Уподобление

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Уподобление
попытки воспроизведения внешнего воздействия или внешнего образа опыта при направленности на идентичность получаемого результата и хода его получения.

Источник: Методологический словарь для стратегов

УПОДОБЛЕНИЕ
Термин «уподобление» встречается в научной литературе, в основном, у философов и психологов: Платона, В.С. Соловьева, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева и др. Родственные термины: «подражание», «отражение», «уподобление». Суть подражания — в имитации или копировании свойств объекта, их, по возможности, точном воспроизведении, обеспечивающем близость к оригиналу — образцу для подражания. В процессе подражания объект пассивен, а субъект репродуктивно активен, поскольку его основная цель — соответствие объекту. Основной критерий подражания — точность соответствия объекту. Результатом становится создание копии объекта как образца для подражания. Таким образом, процесс подражания носит репродуктивный характер и обусловлен, в основном, имитационной — воспроизводящей — деятельностью субъекта. Что касается отражения, то в классическом ленинском понимании оно представляет собой не простое копирование, а воспроизведение свойств объекта в соответствии с субъективным его пониманием, т.е., по сути, интерпретацию объекта. В процессе отражения объект пассивен, а субъект активен, причем, в отличие от подражания, активен не репродуктивно, а продуктивно. Цель отражения — воссоздание объекта в соответствии с собственным пониманием. Отсюда — критерий отражения — не «мертвое», не «статичное» воспроизведение объекта (по В.И. Ленину), а творческое его воссоздание. Результатом становится создание копии, которая отличается от оригинала. В сравнении с процессами подражания и отражения в процессе уподобления не только субъект, но и объект выступает активной субстанцией, поскольку обусловливает состояние и деятельность субъекта. Смысл уподобления не столько в творческом воспроизведении объекта, сколько в преобразовании субъектом самого себя. Цель уподобления — создание себя «нового» по образу и подобию объекта. Критерием уподобления становится возвышение на пути к идеалу, в качестве которого выступает объект. Напомним, что вектор уподобления всегда направлен «снизу-вверх», где в перспективе есть только Истина, Добро и Красота как универсалии мира и человеческого бытия. Результатом процесса уподобления становится личностное самосовершенствование человека. Таким образом, уподобление — не простая идентификация как проявление целостности и всеединства мира, а стремление к постижению глубинной сути объекта, его высшего смысла и подобию с ним. Отсюда — уподоблению свойственна направленность не просто в перспективу, а в высокую, т.е. ценностно значимую перспективу. Исходя из сказанного, уподобление — это способ возвышения духовных и физических сил человека при условии разности потенциалов силы в объекте и субъекте воспитания (если понимать последнее как передачу духовного опыта от человека к человеку, от поколения к поколению) и ее направленности «снизу-вверх». Критерии уподобления — Истина, Добро и Красота. Следовательно, уподобление — это свободный и потому эффективный путь самопознания и самовоспитания личности. При этом уподобление представляет собой и цель, и средство, в результате чего его идеальная и деятельностная мотивации совпадают. В педагогическом аспекте уподобление можно рассматривать как способ взаимодействия, обусловленный свободной волей и целесообразностью различных форм жизнедеятельности человека в его ориентации на идеал. Уподобление представляет собой универсальный педагогический принцип, который, в частности, обеспечивает педагогическую эффективность общения личности с окружающим миром, другими людьми, искусством и служит всеединству мира: человека и природы, человека и искусства, человека и человека, человека и человечества. В искусстве критерии уподобления (Истина, Добро и Красота) получают специфическое художественное воплощение и толкование. Наиболее существенная особенность взаимодействия личности и искусства заключается в уподоблении личности художественным идеям, эмоциям, даже композиционному строению художественных произведений. Заметим, что уподобление искусству практически бесконечно в отличие от уподобления конкретному человеку (например, учителю, артисту) как идеалу для подражания. Особого внимания заслуживает уподобление человека музыке. Человек как целостный организм и высокоорганизованная рецептирующая система реагирует на музыку по принципу последовательного, организованного во времени уподобления ей, психического, а затем и деятельностного воспроизведения ее сущностных особенностей. Специфика воздействия музыки на личность характеризует уподобление как процесс, важнейшим результатом которого является внутреннее преображение личности. Заметим, что уподобление обеспечивает одновременно преднамеренное воспитание и непреднамеренную социализацию личности. При этом проявляется предметность уподобления: идее, эмоции, образу, процессу. Поскольку в музыке художественный образ составляет основную идею, развертывающуюся во времени, уподобление музыке всегда идейно обусловлено, имеет четкую воспитательную направленность, те. устремленность к Истине, Добру и Красоте как идеалу искусства. Таким образом, уподобление личности музыке представляет собой частный случай уподобления искусству, а роднит эти процессы художественно-образная природа искусства, которая остается содержательной константой взаимодействия личности и искусства, устремленности личности к освоению художественно значимых явлений как универсальному способу самовыражения и самосовершенствования на пути к вечному идеалу Истины, Добра и Красоты. Теория уподобления приобретает значимость в связи с обновлением идейных основ общественной жизни и образования в современной России. Е.А. Бодина

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.