ДАВЫДОВ Василий Васильевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДАВЫДОВ Василий Васильевич (1930-1998)
психолог, действительный член (1978) и вице-президент (с 1989) АПН СССР, действительный член (1992) и вице-президент (с 1992) РАО, д-р психологических наук (1971). Поч. член Национальной академии образования США (1982). В результате многолетних экспериментальных исследований (с 1959, совместно с Д.Б. Элькониным) выявил условия организации развивающего обучения. Разработал теорию учебной деятельности. Экспериментально обосновал способы отбора содержания обучения в начальной школе, учитывающие особенности и структуру учебной деятельности и обеспечивающие формирование у учащихся теоретического мышления. Труды по психологии обучения, общей психологии. Гл. редактор "Российской педагогической энциклопедии" (т. 1-2, 1993-1999).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(р. в 1930), психолог
и педагог, доктор психологических наук (1971), профессор (1973), академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Выявил условия организации развивающего обучения в процессе усвоения учащимися знаний и умений (совместно с Д. Б. Элькониным). Разработал логико-психологическую концепцию о двух основных типах мышления человека – рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом. Разработал теорию учебной деятельности, опирающуюся на понятие содержательного обобщения. На основе этой теории созданы программы и учебно-методические пособия по школьным предметам. Их практическое использование способствует эффективному освоению школьниками учебной деятельности, развитию у них разумно-теоретического мышления, формированию личности. Основные работы: “Связь теорий обобщения с программированием обучения” (1966), “Виды обобщения в обучении” (1972) “Учебная деятельность и моделирование” (1981), “Проблемы развивающего обучения” (1986), “О понятии личности в современной психологии” (1988).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ДАВЫДОВ Василий Васильевич
р. 31.8.1930, Москва), психолог и педагог, акад. и вице-през. Рос. академии образования (1992). Д-р психол. наук (1971), проф. (1973). Окончил МГУ в 1953. С 1956 работал в учреждениях АПН СССР (вице-през. с 1989). Поч. ч. Нац. академии образования США (1982).
На основе идей науч. школы Л. С. Выготского изучает проблемы теории и истории психологии, возрастной и пед. психологии, взаимосвязи психологии и педагогики. В исследованиях Д. и его сотрудников на основе формирующего эксперимента осуществляется комплексный (психол., пед., теоретико-познавательный) подход к психич. развитию учащихся. В результате многолетних эксперим. исследований (с 1959, совм. с Д. Б. Эль-кониным) Д. выявил условия организации развивающего обучения в процессе усвоения учащимися знаний и умений. Решение уч. задач, по Д., представляет собой выполнение системы уч. действий (моделирование, контроль, оценка и др.); оно направлено на то, чтобы помочь учащемуся выявить условия происхождения знаний и умений.
Д. разработал логико-психол. концепцию о двух основных типах мышления человека — рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом. Им выявлено своеобразие содержат, обобщения, к-рое выражает генетически исходное отношение нек-рой системы предметов. Такое обобщение отличается от эмпирического, фиксирующего нечто одинаковое и сходное в группе предметов. Этим видам обобщения, по Д., соответствуют разные типы мышления. Д. описал их внутр. связи с процессом обучения. Разработал теорию учебной деятельности, опирающуюся на понятие содержат, обобщения. На основе этой теории созданы конкретные программы и уч.-методич. пособия по математике, рус. яз., химии, географии и др. предметам. Их практич. использование способствует эффективному освоению школьниками уч. деятельности, развитию у них разумно-теоретич. мышления, формированию личности. Д. и его сотрудниками разрабатываются диагностич. методики определения уровней развития этих психол. образований.
Соч.: Связь теорий обобщения с программированием обучения, в сб.: Исследования мышления в сов. психологии, М., 1966; Виды обобщения в обучении (логико-психол. проблемы построения уч. предметов), М., 1972; Уч. деятельность и моделирование, Ер., 1981 (соавт.); Проблемы развивающего обучения, М., 1986; О понятии личности в совр. психологии, ПЖ, 1988. № 4; Науч. обеспечение образования в свете нового пед. мышления, в сб.: Новое пед. мышление, М., 1989.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ДАВЫДОВ Василий Васильевич
(31 августа 1930 г. – 19 марта 1998 г.) в 1953 г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «психология». Давыдов В.В. – Заслуженный деятель науки РФ, действительный член Российской Академии образования (учредитель), почетный член Национальной Академии образования США, президент Международной ассоциации «Развивающее обучение», доктор психологических наук, профессор. С 1956 г. работал в учреждениях Академии педагогических наук РСФСР и СССР (редактор издательства, заведующий лабораторией, директор НИИ общей и педагогической психологии, вице- президент), с 1992 г. – вице-президент РАО.
Давыдов В.В. – видный организатор российской психолого-педагогической науки, талантливый ученый, чьи фундаментальные теоретические исследования содержания учебной деятельности, ее связи с развитием сознания, личности и способностей школьников широко известны научной общественности. Созданная им теория развивающего обучения является уникальным образцом многоуровневости и полноты психолого- педагогической работы, построенной от уровня философско-методологического обоснования общей теории психического развития и теории развития отдельных психических структур вплоть до уровня конкретных педагогических технологий, формирующих у школьников соответствующие психологические новообразования. В настоящее время около 10% школ страны плодотворно работают по системе развивающего обучения.
Давыдов В.В. создал развернутую логико-психологическую теорию о двух основных типах сознания и мышления человека – рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом.
Разработал теорию учебной деятельности, опирающуюся на понятие содержательного обобщения. На основе этой теории созданы конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим учебным предметам. Их практическое использование способствует эффективному формированию у школьников учебной деятельности, развитию у них теоретического сознания и мышления, формированию личности.
По руководством Давыдова В.В. защищено 30 кандидатских и докторских диссертаций; он автор более 200 печатных работ.
За успехи в научной, научно-организационной и учебно-воспитательной работе награжден медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», им. К.Д. Ушинского.
Соч.: Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). – М., 1972; Проблемы развивающего обучения. – М., 1986; О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // В сб.: Деятельность: теории, методология, проблемы. – М., 1990; Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – Томск, 1992; Математика: Учебник для 1 класса. – М., 1994. – (В соавт.); Математика: Учебник для 2 класса. – М., 1995. – (В соавт.); Обучение математике. Методическое пособие. 2 класс трехлетней начальной школы. – М., 1995. – (В соавт.); Математика: Учебник для 3 класса. – М., 1996. – (В соавт.); Математика. Методическое пособие. 3 класс. – М., 1996. – (В соавт.); Теория развивающего обучения. – М., 1996.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
15.81 мб

К 85-летию со дня рождения Василия Васильевича давыдова

Рубцов Виталий Владимирович