«Листок бумаги, содержащий короткое письмо, вопрос, объявление и т. п.» (Словарь, 1955–4, 769). Записка на спине - см.: Лист бумаги на спине. Записка на уроке.
О женской гимназии в губернском уральском городе в середине 1910-х гг.: «Застучали крышки парт, зашелестели страницы книг. Было слышно, как кто-то рвал бумагу. Звонок уже давно был, но урок еще не начинался. Преподаватель запаздывал. На парту к Ирине упала туго сложенная бумажка. Ирина развернула записку. “Ты показывай мне записки”, – сказала Мика. “Ладно. Давай вместе прочитаем”… На парту опять упала записка… Бурунова вела себя необычно: она писала на уроках записки, перебрасывала их по партам, в перемену собирала вокруг себя девочек» (Филиппова, 1938; 26, 27, 82).
О 1932 годе: «Первый и второй урок была география, учитель делал опрос, а мы весь урок географии перекидывались с мальчишками записками, хотя легко сказать, а как трудно сделать» (Луговская, [1932–1937] 2004).
О 1970-х гг.: «Как непоправимо мало… мы вспоминаем наши школьные годы. Теряются в дымке… дневники, контурные карты, переброшенные записочки и запускание ластиком…, и первые шпаргалки, и школьные “дружбы навек”…» (Климонтович, 2004, 8).
О вт. пол. 1980-х гг.: «На уроках мы не только играли, но писали друг другу записки. До восьмого класса мы старались передавать записки так, чтобы мальчики не могли их перехватить. А то они их читали или просили какой-нибудь выкуп за то, чтобы её передать по назначению. Записки мы перекидывали друг другу, передавали их, положив в тетрадки, книжки, ручки, пеналы, то есть в дело шло всё, что попадало под руку. После восьмого класса мы передавали записки и через мальчиков, они их не читали, а доставляли по назначению. Иногда записки перехватывали учителя, они их сразу выбрасывали в мусорное ведро» (494).
О вт. пол. 1980-х гг.: «В школе также у нас была мания писать друг другу записки. Это были просто диалоги в письменном виде. Иногда были “любовные записки”. Писали это нормальным русским языком. Иногда учителя перехватывали. Некоторые записки выбрасывались сразу. А некоторые откладывались в сторону на учительском столе, а после урока прочитывались учителями. Самые интересные были приемы передачи записок. Это были и прыгающие лягушки, “летающие” шарики, передача в книгах, в тетрадях» (453).
О вт. пол. 1980-х гг.: «В классе друг c другом общались с помощью записок. Записки передавали в дневниках, закладывали в пеналы, в ручки, писали их с помощью придуманного шифра, который знали отдельные люди, которые считались друзьями. Интересно было играть с записками, когда играли в подъезде. Кто-то был на пятом этаже, кто-то на втором этаже, и через лестничный промежуток опускали на ниточке записки, писали ответ и передавали обратно. Интересна была сама передача записок. Ещё было специальное место, куда клали записки, обычно мы клали под крышу грибка в песочнице, на реечки где-нибудь в уголке. Ещё было и такое, что когда жили с другом в соседях, то писали записки, клали под коврик и звонили в дверь и убегали» (497). Записка учителю от родителей - письменное сообщение родителей о причине отсутствия ученика в школе, передаваемое через самого ученика.
О первокласснике в конце 1950-х гг.: «“Давайте не пустим его завтра в школу”, – предложил папа… На всякий случай я заплакал. “Это он боится, что Клавдия Николаевна будет его ругать”, – сказала мама. “Чудак! – рассмеялся папа. – Мы придумаем для твоей Клавдии Николаевны какую-нибудь байку. Вотрем ей очки. Скажем, к примеру, что у мамы были именины и ты лег поздно спать…” “Именины не справляют два раза в год, – сказала мама. – Два месяца назад ты писал записку про именины”… Когда я пришел в класс, мне сразу стало весело. “Ты опять болел?” – спросил Лешка. “Очень мне надо болеть! Я дома околачивался!” “А от Клавы не попадет?” “У меня к ней записка есть. Папа написал”. “Здорово… А мой ни за что не напишет“. “Мой что хочешь напишет”, – сказал я и пошел к Клавдии Николаевне. Я отдал ей записку, она прочла и спросила: “Чем ты болел?” “У меня болели гланды”» (Шатров, 1961, 98–99).
0.00 байт
О характере коммуникативных отношений в дискурсивном жанре «Методическая записка»
В статье рассматривается вопрос о характере коммуникативных отношений в рамках дискурсивного жанра методическая записка. Новизна работы состоит в междисциплинарном ракурсе изучения объекта методической записки.