чспешно формируются практич. навыки обращения в б-ку, работы в читальном зале. Это обеспечивает расширение и углубление читат. кругозора, развитие поз-нават. интересов. Пользуясь б-кой, уч-ся могут приобрести опыт публичных выступлений на диспутах, конференциях т. п. и приобщиться к творческой и ясследоват. деятельности. Однако, поскольку непосредств. общение с книгой осуществляется только в условиях библиотеки, то отсутствие книжного фонда в классе ведет к потере у детей интереса к урокам чтения и лит-ры. В этих условиях уч-ся недополучают знания и умения для самостоят. чтения, чего даже ква-лифициров. библиотекарь, встречаясь с классом один раз в неделю, восполнить не может.
В ряде случаев, не имея спец. программы и уч. материала для В. ч., учитель передоверяет его организацию библиотекарю. Уч-ся, особенно в нач. классах, где формируется культура чтения, как правило, приходят в б-ку только на библиотечные уроки. Часто их «проводят» строго по расписанию для всего класса, не считаясь с индивидуальными желаниями и потребностями; уч-ся должны отчитываться перед библиотекарем за свое чтение. Это приводит к тому, что вместо культуры чтения у уч-ся вырабатывается стойкий «иммунитет» по отношению к б-ке.
С развитием психолого-пед., книговедческих и др. наук в 20 в. дет. лит-ра стала восприниматься не просто как нек-рая совокупность произведений для дет. чтения, но как особый книжный мир, специфич. часть культуры. Теоретич. осмысление дет. чтения значительно активизировалось в 70-е гг. с позиций деятель-ностного подхода. В МГПИ были осуществлены теоретико-эксперим. исследования и предложена теория активного формирования читательской деятельности учащихся. На этой основе разработана новая система В. ч. Ее ведущая цель — воспитание у учащихся, начиная с мл. шк. возраста, интереса к книге как опыту, необходимому формирующейся личности, и читательской самостоятельности. Эта последовательно проводимая пед. деятельность направлена на пробуждение и осознание каждым учащимся своих личностных социально-культурных потребностей и возможностей, затем на их стабилизацию и развитие с помощью избирательного самостоят. чтения. Осн. средства обучения — изучение книги как инструмента просвещения, мира книг как сокровищницы социально-культурного опыта и воспитание отношения к чтению как деятельности, обеспечивающей потребности растущего человека. Ведущие формы организации уч. процесса — уроки читательской самостоятельности, идущие параллельно сначала с обучением грамоте, затем с обучением самостоят. работе с текстом лит. произведений на уроках классного чтения в нач. школе или лит. чтения и лит-ры в ср. и ст. классах. Все внеурочные формы организации дет. чтения (школьные и внешкольные) сохраняют свое значение и используются в работе с учащимися во внеурочное время по индивидуальному желанию. Эти формы организации В. ч. могут рассматриваться также как средство избирательного творческого самовыражения уч-ся в их движении по пути самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Условия эффективной реализации системы в практике массовой школы: обеспечение уч. процесса (особенно в нач. классах) дет. книгами разнообразного содержания всех осн. типов и структур; знание педагогом объективных закономерностей, определяющих методику В. ч. по этапам и периодам обучения в зависимости от уровня готовности учащихся к разным видам читательской деятельности; систематич. посещение учащимися б-ки — индивидуально, с личностно-осознаваемой целью (для самостоят. пользования абонементом, работы в читальном зале). В этом случае возможна миним. зависимость самостоят. читательской деятельности учащихся от непосредств. организатора В. ч. и макс, свобода для пробуждения и формирования у детей личностных потребностей, предпочтений. Система также рассчитана на то, что по мере овладения методикой Б. ч. педагог не только получает возможность дифференцировать уч.-воспитат. работу и индивидуализировать процесс обучения чтению, но и сам совершенствуется как профессионал и личность.
Совершенствование методики чтения в совр. условиях предусматривает возможность поиска альтернативных систем пед. организации В. ч.
Лит.: Шереметевский В. П., Соч., М., 1897; Актуальные проблемы методики обучения чтению в нач. классах, М., 1977, гл. 5; Светловская H. H., Самостоят. чтение мл. школьников (теоретпко-эксперим. исследование), М., 1980; ее же, Методика внеклассного чтения, M. М Н. Светловская.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
383.72 кб

Урок внеклассного чтения: «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Субоч Раиса Ивановна
В статье рассказывается об использовании современных технологий в целях повышения качества филологического образования в школе. Автор предлагает свой вариант прочтения художественного произведения и подробно описывает ход урока.
Читать PDF
663.05 кб

Внеклассное чтение как способ формирования читательской компетентности

Сеннова Ирина Алексеевна, Мусина Оксана Робертовна, Ксенофонтова Мария Алексеевна
В ходе исследования (анкетирование) изучается уровень сформированности читательской компетентности у детей младшего школьного возраста.
Читать PDF
440.71 кб

«Школа: твоя территория». Уроки внеклассного чтения по современной поэзии

Ручьева Олеся Вячеславовна
Предлагается логика урока внеклассного чтения и проектной работы по современной поэзии для детей, посвященной школьной теме. Материал для методического освоения составили стихотворения для детей М. Бородицкой, А. Гиваргизова, Е.
Читать PDF
300.90 кб

Урок внеклассного чтения по русскому языку в средней школе как особый тип урока

Корнеева Татьяна Александровна
В статье рассматриваются особенности формирования информационной, лингвистической, культуроведческой, лингвокультуроведческой компетенции учащихся в средней школе и предлагается введение особого типа урока русского языка – урока в
Читать PDF
1.74 мб

Интегрированный урок внеклассного чтения: «Сказка о нужде, о счастии и о правде»

Федотова Софья Поликарповна
Автор предлагает вниманию читателя интегрированный урок из разработанной системы уроков развития связной речи, посвященных 200-летию со дня рождения В.И. Даля.
Читать PDF
320.09 кб

Современные технологии подготовки бакалавра педагогики к организации внеклассного чтения в школе

Туранина Неонила Альфредовна, Курганская Людмила Михайловна
Приводится описание опыта работы по использованию новых педагогических технологий в процессе подготовки бакалавра педагогики. Поднимаются проблемы, связанные с воспитанием культуры чтения в школе и вузе.
Читать PDF
1.29 мб

Современные технологии организации урока внеклассного чтения (сказка Е. Клюева «Разводной Мост»)

Ситникова Юлия Борисовна
В статье предложена разработка урока внеклассного чтения по сказке Е. Клюева «Разводной Мост» для 7-9 классов.
Читать PDF
323.01 кб

Внеклассное чтение как методическое средство мотивации к обучению в процессе изучения английского яз

Ермаков В. Л.
Рассмотрены роль и место внеклассного чтения в качестве средства к мотивации к изучению школьниками английского языка, развитию их лексико грамматической, коммуникативной и лингвокультурологической компетенции.
Читать PDF
155.07 кб

Формы подготовительной работы и структура урока внеклассного чтения в старших классах СКОУ VIII вида

Чебыкина Татьяна Александровна
Читать PDF
70.78 кб

Организация внеклассного чтения литературных произведений о родном крае в 6 классе специального (кор

Бухнер И. А.
Читать PDF
141.96 кб

Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения (на материале ав

Посашкова Елена Вячеславовна
Затрагиваются проблемы, связанные с уроками внеклассного чтения в начальной школе, раскрываются цели, задачи, содержание и методические принципы авторской программы по внеклассному чтению «Вдумчивое чтение», предназначенной для уч
Читать PDF
817.82 кб

Формирование творческой активности учащихся на уроках внеклассного чтения (на материале лирики Баира

Имихелова С.С.
В статье рассматривается проблема выявления творческого потенциала учащихся на уроках внеклассного чтения по изучению лирики.
Читать PDF
1.34 мб

Лучше ль горькая правда? (урок внеклассного чтения по рассказу А. Жвалевского и Е. Пастернак «Правда

Бикбаева Эльвира Ринатовна
Урок внеклассного чтения по рассказу из сборника А. Жвалевского и Е. Пастернак ориентирован на формирование Я-концепции школьника.
Читать PDF
650.26 кб

Активизация деятельности учащихся на уроках внеклассного чтения (на примере рассказа В. Г. Распутина

Имихелова Светлана Степановна, Фалилеева Екатерина Александровна
Статья посвящена методике проведения урока внеклассного чтения по рассказу В.Г. Распутина «Женский разговор» (1994).