Аналогия
АНАЛОГИЯ
сходство, похожесть между предметами, явлениями или понятиями.
Аналогия
(от греч. analogia – соответствие) – вид умозаключения; выявление свойств одного предмета на основании его сходства с другим; один из общенаучных методов эмпирического и теоретического исследования.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Аналогия
рассуждение, в котором из сходства двух объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Является одним из вспомогательных методов познания используется для выдвижения гипотез, доказательной силой не обладает.
Источник: Исследовательская деятельность
АНАЛОГИЯ
1) сходство между объектами, явлениями или понятиями в каком-либо отношении; 2) форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях [80, c. 28].; 3) один из путей установления новой системы связей в результате обнаружения близкого или отдаленного сходства между известным и требуемым способом действия, известной и неизвестной закономерностью и т. п.. (А.М. Матюшкин)..
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
АНАЛОГИЯ
1) сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями; 2) общенаучный метод исследования, вид умозаключения, позволяющий выявить свойства одного предмета на основании его сходства с другим. Знание, полученное при рассмотрении какого-либо объекта (модели), переносится на другой объект (предмет, явление, процесс), который менее изучен или доступен для исследования. Этот метод широко применяется для разработки различного рода классификаций, информационно-поисковых языков и т.п.; не является строгим методом доказательства, так как заключение делается на основании частичного сходства между изучаемыми объектами, процессами, явлениями.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Аналогия
вид умозаключения, выявле ние свойств одного предмета на основа нии его сходства с другим. Аналогия – один из общенаучных методов эмпирического и теоретического исследования. Аналогия не яв ляется строгим методом доказательст ва, однако применение аналогии часто приво дит к более или менее правдоподобным предположениям о свойствах изучаем ого объекта. Аналогия содействует переносу знаний по образцу, когда выполнение аналогичных заданий выступает усло вием формирования умения решать зад ачи данного типа. Аналогия способствует расш ирению познавательных возможно стей учащихся, однако аналогию необходимо сочетать с более строгими формами до казательства.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
АНАЛОГИЯ
(от греч. analogia – сходство). 1. Сходство в каком-л. отношении между предметами, явлениями или понятиями. 2. Форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-л. отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях. 3. Изменение грамматической формы по образцу другой формы, связанной с данной формой в грамматической системе языка. 4. Перенос усвоенных моделей и образцов на другие явления, которые имеют формальное и функциональное сходство с уже усвоенными. В основе переноса по А. лежат образование и актуализация (см.) ассоциаций. Возможен и целенаправленный поиск ассоциаций, сознательно организуемый преподавателем или самостоятельно учащимся.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Аналогия
[гр. analogia – соответствие, соразмерность] – 1) сходство в каком-л. отношении между предметами, явлениями или понятиями; 2) форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-л. отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях; 3) биол. обусловленное приспособлением к близким условиям существования внешнее сходство организмов или их органов, развивающихся из разных зачатков и имеющих неодинаковое строение, но выполняющих одинаковую функцию; такие органы называются аналогичными, например, крылья птиц и насекомых, жабры рыб и раков. Развитие аналогичных органов свидетельствует не об эволюционном их сходстве (см. Гомология), а лишь о приспособлении органов к одинаковым условиям среды жизни.
АНАЛОГИЯ
греч. analogia—соответствие) — 1) сходство, подобие в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями в целом различными; 2) форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях. Знание, полученное при рассмотрении какого-либо объекта, переносится на другой объект (предмет, явление, процесс), который менее изучен или доступен для исследования. Не является строгим методом доказательства, так как заключение делается на основании частичного сходства между изучаемыми объектами, процессами, явлениями; 3) лингв, изложение грамматической формы по образцу другой формы, связанной с данной формой в грамматической системе, напр, форма «шофера» (вместо «шоферы») образована по аналогии с формами типа «мастера».
Источник: Профессиональное образование. Словарь
АНАЛОГИЯ
мыслительная операция, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо одного объекта (модели), переносится на другой, менее изученный или менее доступный для изучения, менее наглядный объект, именуемый прототипом, оригиналом. Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом суть одного из специальных методов – моделирования (построения и исследования моделей). Различие между аналогией и моделированием заключается в том, что, если аналогия является одной из мыслительных операций, то моделирование может рассматриваться в разных случаях и как мыслительная операция и как самостоятельный метод. (См. также мышление). Аналогия – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности, в т.ч. образовательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности. Литература: [19].
АНАЛОГИЯ
(гр. άναλογία – соответствие, подобие, сходство) – 1) соответствие элементов, совпадение ряда свойств или какое-либо иное отношение между предметами (явлениями и процессами), дающее основания для переноса информации, полученной при исследовании одного предмета – модели, на другой – прототип. Такой перенос осуществляется в форме вывода по А. Аналогии играют важную эвристическую роль в научных открытиях, являются одним из источников научных гипотез, индуктивных рассуждений. Вместе с тем неправомерная А. нередко приводит к заблуждениям (Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. – М., 1991; Папковская П. Я. Методология научных исследований. – Минск: Информпресс, 2002; Подольська Є. А. Філософія. — К.: ІНКОС, 2006; Шейко В. М., Кушнаренко Н. М. Організація та методика науководослідницької діяльності. – Х.: ХДАК, 1998) Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.
АНАЛОГИЯ
от греч. analogia.) — соответствие, сходство, уподобление. Риторический прием, основанный на соотнесении, подобии наглядных примеров высказываемым суждениям, в речи учителя — разъясняемым языковым понятиям, как известно, абстрактным и далеко не ясным учащимся. Иными словами, это создание учителем словесно-образной наглядности, в основу которой кладется какая-то картина, эпизод, оценка, факт, событие из пережитого детьми жизненного опыта; рисуемый пример должен быть конкретен, тогда он явится каналом к пониманию учебного материала. А. должна быть естественной и простой по содержанию и по форме изложения (разговорный синтаксис, лексика, интонационная свобода). Использование А. в объяснительной речи учителя увеличивает силу последней, а значит, учебный материал усваивается лучше. Объяснительная речь учителя с привлечением А. развертывается как два микротекста: первый — с опорой на образ, хорошо знакомую детям картину (это и есть А.), второй — суть изучаемого понятия. Такие вводящие речения, как приведу следующий пример..., припомним, как..., представьте себе..., подобно тому как..., являются вербальными сигналами А., но их может и не быть. «Мостиком» от А. к научной информации могут служить следующие речевые стереотипы: вот точно так же..., так (же) и..., подобно этому..., аналогично этому.... Лит.: Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. — М., 1975. — С. 36—39; Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. — М.;Л., 1952. — Т. 7; Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — М., 1990. — С.20; Философский энциклопедический словарь. — М., 1988. — С.26; Ша-лыгин А. Теория словесности и хрестоматия.— СПб., 1914. Н.Б. Якимова
АНАЛОГИЯ
от греч. analogia — соответствие), вид умозаключения; выявление свойств одного предмета на основании его сходства с другим. А. — один из общенауч. методов эмпирич. и теоретич. исследования. При умозаключении по А. знание, полученное из рассмотрения к.-л. объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный (менее доступный для исследования, менее наглядный и т. п.) предмет (явление, процесс). А. не является строгим методом доказательства, поскольку заключения по А. делаются на основании частичного сходства между изучаемыми объектами. Однако применение А. часто приводит исследователя к более или менее правдоподобным предположениям о свойствах изучаемого объекта.
А. в обучении — пед. прием, заключающийся в установлении сходства в к.-л. отношении между изучаемыми предметами и явлениями, различными в остальных отношениях; необходимый элемент процесса обучения, применяемый в случае, когда невозможно использовать др. приемы познания. А. может выступать как эвристич. прием, наводящий учащегося на открытие нового или указывающий метод или прием доказательства, путь решения задачи. Так, нек-рые теоремы стереометрии доказываются по А. с соответствующими теоремами планиметрии. К ней прибегают, если для изучения к.-л. явления, недоступного непосредств. наблюдению, используется его модель или производится сравнение к.-л. объектов с целью уяснения свойств одного из них (напр., понимание строения и функций организма человека по А. с организмом животного). А. содействует переносу знаний по образцу, когда решение аналогичных заданий выступает условием формирования умения решать задачи данного типа. Вместе с абстракцией, анализом, синтезом, сравнением, индукцией А. способствует расширению познават. возможностей учащихся.
К А. необходимо относиться с осторожностью, сочетая ее с более строгими формами доказательства и на конкретных примерах показывая недопустимость выводов по А. без достаточных оснований. Напр., в курсе истории учащиеся нередко рассматривают причины сходных событий разных эпох — восстаний, войн — только как аналогичные, но не выявляют при этом своеобразия причин и условий каждого из них; в нек-рых направлениях психологии закономерности процесса учения, полученные на животных, были неправомерно перенесены на человека (бихевиоризм); в одном из вариантов программированного обучения (Б. Ф. Скиннер) обучение человека рассматривается по А. с дрессировкой животных.
Лит.: Пономарев Я. А., Психология творч. мышления, М., 1960; У е-мов А. И., Аналогия в практике науч. исследования, М., 1970; Выбор методов обучения в ср. школе, под ред. Ю. К. Бабанско-го, М., 1981. А. Н. Ждан.
А. в обучении — пед. прием, заключающийся в установлении сходства в к.-л. отношении между изучаемыми предметами и явлениями, различными в остальных отношениях; необходимый элемент процесса обучения, применяемый в случае, когда невозможно использовать др. приемы познания. А. может выступать как эвристич. прием, наводящий учащегося на открытие нового или указывающий метод или прием доказательства, путь решения задачи. Так, нек-рые теоремы стереометрии доказываются по А. с соответствующими теоремами планиметрии. К ней прибегают, если для изучения к.-л. явления, недоступного непосредств. наблюдению, используется его модель или производится сравнение к.-л. объектов с целью уяснения свойств одного из них (напр., понимание строения и функций организма человека по А. с организмом животного). А. содействует переносу знаний по образцу, когда решение аналогичных заданий выступает условием формирования умения решать задачи данного типа. Вместе с абстракцией, анализом, синтезом, сравнением, индукцией А. способствует расширению познават. возможностей учащихся.
К А. необходимо относиться с осторожностью, сочетая ее с более строгими формами доказательства и на конкретных примерах показывая недопустимость выводов по А. без достаточных оснований. Напр., в курсе истории учащиеся нередко рассматривают причины сходных событий разных эпох — восстаний, войн — только как аналогичные, но не выявляют при этом своеобразия причин и условий каждого из них; в нек-рых направлениях психологии закономерности процесса учения, полученные на животных, были неправомерно перенесены на человека (бихевиоризм); в одном из вариантов программированного обучения (Б. Ф. Скиннер) обучение человека рассматривается по А. с дрессировкой животных.
Лит.: Пономарев Я. А., Психология творч. мышления, М., 1960; У е-мов А. И., Аналогия в практике науч. исследования, М., 1970; Выбор методов обучения в ср. школе, под ред. Ю. К. Бабанско-го, М., 1981. А. Н. Ждан.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия