деятельность Ведущая
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность, развитие которой определяет главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ
та деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности.
деятельность Ведущая
деятельность, которая обеспечивает максимально благоприятные условия развития для человека на данном этапе его социализации. Виды: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность [24, c. 37].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Деятельность ведущая
деятельность, под влиянием к-рой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А. Н. Леонтьевым. Д. Б. Эльконин определил следующие виды Д. в.: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность.
Источник: Педагогический словарь
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ
деятельность, выполнение которой в каждом возрасте определяет возникновение и формирование основных психологических «новообразований». В рамках возраста Д.в. находится во взаимодействии с другими видами деятельности, вновь сложившаяся Д.в. опирается на виды деятельности, бывшие ведущими ранее. Характер Д.в. в сочетании с социальной ситуацией развития и возрастными психологическими новообразованиями определяют ступени развития.
Акмеология изучает труд как Д.в. в зрелом возрасте, ее развертывание от начала профессиональной жизни человека до ее завершения, качественные изменения и динамику, оптимальную смену форм Д.в. по мере продвижения человека к профессионализму.
Акмеология изучает труд как Д.в. в зрелом возрасте, ее развертывание от начала профессиональной жизни человека до ее завершения, качественные изменения и динамику, оптимальную смену форм Д.в. по мере продвижения человека к профессионализму.
Источник: Акмеологический словарь
Ведущая деятельность
дея тельность, выполнение которой определ яет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о ведущем типе дея тельности была высказана в начале 1940-х гг. А.Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Согласно этой гип отезе, ведущая деятельность – критерий периодизации психического развития, показатель псих ологического возраста ребёнка. Ха рактеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды дея тельности, перестраиваются основные пси хические процессы и происходят изме нения психологических особенностей личности. Содержание и формы ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических ус ловий, в которых протекает развитие ребёнка. В условиях, когда практически все дети охвачены единой системой общ ественного воспитания, ведущими становятся следующие виды деятельно сти: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми, ору дийно-предметная деятельность ребёнк а раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, учебная деятель ность в младшем школьном возрасте, общественно полезная деятельность подростков, профессионально-учебная деятельность в ранней юности. Смена ведущей деятельности связана с возникновением новых потребностей и мотивов, которые ха рактеризуют новую ведущую деятельность, предполагающ ую изменение положения ребёнка в системе его отношений с другими людьми.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Ведущая деятельность
особый тип деятельности, характерный для определенного этапа возрастного развития, при освоении которой у ребенка формируются психологические новообразования, на основе чего совершается качественный скачок в развитии и переход в новый возрастной этап. В. д. ведет развитие за собой, поэтому создание условий для формирования именно данной деятельности является очень важным. Гипотеза о ведущем типе деятельности получила развитие в работах А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, итогом которых стало выделение В.д. в качестве критерия возрастной периодизации. В русле В. д. возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы, развиваются интересы и потребности, что является источником будущего противоречия между возросшими возможностями ребенка и сложившейся формой его взаимоотношений со взрослыми. Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом В.д. Выделяются следующие виды В.д.: в младенческом возрасте — непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми, в раннем детстве — орудийно-предметная деятельность, в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра, в младшем школьном возрасте — учебная деятельность, в подростковом возрасте — интимно-личностное общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезная деятельность (Д.И.Фельдштейн), в юношеском возрасте — учебно-профессиональная деятельность. Признаком перехода от одного возраста к другому является изменение ведущего типа деятельности. Развивающий потенциал В.д. учитывается при проектировании учебно-воспитательного процесса, используется в психолого-педагогической коррекции. В рамках В.д. происходят тренировка и развитие всех психических функций ребенка и последующая их качественная перестройка. Организуя условия для полноценного развертывания В.д., педагог обеспечивает возможность познавательного, личностного и деятельностного развития ребенка.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность, выполнение к-рой определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о В. д. в рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошк. возрасте (науч. статья, написанная им на эту тему, не была, однако, опубликована до 1966 и оставалась известна лишь узкому кругу его учеников). Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944—45 А. Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д. Б. Эль-конина, В. В. Давыдова и др. Согласно этой гипотезе, В. д. — критерий периодизации психич. развития, показатель психол. возраста ребенка. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются др. виды деятельности, перестраиваются осн. психич. процессы и происходят изменения психол. особенностей личности. Содержание и форма В. д. зависят от конкретно-ист. условий, в к-рых протекает развитие ребенка. В условиях, когда практически все дети охвачены единой системой обществ. воспитания, ведущими становятся след. виды деятельности: эмоционально-не-посредств. общение младенца со взрослыми, орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, уч. деятельность в мл. шк. возрасте, общественно полезная деятельность подростков, проф.-уч. деятельность в ранней юности. Смена В. д. связана с возникновением новых потребностей и мотивов, к-рые характеризуют новую В. д., предполагающую изменение положения ребенка в системе его отношений с др. людьми.
В работах С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, A. B. Петровского гипотеза о ведущем для каждого возраста типе деятельности подверглась критике. Подчеркивалось, что, хотя деятельность на каждом возрастном этапе опосредствует процессы развития личности и психики ребенка, для каждого возраста не может быть указана фиксиров. В. д. В зависимости от характера и уровня развития групп, в к-рые включен ребенок, в качестве ведущих могут складываться разл. типы деятельности.
Лит.: ЭльконинД. Б., К проблеме перродизации психич. развития в дет. возрасте, ВП, 1971, № 4; Л с о и т с в А. Н., К теории развития психики ребенка, в его кн.: Проблемы развития психики, М., 1981 ; Давыдов В. В., Проблемы развивающего обучения, М., 1986; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987.
В работах С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, A. B. Петровского гипотеза о ведущем для каждого возраста типе деятельности подверглась критике. Подчеркивалось, что, хотя деятельность на каждом возрастном этапе опосредствует процессы развития личности и психики ребенка, для каждого возраста не может быть указана фиксиров. В. д. В зависимости от характера и уровня развития групп, в к-рые включен ребенок, в качестве ведущих могут складываться разл. типы деятельности.
Лит.: ЭльконинД. Б., К проблеме перродизации психич. развития в дет. возрасте, ВП, 1971, № 4; Л с о и т с в А. Н., К теории развития психики ребенка, в его кн.: Проблемы развития психики, М., 1981 ; Давыдов В. В., Проблемы развивающего обучения, М., 1986; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия