УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
освоение знаний и способов их применения в целях познания и лучшего понимания реалий окружающей действительности.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
форма общечеловеческой деятельности, обеспечивающая воспроизводство и развитие любой другой формы деятельности. Ее содержанием является освоение системы знаний и методов деятельности, культурных ценностей и общественных отношений. Ее цели определяются целями общественного развития в целом, потребностями рынка труда, характером НТП, а также целями личностного развития, степенью профессиональной и социальной зрелости личности. Способы Д. у.-п. д. имеют историческую, культурную, социальную обусловленность. Д. у.-п. – это всегда совместная деятельность, предполагающая, как минимум, взаимодействие педагога и обучающегося. Это взаимодействие опосредованно осуществляется между обучающимся и авторами учебников, методических разработок, научных трудов, изобретений и открытий. Это процесс взаимодействия между поколениями, опосредованный обобщенным человеческим опытом, системой знаний. Следует также подчеркнуть важность непосредственного взаимодействия субъектов учебно-познавательной деятельности между собой в процессе обучения, совместного творческого исследования объектов окружающего мира и самих себя, взаимного познания и обучения, обмена опытом и знаниями. Д. у.-п. по своей структуре выражает единство с любой другой деятельностью человека, но в то же время имеет свои особенности:
- систематичность, организованность, целенаправленность;
- репродуктивный, поисковый, или творческий характер ее протекания;
- структурированность, логическая взаимосвязанность всех ее компонентов;
- предметом познания в Д. у.-п. являются не реальные предметы, а знания о них;
- преобразующий и созидательный характер, который проявляется в ее воздействии на личность обучающегося;
- сопряженность с деятельностью обучающего. В современной парадигме образования преподаватель вместо позиции оператора дидактических средств занимает позицию партнера-помощника в расширении и освоении учащимися непосредственно переживаемого опыта (Зинченко В. П. Психологическая теория деятельности // Вопр. философии. – 2001. – № 2. – С. 66–68; Падалка О. Інтенсивні освітні технології // Вища освіта України. – 2002. – № 2. – С. 91–95; Швырев В. С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» // Вопр. философии. – 2001. – № 2. – С. 107–115; Щукина Г И. Активизация познавательной деятельности учащихся вучебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – С. 30–33; Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига: Эксперимент, 1998. – С. 7). Е. Ю. Усик
- систематичность, организованность, целенаправленность;
- репродуктивный, поисковый, или творческий характер ее протекания;
- структурированность, логическая взаимосвязанность всех ее компонентов;
- предметом познания в Д. у.-п. являются не реальные предметы, а знания о них;
- преобразующий и созидательный характер, который проявляется в ее воздействии на личность обучающегося;
- сопряженность с деятельностью обучающего. В современной парадигме образования преподаватель вместо позиции оператора дидактических средств занимает позицию партнера-помощника в расширении и освоении учащимися непосредственно переживаемого опыта (Зинченко В. П. Психологическая теория деятельности // Вопр. философии. – 2001. – № 2. – С. 66–68; Падалка О. Інтенсивні освітні технології // Вища освіта України. – 2002. – № 2. – С. 91–95; Швырев В. С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» // Вопр. философии. – 2001. – № 2. – С. 107–115; Щукина Г И. Активизация познавательной деятельности учащихся вучебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – С. 30–33; Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига: Эксперимент, 1998. – С. 7). Е. Ю. Усик
Источник: Глоссарий современного образования.