АНДРАГОГИКА

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Андрагогика
одно из обозначений отрасли педагогики, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Андрагогика
(от греч. andr – взрослый человек и agoge – руководство, воспитание) – раздел педагогической науки, охватывающий теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

АНДРАГОГИКА
одно из обозначений отрасли педагогики, охватывающей проблемы образования взрослых. Наряду с термином «А» используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых». Литература: [56].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Андрагогика
раздел дидактики, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а так же особенности руководства последней со стороны профессионального педагога.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Андрагогика
(от гр. аndros – мужчина и ago – воспитание] – педагогическая наука, предметом исследования которой являются образование, повышение квалификации, самообразование и воспитание взрослых. В условиях глобализации приобретает важное значение как фактор социальной стабилизации общества. В.Г.

Источник: Методика преподавания литературы.

Андрагогика
научно-практическая область, которая исследует и определяет закономерности образовательной деятельности взрослых; самостоятельная отрасль педагогики, описывающая образовательные системы различных категорий взрослых (безработные, уволенные в запас военные, инвалиды, мигранты, осужденные, учащиеся вечерних школ и др.).

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Андрагогика
направление педагогической науки, рассматривающее систему и методику образования взрослых; сфера социальной практики, предусматривающая приобретение профессиональных установок, ценностных отношений, знаний, умений и навыков, профессиональное совершенствование или переучивание; включает педагогику социальной работы и социальной помощи.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

АНДРАГОГИКА
область педагогики, в которой рассматриваются теоретические и практические проблемы образования взрослых с учетом их особенностей (сформированности черт личности, имеющегося жизненного опыта, культурных, образовательных и профессиональных запросов, преобладания самообразования и самовоспитания и др.) в системе непрерывного образования.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

АНДРАГОГИКА
(гр. andros – взрослый человек и agoge – руководство, воспитание) — отрасль педагогической науки, занимающаяся теоретическими и практическими проблемами образования, обучения и воспитания взрослых людей в контексте непрерывного образования. Модели обучения взрослых инвалидов вариативны и во многом определяются спецификой инвалидности. В связи с этим можно выделить направления А.: тифлоандрагогику, занимающуюся проблемами образования взрослых инвалидов по зрению; сурдоандрагогику, связанную с образованием взрослых инвалидов по слуху.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Андрагогика
отрасль педагогической науки,предметом которой являются закономерности образования взрослых,ихобщего и профессионального развития. При андрагогическом подходе содержание обучения отбирается исходя из образовательных запросов и опыта взрослого; проектирование и организация учебной деятельности осуществляются с учетом его возрастных и личностных особенностей, мотивации, социального, познавательного и профессионального опыта. Отношения между преподавателем и обучающимися строятся на основе совместной деятельности, сотрудничества и взаимного обмена информацией.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

АНДРАГОГИКА
одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Термин впервые применен немецким историком просвещения К. Каппом (1833). Наряду с термином "А." в специальной литературе используются термины "педагогика взрослых", "теория образования взрослых" и др. — одно из обозначений отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых (в возрасте от 18-20 лет до глубокой старости). (Глоссарий современного образования. Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. - Харьков, 1998. ) — область педагогики, в которой рассматриваются теоретические и практические проблемы образования взрослых с учетом их особенностей (сформированности черт личности, имеющегося жизненного опыта, культурных, образовательных и профессиональных запросов, преобладания самообразования и самовоспитания и др.) в системе непрерывного образования. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. ) См.также Геронтогогика,Капп,Педагогика взрослых, Тьютор

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АНДРАГОГИКА
от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду) — наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность взрослых обучающихся и обучающих по организации процесса обучения. АНДРАГОГИКА — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. АНДРАГОГИКИ ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ: 1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он обучающийся, а не обучаемый). 2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым. 3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег. 4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели. 5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств. 6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения. 7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

Источник: Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов

Андрагогика
(от греч. aner, andros – взрослый мужчина, зрелый муж + ago – веду) – раздел теории обучения, раскрываю щий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности управления последней со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введено в научный оборот в 1833 г. немецким историком педагогики К. Каппом. Термин не имеет широкого распространения, хотя существуют кафедры андрагогики и учебники по этой дисциплине. Особенностями обучения взрослых являются: приоритет самостоятельного обучения; реализация обучения в совместной деятельности взрослых – обучающегося и обучаемого; необходимость опоры на опыт обучающегося; индивидуализация обучения в соответствии с индивидуальным опытом, уровнем подготовки, психофизиологическими и когнитивными особенностями обучающегося; обеспечение системности обучения, отражающего целостность практик, в которые включен взрослый учащийся; контекстность обучения (термин А.А. Вербицкого), обеспечивающаяся за счет направленности содержания обучения на конкретные, жизненно важные для обучающегося цели с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий); необходимость учета зоны актуального личностно-профессионального развития взрослого; вариативность и доступность обучения, обусловленных гетерогенностью групп учащихся взрослых, что означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих; необходимость одновременного учета реального уровня достижений учащихся и перспективных потребностей профессиональной деятельности для организации ситуаций формирования у взрослых личностно и профессионально значимых образовательных потребностей; рефлексивно-деятельностной организации процесса обучения, обеспечивающего осмысление и осознание обучающимися и обучающими всех параметров процесса обучения, своих действий по организации процесса обучения и дальнейшей актуализации полученных знаний в различных сферах деятельности. (Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учебное пособие для системы доп. проф. образования / М.Т. Громкова. М., 2005; Исламшин Р.А. Андрагогика: историко-педагогический процесс и языковая личность XXI века: Учебное пособие / Р.А. Исламшин, В.Ф. Габдулхаков. М., 2005.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

АНДРАГОГИКА
от греч. апег, род. падеж andros — взрослый человек и ago-ge — руководство, воспитание), одно из обозначений отрасли пед. науки, охватывающей теоретич. и практич. проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Наряду с термином «А.» в специальной лит-ре используются термины «педагогика взрослых (внутренне противоречив), «теория образования взрослых» и др.
Впервые термин «А.» для названия особого раздела педагогики применил нем. историк просвещения К. Капп (С. Kapp) в книге о пед. взглядах Платона (1833). Против обособления А. выступил И. Ф. Гербарт, усматривавший в этом опасность «узаконения вечного несовершеннолетия». В кон. 19 в. специфичность пед. знания, связанного с проблематикой образования взрослых, была признана в пед. теории независимо от терминологич. оформления.
Систематизация А. относится к периоду науч.-техн. революции 2-й пол. 20 в., когда значительно расширилась сфера формального и неформального образования взрослых, потребовавшая спец. исследований в интересах повышения эффективности уч. процесса, осмысления традиционной пед. проблематики в свете идей непрерывного образования. Значит. масштабы приобрели исследования по А. в ФРГ: X. Г. Гротхофф (Н.-Н. Groothoff), Ф. Пеггелер (F. Poggeler), И. Вирт (I. Wirth), а также в Нидерландах, Бельгии, Швейцарии, Югославии, Польше, Венгрии и др. странах.
В трактовке теоретиков А. призвана раскрывать закономерности, социальные и психол. факторы эффективного образования, обучения и воспитания взрослых, разрабатывать метод. системы уч.-воспитат. работы с индивидами и группами индивидов в возрасте от 18—20 лет до глубокой старости. Особенности разработки проблематики предопределены характером пед. руководства взрослыми: сформированностью черт их личности, наличием у них жизненного опыта, культурными, образовательными, проф. запросами, преобладанием самообразования и самовоспитания и др.
Теоретики А. различают общую и сравнит. А., а также т. н. частные андра-гогики: производств., воен. геронтологическую и др. В рамках этих отраслей изучается связь между физич. состоянием, здоровьем людей и их способностями, между потребностями, мотивами и интересами, направленностью личности и ее обучаемостью и воспитуемостью, между образом жизни взрослого человека и его трудовой и обществ. активностью. Изучается восприятие уч. информации, ориентация на разл. источники ее получения, роль б-к, музеев, лекториев, уч. радио и телевидения и др.
В СССР понятие А. относилось к числу малоупотребительных. Тем не менее обозначаемая им отрасль входит в сферу интересов отеч. психолого-пед. науки как комплексная и междисциплинарная проблема. Изучение ее имеет значительные традиции (Б. Г. Ананьев и его школа и др.). См. также Образование взрослых.
Лит.: Hanselmann H., Andragogik, Z., [1951]; Poggeler F., Einfuhrung in die Andragogik, Dusseldorf, [1957]; D u r-ko M., Pedagogical aspects of adult educa-tion. University texstbpok, Bdpst, 1966; Osnovi andragogije, Sarajewo, 1966; S a v i-c e v i с VD., Obrazovanje za zivot u porodici. Andragosko-metodicke osnove, Beograd, [1967]; Tur os L., Przedmiot, problematyka i metody badan andragogiki, [Warsz.], 1969; его же, Wprowadzenie do andragogiki, Warsz., 1972; Dostigmica i razvojni pravci andragoske teorije iprakseu Jugoslaviji, Beograd, 1973; Dylak B., Maziarza С z., Andragogika w sluzbie praktyki oswiaty do. roslych, Warsz., 1986. Б. М. Бим-Бад.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Сергей Прокофьев в советской России: конформист или свободный художник?

Девятова О. Л.
Статья посвящена исследованию проблемы «художник и власть» на примере отношения Сергея Прокофьева к советской России.
Читать PDF

Ребенок - конформист: как так получилось?

Костева Любовь Алексеевна, Деревянкина Анна Александровна
В статье рассматривается понятие конформизма среди детей. Анализируются поступки и предпосылки.
Читать PDF

Если не конформист, то Дон-Кихот?

Сагатовский Валерий Николаевич
В статье дается ответ участникам обсуждения статьи «Новый взгляд на историю».
Читать PDF

Советский мир: конформизм и конформисты

Круглова Т. А.
Статья посвящена долгосрочному междисциплинарному проекту «Советский мир: конформизм и конформисты», результаты которого были недавно опубликованы в журнале «Лабиринт» и итогам научно-практического семинара «Конформизм в искусстве
Читать PDF

Междисциплинарный проект «Советский мир: конформизм и конформисты»: пятый Всероссийский научный семи

Круглова Татьяна Анатольевна
Читать PDF

Личностный конформизм и противостояние в группе в социально-динамическом аспекте

Кидинов Алексей Васильевич
Рассматривается конформизм и противостояние как характеристики социально-динамического процесса в группе. Раскрываются общие способы анализа этих двух явлений. Анализируются функции в группе.
Читать PDF

Толерантность: конформизм или милосердие?

Романова К.С.
Читать PDF

ОРИЕНТИРЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: КОНФОРМИЗМ VS САМОРЕАЛИЗА

Гурко Т. А., Островский К. Г.
Читать PDF

Конформизм в восприятии бренда индивидуальности

Иванов Феликс Евгеньевич, Россоха Людмила Михайловна
В статье дан анализ влияния конформизма на восприятие бренда индивидуальности. Проанализированы факторы, влияющие на проявление конформизма и конформного поведения.
Читать PDF

Конформизм как социальный феномен

Розенберг Наталья Владимировна, Ушкина Ирина Александровна
Актуальность и цели.
Читать PDF

«Культурный конформизм» автобиографического текста (на материале мужских и женских автобиографий)

Радина Надежда Константиновна
Рассматриваются возможности количественных методов (методов корпусной лингвистики) в изучении автобиографических текстов.
Читать PDF

Конформизм управленцев организаций разного типа

Кошенова М.И.
В статье рассматривается вопрос о связи конформного поведения с социальным статусом личности.

Похожие термины:

  • КОНФОРМИЗМ

    стремление человека приспособиться к социальным нормам, чтобы быть таким, как другие.
  • КОНФОРМИЗМ ЛИЧНОСТИ В МИКРОГРУППЕ

    полное (значительное) приспособление личности к динамике процессов, происходящих в микрогруппе, ее деформация в соответствии с микроклиматом.