Деятельностный подход к воспитанию и обучениюдеятельность Ведущая

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 17 определений термина ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Деятельность

активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Деятельность

форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Д. состоит из более мелких единиц — действий, каждому из к-рых соответствует своя частная цель или задача. Д. включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

Деятельность

форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Д. состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Д. включает в себя цель, мотив, способы, условия и результат.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарик координатора детского движения

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

форма активного отношения человека к окружающему миру; мотивированная совокупность закономерно связанных между собой поведенческих актов и последовательно совершаемых действий, направленных на выполнение определенных задач, на достижение тех или иных социально значимых целей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Деятельность

динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе коих происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношенной субъекта в предметной действительности. В деятельности с точки зрения ее структуры принято выделять движения и действия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по педагогической психологии

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека; состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат [66, c. 91; 67, c. 101; 80, c. 123; 82, c. 169; 91, c. 151].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

активность человека; работа, занятие в какой-либо области. Употребляется в смыслах: 1) деятельность как совокупность результатов и последствий (производство); 2) как процесс преодоления трудностей, как решение проблем, задач, как средство их решения (труд); 3) процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни (самодеятельность); 4) как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние (практика).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Деятельность

механизмически осуществляемый процесс реализации нормы, в основе которого лежит преобразование «материала» в «продукт», осуществление которого не может произойти «естественным» образом и предполагает использование соответствующих «средств». В функциональной структуре деятельности разделяются собственно преобразование материала в продукт и его рефлексивное обеспечение. В преобразование, кроме «объектной» части, входит «субъектная» часть, включающая адекватное бытие «деятеля», определяющего оперирование средством и его воздействием на материал в рамках нормы этого процесса.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Методологический словарь для стратегов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

важнейшая сфера и источник развития личности человека, активного отношения и взаимодействия с окружающими. Содержанием деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя, достигает реализации своих внутренних сил, решения выбранных задач, сознательно поставленных целей. Деятельность включает в себя структурно цель, средства и результат, имеет свой процесс и цикл осуществления – от начала до завершения в соответствии с выбранной задачей. Реализация деятельности формирует образ мыслей, способы, стиль самостоятельных действий личности, закладывает основы и качества ее поведения в социокультурном пространстве. Основные виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, общение, речь, творчество.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Деятельность

активное целенаправленное взаимодействие человека с объективным миром, в котором он достигает сознательно поставленных целей, возникших вследствие появления у него определенной осознанной им потребности; совокупность сознательно спланированных действий, объединенных общей целью удовлетворения возникшей у субъекта деятельности и осознанной им потребности. Значение деятельности в жизни человека ярко представлена следующим выражением: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого». Составное действие отличается от деятельности тем, что оно направлено на осуществление цели, не вытекающей непосредственно из осознания потребности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Деятельность

процесс жизненного, активного отношения субъекта к окружающей действительности. Включает в себя мотив, цель, способы, условия, результат. Состоит из действий, каждое из которых имеет свою цель или задачу. По форме различают внешнюю и внутреннюю Д. Внешняя, практическая, Д. в ходе интериоризации приобретает форму внутренней, идеальной. То есть процесс сознания и внешняя деятельность - это две формы Д. Выделяют духовную, психическую, физическую, трудовую, нетрудовую, профессиональную, непрофессиональную, продуктивную (творческую), репродуктивную и др. виды Д. Трудовая Д. может быть профессиональной и непрофессиональной. Военно-профессиональная деятельность офицера, как и любого военнослужащего, представляет собой его целенаправленную активность, процесс реализации им конкретных функций и должностных обязанностей. Совпадение выдвигаемых целей и задач с его личностными позициями и качествами выступает принципом и условием продуктивности действий по их реализации. Для успеха необходимы достаточно сформированные знания, навыки, умения, психологические качества, личностные позиции и акмеологические инварианты.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Деятельность

это активное поведение, проявляющееся во взаимодействии человека с другими людьми и окружающей его действительностью, а также внутри самого себя в виде нервной и психической деятельности. Внутренняя деятельность носит функциональный характер, проявляясь в самых разных аспектах – познавательном, эмоционально-мотивационном и регулятивно-волевом. Внутренняя деятельность есть основание духовного и интеллектуального развития человека. Внешняя деятельность – это деятельность общения и практические действия (процессы и операции) в сфере удовлетворения тех или иных потребностей, интересов и целей – трудовая, производственная, художественная, спортивная и т.д. Совершаемая на базе специальной подготовки, она становится профессиональной, каковой является педагогическая деятельность. Психологи выделяют в деятельности такие характеристики, как предметность, целенаправленность, мотивированность, структурированность, стилевая выраженность. Деятельность является всеобщей формой бытия человека, посредством которой человек биологический становится и человеком социальным, т.е. личностью. В условиях школы различают: внеурочную, внеучебную, учебную, внеклассную, воспитательную, дидактическую и др. виды деятельности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Деятельность

форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Д. состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Д. включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. Деятельность ведущая – деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А.Н. Леонтьевым. Д.Б. Эльконин определил сущностные виды Д. В.: непосредственно- эмоциональное общение, предметно-манипуляционная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность. Деятельность информационная – совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения информации. Деятельность организаторская – практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совместных действий и управлению ими. Деятельность педагогическая – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Основная проблема Д.П. – совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное осуществление Д.П. обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им пед. технологией, пед. техникой. Три модели Д.П.: педагогика принуждения (авторитарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Осн. видом человеческой Д., сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой Д. (игра, учение и т.д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая общественно необходимая теоретическая Д. Анализ структуры как материальной, так и духовной Д. обнаруживает следующие осн. элементы, составляющие ее содержание: мотивы, побуждающие к Д.; цели - результаты, на достижение которых Д. направлена; средства, с помощью которых Д. осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная Д. в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий - операции. Как показали исследования рос. психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры Д., от ее мотивов, целей и средств осуществления. Вместе с тем проведенные исследования (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире. На протяжении детства Д. меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребенка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять все более сложные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного развития определенная Д. (например, игра в дошкольном возрасте, учение - в школьном) приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

общественно-организованный способ реализации, социальной и личностной активности, ведущей к удовлетворению жизненных и творческих потребностей. Основными характеристиками Д. является предметность и субъектность. Специфика предметной детерминации Д. состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе Д. в своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой Д. Она проявляется в социальной обусловленности Д. человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, ценностях, социальных нормах. Субъектность Д. – это обусловленность прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими Д.

При анализе Д. выделяются четыре плана ее рассмотрения.

1. Генетический (исходной формой любой человеческой Д. является социальная совместная Д.).

2. Структурно-функциональный (анализ по единицам связи между ними).

3. Динамический (изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой Д.).

4. Субъект Д., ее инициатор, организатор, регулятор ее событий.

В философии в качестве структуры Д. рассматривается цель, средство и результат; в психологии в эту структуру включаются мотивы, а на личностном уровне – притязания, инициатива и ответственность, а также удовлетворенность-неудовлетворенность как субъективное переживание приемлемости – неприемлемости результата; рассматривается соотношение Д. и ее составляющих. Использование категории Д. в качестве объяснительного принципа привело к изменению способа анализа психики в общей психологии (ринцип единства строения внешней и внутренней Д., превращение внешней Д. во внутреннюю (А.Н.Леонтьев), единства сознания и Д. (С.Л.Рубинштейн).

Акмеология рассматривает проблему совершенствования личности как субъекта Д., оптимизации Д. (прежде всего профессиональной), мастерства, творчества. Введение категории Д. позволяет рассматривать ряд ее существенных механизмов – саморегуляции, самоорганизации, регуляторной роли сознания (С.Л.Рубинштейн), а также исследовать специфику совместной и коллективной Д.

Направлением акмеологии, наиболее интенсивно разработанным в настоящее время, является профессиональная Д., ее оптимизация, профессионализм, личность профессионала, освоение новых видов Д. и т. д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Акмеологический словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

специфич. форма обществ.-ист. бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной л социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую Д., к-рая создает новые формы и свойства действительности, превращает нек-рый исходный материал в продукт. Любая Д., осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Цель Д. возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Преобразующий и целеполагающий характер Д. позволяет ее субъекту выйти за рамки конкретной ситуации, вписывая ее в более широкий контекст обществ.-ист. бытия. Д. не ограничивается преобразованием наличной действительности по уже установившимся культурным нормам, Д. постоянно преодолевает лежащие в ее основе «программы». В »том обнаруживается принципиальная открытость и универсальность Д.; она, т. о., представляет собой форму ист.-культурного творчества.

Понятие Д. с античных времен разрабатывалось преимущественно в идеали-стич. философии, особенно глубоко в нем. классич. философии. И. Кант рассматривал субъекта Д. не как созерцающего действительность, а как созидающего формы предметного мира. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвел И. Фихте (его идеи о субъекте, воплощающем самодеятельность, оказали большое влияние на формирование взглядов Ф. Дистервега). наиб. развитую теорию Д. построил Г. Гегель, к-рый описал ее всеобщую схему, обстоятельно проанализировал диалектику ее структуры (в частности, взаимоопределяемость цели и средства), сделал ряд глубоких замечаний о социально-ист. обусловленности Д. и ее форм (гегелевское понимание Д. нашло отражение в дидактико-методич. работах Ф. Фребеля).

В материалистич. диалектике понятие Д. выступило той исходной абстракцией, конкретизация к-рой позволяет создать общую теорию развития обществ. бытия и его отд. сфер. Первичной формой Д. является произ-во материальных орудий, с помощью к-рых люди создают предметы, удовлетворяющие их жизненные потребности. Материальное произ-во (труд) имеет универсальный характер, поскольку в принципе может создавать любые орудия и предметы. Такое произ-во осуществляется людьми только в определенных взаимосвязях и отношениях, совокупность к-рых образует производств. или обществ. отношения людей. В процессе ист. развития материального произ-ва и обществ. отношений возникло и приобрело относит, самостоятельность духовное произ-во. Но и в этой форме труда сохраняются осн. качества материального произ-ва — его универсально-преобразоват. и обществ. характера.

Материальная и духовная Д. людей и соответствующие им типы произ-ва служат основой возникновения и развития обществ. и индивидуального сознания, личности отд. человека (индивида). Сознание является функцией идеальной стороны Д., к-рая обнаруживается в способности индивидов производить реальные предметы, опираясь на слово или модель как продукты обществ.-ист. развития. Идеальное — это бытие реального предмета в фазе его становления в Д. общественного субъекта. Сознание позволяет человеку стать общественным существом благодаря идеальному представительству в индивиде интересов и позиций других людей.

Наряду с диалектико-материалистич. пониманием Д. в кон. 19 — нач. 20 вв. разрабатывались другие представления, касающиеся в основном такой существенной составляющей Д., как действие. Дж. Дьюи в русле философии прагматизма создал теорию действий, рассматривая последние в качестве инструмен-талистского содержания понятий. М. Ве-бер, проанализировав разл. виды индивидуальных социальных действий, выделил в них особое значение ценностных установок и ориентации. Ж. Пиаже на логико-матем. и психол. основе разработал развернутую концепцию действий и операционального интеллекта человека.

Вместе с тем в зап. философии появились тенденции отказа от рассмотрения Д. как сущности человеческого бытия и всеобщего основания культуры. На место целеполагания ставились «порыв» и «переживания» (см. Экзистенциализм); резкой критике подвергались те представления о Д., в к-рых просматривались отрицат. социальные последствия техницистской активности, не подчиненной нравств. началам. В сер. 20 в. в гуманитарных науках стало ослабевать влияние теорий Д. Но в 70—80-е гг. в разных странах оживился интерес к полидисциплинарной теоретич. и эксперим. разработке проблем Д. Создано между-нар. об-во по изучению теории Д., им с 1988 издается журн. «Теория деятельности» (на англ. яз.).

В нашей стране проблемы Д. разрабатывались в разл. гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (П. В. Копнин, Э. В. Ильенков, Э. Г. Юдин, М. С. Каган, В. П. Иванов и др.) и психологии (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). В кон. 80-х гг. развернулась дискуссия о статусе понятия Д., о его полидисциплинарном характере и месте среди других гуманитарных понятий («общение», «общественные отношения» и др.), об объяснит, возможностях теории Д. и теорий «не-деятельностного» типа. Нек-рые специа-чисты, считая не вполне адекватными положения той или иной конкретной теории Д., признают вместе с тем эвристич. значение этого понятия или отдельных составляющих Д. (напр., действия) и используют их в своих работах. В результате возникло представление о т. н. дея-тельностном подходе к изучению отд. сторон поведения, сознания и личности человека. Это представление выражает нек-рую общую направленность в подходе к человеку на основе использования разл. моментов в понятии Д.

Классификация видов Д. затруднена тем, что в мировой гуманитарной науке этот термин имеет широкое значение. В англ. яз. рус. слово «деятельность» переводится термином «activity» и лю—бо, i вид практич. или познават. активности человека определяется этим понятием. Однако не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к Д. Подлинная Д. всегда связана с преобразованием действительности, чему в большей степени соответствуют нем. термины «Tatigkeit», «Handlung».

В разных отраслях науч. знания существуют разл. основания для классификации видов Д. В социологии принято выделять трудовую, полит., художественную, научную и др. виды Д. В педагогике в качестве основных выделяют игровую, учебную и трудовую Д. В психологии Д. соотносят со мн. психич. процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и др. виды Д.). Гл. основанием любой классификации является филос. и историко-социологич. подход к Д. Он позволяет рассматривать в качестве основания классификации трудовую Д. во всех ист. формах ее развития, а также вывести из этого основания все многообразие других видов Д., исторически возникающих в обществ. жизни людей. Ист. социология является той науч. дисциплиной, к-рая открывает, изучает и даже проектирует становление всех взаимосвязанных видов и форм Д. Она призвана объяснять место и роль каждой Д. в обеспечении целостной обществ. жизни людей. Другие дисциплины, изучающие Д., опираются на результаты историко-социологич. исследований; в свою очередь, материалы этих дисциплин используются для конкретизации историко-социологич. представлений о Д. С этим связана необходимость полидисциплинарного ее исследования.

Выявление общих закономерностей Д. выступает одной из основных задач психологии. Разработка общепсихол. теории Д. была начата отеч. психологами (среди к-рых важнейшая роль принадлежит А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну). Разл. варианты такой теории созданы в Германии (К. Хольцкамп), Финляндии (Ю. Энгештрем) и др. странах.

В психологии принято рассмотрение структуры Д., включающей следующие ее составляющие: потребность — мотив — задача — средства (решения задачи) — действия — операции. При этом задача включает единство цели и условий ее достижения, действие соответствует цели, операции — условиям. Целостная Д. в процессе ее осуществления постоянно трансформируется; напр., действие при изменении его цели может стать операцией и т. п.

Человек в своей многогранной жизни осуществляет разные конкретные виды Д., к-рые различаются между собой прежде всего своим предметным содержанием. Каждый вид Д. имеет вполне определенное содержание потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций. Одна из основных проблем исследования состоит в том, чтобы выявить предметное содержание каждого ее вида; лишь после этого то или иное социально-психол. образование, наблюдаемое у человека, можно определить в качестве конкретного вида его Д.

Первичной формой Д. является ее коллективное (совместное) выполнение. На основе совместной Д., имеющей коллективного субъекта, возникает индивидуальная Д. многих субъектов. Особенности и закономерности выполнения совместной и индивидуальной Д. различны, хотя их строение имеет нек-рые сходные черты. Становление индивидуальной Д. осуществляется в результате интериоризации.

Использование понятия Д. в психологии позволяет изучать сознание и личность человека в тесном единстве с исторически развивающейся Д. От уровня ее развития и конкретных особенностей ее предметного содержания зависят состав и функционирование сознания и способностей человека (его восприятия и воображения, мышления и памяти, чувств и воли и т. д.), характер межличностных отношений, черты и качества личности.

Комплексная исследовательская работа специалистов мн. отраслей науч. знания позволяет создавать полидисциплинарную теорию Д., способную оказать Значит. влияние на все сферы обществ. практики.

Лит.: Рубинштейн С. Л., Проблемы общей психологии, М. 1973; Каган М. С., Человеческая деятельность, М., 1974; Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, M.; Деятельность: теории, методология, проблемы, М., 1990; Перре-Клермон А., Социальное взаимодействие и когнитивное развитие пер. с франц., М., 1990; H o l z k a m p K., Grundlagen der psychologischen Motivationsforschung. Fr./M.-N. Y., 1983; Engestrom Y., Learning by expanding. An activity-theoretical approach to developmental research, Hels., 1987. В. В. Давыдов.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 0

Найдено научныех статей по теме ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 0

Найдено книг по теме ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 0

Найдено презентаций по теме ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 0

Найдено рефератов по теме ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 0