ЭЛЬКОНИН Даниил Борисович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭЛЬКОНИН ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ
(1904–1984), психолог.
Окончил психоневрологическое отделение ЛГПИ (1927); доктор педагогических наук (1962), профессор (1965). Ученик Л. С. Выготского. Педагогическую деятельность начал в 1922 г. в Дергачевской колонии для малолетних правонарушителей. С 1953 г. заведовал лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков, диагностики психического развития школьников. Основная проблема исследований – природа детства и глубинные законы психического развития ребенка; опирался на идею Выготского о том, что обучение идет впереди развития, что развитие в форме обучения является основным фактом педагогической деятельности. Выделил и охарактеризовал внешние условия, источники, формы и движущие силы развития ребенка; также выделил ряд возрастных периодов и соединил их с определенными типами ведущей деятельности. Основные работы: “Развитие речи в дошкольном возрасте” (1958), “Развитие ребенка от рождения до семи лет” (1960), “Психология обучения младшего школьника” (1974), “Психология игры” (1978), “Избранные психологические труды” (1983).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ЭЛЬКОНИН Даниил Борисович
1904-1984) — психолог, член-корреспондент АПН СССР (1968), д-р педагогических наук (1962), профессор (1965). Ученик Л.С. Выготского. Педагогическую деятельность начал в 1922 в Дергачевской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская обл.). Вел научную работу в ЛГПИ (с 1928), Ленинградском коммунистическом педагогическом институте и по совместительству в НИИ ОПП (с 1946; с 1953 на постоянной работе). Развивая идеи своего учителя, разрабатывал широкий круг проблем детской и педагогической психологии. Центральная проблема его исследований - природа детства и глубинные законы психического развития ребенка. Теория психического развития, созданная Э., существенно конкретизировала и уточнила общее понимание детства, сложившееся в трудах Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других представителей этой научной школы. Опираясь на понятие ведущей деятельности, разработанное им совместно с Леонтьевым, Э. создал развернутую периодизацию психического развития в детском возрасте, описал все осн. типы ведущей деятельности от рождения ребенка до 17 лет. Создал теории игровой и учебной деятельности. Э. разработал эффективный метод обучения детей на основе звукового анализа слов, составил экспериментальные буквари (1961; ч. 1-2, 1969-72).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭЛЬКОНИН Даниил Борисович
16(29).11.1904, дер. М. Перещепина, ныне в Полтавской обл., Украина, - 4.10.1984, Москва], психолог, ч.-к. АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1962), проф. (1965). Ученик Л. С. Выготского. Окончил психоневрологич. отделение ЛГПИ (1927). Пед. деятельность начал в 1922 в Дергачевской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская обл.). Вел науч.-пед. работу в ЛГПИ (с 1928), Ленингр. коммунистич. пед. ин-те (с 1938). В 1941—45 в действующей армии. С 1945 в Военно-пед. ин-те Сов. Армии (Москва), с 1946 по совместительству в НИИ ОПП. С 1953 на постоянной работе в НИИ ОПП (зав. лабораториями психологии мл. школьников, психологии подростков, диагностики психич. развития школьников).
Развивая теоретич. идеи Выготского, разрабатывал широкий круг проблем дет. и пед. психологии. Центр. проблема исследований Э. - природа детства и глубинные законы психич. развития ребенка. Согласно Э., ребенок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды дет. деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений материальной и духовной человеческой культуры всегда носит деятельностный характер - ребенок не пассивен в этом процессе, не только приспосабливается к условиям жизни, но и выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. При эксперим. изучении этой проблемы Э. опирался на идею Выготского о том, что обучение идет впереди развития, что развитие в форме обучения является осн. фактом пед. деятельности. Исходя из представления о со-зидательности и изначальной общественности форм жизни ребенка, Э. полагал, что не ребенка надо адаптировать к сложившейся системе уч.-воспитат. учреждений, а, наоборот, преобразовывать эти учреждения в направлении достижения взаимности общности детей и взрослых, открытия их созидательных возможностей в отношениях друг с другом.
Теория психич. развития, созданная Э., существенно конкретизировала и уточнила общее понимание детства, сложившееся в трудах Выготского, А. Н. Леон-тьева, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца и др. представителей этой науч. школы. Обобщив богатый фактич. материал, Э. выделил и охарактеризовал внеш. условия, источники, формы и движущие силы развития ребенка. На этой основе им была создана развернутая периодизация психич. развития в дет. возрасте. При этом он опирался на понятие ведущей деятельности, разработанное им совм. с А. Н. Леонтьевым. В развитии детей Э. выделил ряд возрастных периодов, связав их с определенными типами ведущей деятельности. Он описал все осн. типы ведущей деятельности от рождения ребенка до 17 лет: им проведены исследования предметных действий детей раннего возраста, игры дошкольников, уч. деятельности мл. школьников, деятельности общения в подростковом возрасте. Э. разработал на деятельностной основе свое понимание возрастной психологии, неразрывно связанной с пед. психологией. В созданных Э. теориях игровой и учебной деятельности показано, что выполнение ребенком этих ведущих для соответствующих возрастов типов деятельности определяет возникновение вполне определенных психол. новообразований. На примере уч. деятельности Э. продемонстрировал решающую роль ее содержания в этих процессах.
Э. разработал эффективный метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов, составил эксперим. буквари (1961; ч. 1—2, 1969—722).
В последние годы жизни изучал психич. особенности 6-летних детей в связи с включением их в систему шк обучения В преддверии шк реформы 1984 подготовил записку в ЦК КПСС, затрагивавшую важные вопросы перестройки образования (см Размышления над проектом, «Коммунист», 1984, № 3) Э утверждал, что система образования должна быть основана на преемственности возрастных периодов развития детей при использовании своеобразия каждого периода и при четком переходе ребенка от одного этапа развития к другому Идеи Э - важный теоретич. источник подлинного практич.реформирования образования
С о ч Развитие речи в дошк. возрасте M 1958, Дет психология Развитие ребенка от рождения до семи лет, M 1960 Психология обучения мл школьника, M, 1974, Как учить детей читать M 1976 Психология игры, M, 1978 Достижения и проблемы дальнейшего развития дет психологии в СССР ВП, 1978, № 1, Право детей на счастливое детство и пу ти развития психол. знаний о детях в СССР ВП 1979 № 5 Избр психол. тр, M, 1989 (библ)
Лит Венгер А Л, Слободчи ковВ И.ЭльконинБ Д Проблемы дет психологии и науч. творчество Д Б Эльконина,ВП 1988, №3 В В Давыдов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия