ВЛАСТЬ
Власть
в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия [69. с. 229].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
Власть
в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
ВЛАСТЬ
1) Возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение отдельных людей и коллективов с помощью каких-либо средств – авторитета, воли, права, насилия и пр. (государственная власть, родительская власть, власть закона). 2) Социально-политическое господство, система государственных органов.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ВЛАСТЬ
аспект выражения господства и подчинения в отношениях между людьми. Власть является социально необходимым условием управления, сопровождается направленной передачей информации и реализуется в поведении. Власть эффективна лишь при постоянно функционирующей обратной связи, по которой поступает поток информации о том, насколько властные решения целесообразны и эффективны. В тоталитарном обществе этот поток ограничен и власть функционирует при ослабленной или отсутствующей ее коррекции.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Власть
право и возможность оказывать влияние, подчинять своей воле. В. является формой социального «отнесения» и индивидуальной реализацией человека. Через В. он осуществляет смысл жизни. Это осуществление движется волей к смыслу первичной мотивационной силой (поВ. Франклу). Формула В. Франкла «Воля к смыслу» удивительным образом (как заметил В.В. Налимов) перекликается с формулой Ф. Ницше «Воля к власти»: «Мир есть воля к власти и ничего более. И вы сами являетесь этой волей к власти – ничего, кроме этого». В. – конечная цель самореализации конкретного человека и смысл его жизни (иметь право и возможность влиять на нее, осуществлять свои желания и достигать созидательных целей). В. может быть абсолютной, направленной на жизнь в целом и относительной, конкретно направленной на себя или других людей. В. над другими позволяет человеку: а) делать добро, б) эксплуатировать других. В. над собой необходима человеку, чтобы управлять своей жизнью. Индивидуальное акмеологическое проектирование – одна из форм проявления В. над собой. Устремленность к В. имеет у человека биологическую предысторию. В биологической, телесной природе человека скрыты глубинные сущности воли, души и духа человека.
ВЛАСТЬ
особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах дихотомии "господин - раб" восходит к Платону и Аристотелю. В. необходима для сдерживания эгоистической природы человека и проявляется в отношениях "государь - подданные". Проблема В. была систематически проанализирована немецким социологом М. Вебером, который выделил, в частности, личностный и формально-рациональный типы В. При анализе В. принято рассматривать в качестве одного из ее видов семейную В. и учитывать различные ее формы (руководство, управление, организация, контроль) и методы (авторитет, право, насилие). Природа В., по мнению французского философа М.П. Фуко, обращена к сфере бессознательного. В. - способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность, нравы и традиции людей с помощью различного рода средств - закона, права, авторитета, воли, суда, принуждения; политическое господство над людьми, их общностями, организациями, над странами и их группировками; система государственных органов; лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями, или обладающие разного рода влиянием, полномочиями по обычаю, или присвоившие их себе. Испытание В. - поистине нелегкий экзамен для всех и каждого, ибо слишком велик соблазн увлечься личными и корыстными интересами, обратить на пользу только себе колоссальные возможности и влияние, приносимое включенностью во В. с ее привилегиями. Ответ на вопрос, что есть В., - условие понимания роли В. и ее потенций, условие успеха в исследовательской и педагогической деятельности. В. - явление многоплановое. Существует много видов В.: отца, семьи, учителя, армии, церкви, общества и т.д. Влияние В. на судьбы людей наглядно, зримо, ощутимо, материально. Наряду с государственной В. существует конституционная, общественная, экономическая, политическая, духовная, военная, В. центра и местная, личная, родительская, церковная и др. Многочисленны ее субъекты и объекты, носители, держатели и обладатели; разнообразны ее масштабы, объемы и вариации; многогранны аспекты (В. семьи, В. в семье, В. над семьей и т.п.). В. над кем-то необходима индивиду для удовлетворения его воли к В. как проявления самосохранения и самоутверждения. Далеко не редко стремление возвыситься над себе подобными и повелевать ими. Здесь В. предстает как не до конца распознанная страсть, одно из всепоглощающих, желанных и вместе с тем тягостных человеческих влечений. Но одновременно В. как действительность есть сфера активной деятельности, приложения сил, талантов, дарований, умений, мастерства; трудная профессия; область карьеры. Существует искусство В., т.е. высокая степень мастерства властителей и властных органов в государстве, а также лиц, выделившихся по своей роли, воле и влиянию в самых разнообразных человеческих группах, группировках (структурах, сословиях, сообществах, партиях, организациях, религиозных объединениях, разного рода коллективах, семьях и даже случайных компаниях). См. также Властолюбие
Источник: Терминологический словарь библиотекаря