деятельность Ведущая

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность, развитие которой определяет главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ
та деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

деятельность Ведущая
деятельность, которая обеспе­чивает максимально благоприятные условия развития для челове­ка на данном этапе его социализации. Виды: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность [24, c. 37].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Деятельность ведущая
деятельность, под влиянием к-рой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А. Н. Леонтьевым. Д. Б. Эльконин определил следующие виды Д. в.: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность.

Источник: Педагогический словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ
деятельность, выполнение которой в каждом возрасте определяет возникновение и формирование основных психологических «новообразований». В рамках возраста Д.в. находится во взаимодействии с другими видами деятельности, вновь сложившаяся Д.в. опирается на виды деятельности, бывшие ведущими ранее. Характер Д.в. в сочетании с социальной ситуацией развития и возрастными психологическими новообразованиями определяют ступени развития.
Акмеология изучает труд как Д.в. в зрелом возрасте, ее развертывание от начала профессиональной жизни человека до ее завершения, качественные изменения и динамику, оптимальную смену форм Д.в. по мере продвижения человека к профессионализму.

Источник: Акмеологический словарь

Ведущая деятельность
дея тельность, выполнение которой определ яет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о ведущем типе дея тельности была высказана в начале 1940-х гг. А.Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Согласно этой гип отезе, ведущая деятельность – критерий периодизации психического развития, показатель псих ологического возраста ребёнка. Ха рактеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды дея тельности, перестраиваются основные пси хические процессы и происходят изме нения психологических особенностей личности. Содержание и формы ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических ус ловий, в которых протекает развитие ребёнка. В условиях, когда практически все дети охвачены единой системой общ ественного воспитания, ведущими становятся следующие виды деятельно сти: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми, ору дийно-предметная деятельность ребёнк а раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, учебная деятель ность в младшем школьном возрасте, общественно полезная деятельность подростков, профессионально-учебная деятельность в ранней юности. Смена ведущей деятельности связана с возникновением новых потребностей и мотивов, которые ха рактеризуют новую ведущую деятельность, предполагающ ую изменение положения ребёнка в системе его отношений с другими людьми.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Ведущая деятельность
особый тип деятельности, характерный для определенного этапа возрастного развития, при освоении которой у ребенка формируются психологические новообразования, на основе чего совершается качественный скачок в развитии и переход в новый возрастной этап. В. д. ведет развитие за собой, поэтому создание условий для формирования именно данной деятельности является очень важным. Гипотеза о ведущем типе деятельности получила развитие в работах А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, итогом которых стало выделение В.д. в качестве критерия возрастной периодизации. В русле В. д. возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы, развиваются интересы и потребности, что является источником будущего противоречия между возросшими возможностями ребенка и сложившейся формой его взаимоотношений со взрослыми. Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом В.д. Выделяются следующие виды В.д.: в младенческом возрасте — непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми, в раннем детстве — орудийно-предметная деятельность, в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра, в младшем школьном возрасте — учебная деятельность, в подростковом возрасте — интимно-личностное общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезная деятельность (Д.И.Фельдштейн), в юношеском возрасте — учебно-профессиональная деятельность. Признаком перехода от одного возраста к другому является изменение ведущего типа деятельности. Развивающий потенциал В.д. учитывается при проектировании учебно-воспитательного процесса, используется в психолого-педагогической коррекции. В рамках В.д. происходят тренировка и развитие всех психических функций ребенка и последующая их качественная перестройка. Организуя условия для полноценного развертывания В.д., педагог обеспечивает возможность познавательного, личностного и деятельностного развития ребенка.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность, выполнение к-рой определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о В. д. в рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошк. возрасте (науч. статья, написанная им на эту тему, не была, однако, опубликована до 1966 и оставалась известна лишь узкому кругу его учеников). Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944—45 А. Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д. Б. Эль-конина, В. В. Давыдова и др. Согласно этой гипотезе, В. д. — критерий периодизации психич. развития, показатель психол. возраста ребенка. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются др. виды деятельности, перестраиваются осн. психич. процессы и происходят изменения психол. особенностей личности. Содержание и форма В. д. зависят от конкретно-ист. условий, в к-рых протекает развитие ребенка. В условиях, когда практически все дети охвачены единой системой обществ. воспитания, ведущими становятся след. виды деятельности: эмоционально-не-посредств. общение младенца со взрослыми, орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, уч. деятельность в мл. шк. возрасте, общественно полезная деятельность подростков, проф.-уч. деятельность в ранней юности. Смена В. д. связана с возникновением новых потребностей и мотивов, к-рые характеризуют новую В. д., предполагающую изменение положения ребенка в системе его отношений с др. людьми.
В работах С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, A. B. Петровского гипотеза о ведущем для каждого возраста типе деятельности подверглась критике. Подчеркивалось, что, хотя деятельность на каждом возрастном этапе опосредствует процессы развития личности и психики ребенка, для каждого возраста не может быть указана фиксиров. В. д. В зависимости от характера и уровня развития групп, в к-рые включен ребенок, в качестве ведущих могут складываться разл. типы деятельности.
Лит.: ЭльконинД. Б., К проблеме перродизации психич. развития в дет. возрасте, ВП, 1971, № 4; Л с о и т с в А. Н., К теории развития психики ребенка, в его кн.: Проблемы развития психики, М., 1981 ; Давыдов В. В., Проблемы развивающего обучения, М., 1986; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
703.65 кб

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Бегиева Белла Муратовна, Темирканова Диана Саудиновна, Гукова Дарина Альбердовна
В данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, особенности игры в разных периодах, а также развитие личности в игре.
Читать PDF
456.08 кб

К вопросу о ведущем мотиве инновационной деятельности

Губайдуллина Г.Г.
Отражены первые результаты экспериментального исследования, направленного на выявление психологической структуры инновационной деятельности.
Читать PDF
83.87 кб

Ведущий мотив учебной деятельности студентов достижение успеха

Мажарова Е. А., Решетова О. В.
Статья посвящена обоснованию путей практической реализации ситуации успеха каждого студента как ведущему мотиву учебной деятельности студентов.
Читать PDF
257.74 кб

Ведущие Трудности профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам

Степанова О.Н., Бернина Ю.С.
В статье приведены результаты исследования профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам. Раскрываются перечень, иерархия и структура профессиональных трудностей данных специалистов.
Читать PDF
137.19 кб

Ведущая деятельность дошкольного возраста: проблемы истории и терминологии

Трифонова Е.В.
Проблема «наши дети разучились играть» существует уже более ста лет. Так же давно были сформулированы причины, тормозящие развитие детской игры.
Читать PDF
357.32 кб

Мотивация как ведущий фактор учебно-профессиональной деятельности будущего врача

Шинкаренко Сюзанна Валерьевна, Аветисян Рубина Рубиковна, Абаева Рита Романовна
Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для понимания природы человеческого поведения.
Читать PDF
832.09 кб

Мотивация к достижению успеха как ведущий фактор успешности учебной деятельности

Антипова Людмила Александровна, Стадульская Наталья Александровна
В статье представлено исследование мотивации к достижению успеха как основного фактора успешности учебной деятельности. Учебная мотивация рассматривается как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность.
Читать PDF
278.13 кб

Деятельностный подход - ведущий элемент современной технологии обучения и контроля

Прозоровская Светлана Дмитриевна
В статье рассматривается подход к учебному процессу как единой системе компонентов: учебной задачи, учебных действий, действий контроля и оценки.
Читать PDF
603.47 кб

Ведущие противоречия в учебной и профессиональной деятельности социального педагога

Королёва Анна Валерьевна
В статье рассмотрены три группы ведущих противоречий, имеющих место в профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе.
Читать PDF
264.99 кб

Философско-этический анализ ведущих компонент деятельности в сфере управления и бизнеса

Гордова Элла Евгеньевна
В статье уделяется внимание следующему факту: для того чтобы добиться долгосрочного успеха в бизнесе, необходимо использовать постоянное, эффективное управление, ориентируемое на ценности, важные для людей.
Читать PDF
57.16 кб

Профессиональное самообразование учителя как ведущий вид деятельности в информационном обществе

Поликарпова В. В.
Читать PDF
2.55 мб

Компетентность как ведущий фактор успешности профессиональной деятельности в системе образования

Родиков Александр Степанович
Статья «Компетентность как ведущий фактор успешности профессиональной деятельности в системе образования» посвящена такой актуальной проблематике современной педагогической науки как ценностное пространство ком-петентностного подх
Читать PDF
228.75 кб

Опыт совершенствования управления научно-образовательной деятельностью в ведущих российских вузах

Жураковский Василий Максимилианович
Рассматривается опыт управления научно-образовательной деятельностью в сети федеральных и национальных исследовательских университетов в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Читать PDF
1.06 мб

Витреоретинальная хирургия – ведущее направление научных исследований и практической деятельности ка

М. М. Шишкин
Представлены основные этапы развития витреоретинальной хирургии, ее современное состояние. Описаны новейшие технологии, с успехом применяющиеся в клинике офтальмологии НМХЦ им. Н.И. Пирогова Росздрава.
Читать PDF
583.56 кб

Общая характеристика ведущих требований к профессиональной деятельности педагога, работающего с одар

Ольховская Елена Юрьевна
На рубеже XX-XXI вв.