ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
научно-практическое направление по разработке и применению эффективных методов решения творческих задач, генерации новых идей и решений в технике и других областях человеческой деятельности. Разработка указанной теории начата в СССР Г.С. Альтшулером и продолжается многими исследователями. Первая публикация по ней вышла в 1956 г.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
(ТРИЗ) – наука методологий технического творчества. В настоящее время она все чаще используется и в нетехнических областях знания. У ТРИЗ своя область изучения – законы развития технических систем, законы развития творческой личности; свой метод – анализ больших массивов патентной, историко-технической и историко-биографической информации; свой язык – вепольный анализ – моделирование творческих задач; свой информационный фонд – приемы разрешения противоречий, указатели применения эффектов, указатели применения изобретательских стандартов.
Автор теории ТРИЗ – отечественный ученый, инженер, выдающийся изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер, который за свои нетрадиционные взгляды, идеи и убеждения был репрессирован. В последние годы Г.С. Альтшуллер проживал в г. Петрозаводске (Карелия). 24 сентября 1998 г. он скончался.
ТРИЗ принципиально отличается от традиционных методов поиска новых технических решений – метода проб и ошибок (МП и О) и всех его модификаций, с помощью которых поиск ведется практически вслепую. Поиск решения творческих задач в ТРИЗ осуществляется целенаправленно, практически без потерь времени на пустые пробы. Он строится на основе знания законов развития технических систем. Основная идея ТРИЗ: технические системы возникают и развиваются не произвольно, а по определенным законам (к настоящему моменту их выявлено 12). Эти законы можно познать и использовать для сознательного и целенаправленного решения творческой технической задачи. Теоретическая основа ТРИЗ – законы развития технических систем, выявлена путем изучения исторических тенденций развития техники, на основе анализа больших массивов информации (более 1,5 млн изобретений). Таким образом, в ТРИЗ отобран и обобщен опыт технического творчества высокого уровня многих поколений изобретателей.Изобретательская задача – это задача творческая. Основой ее является техническое противоречие, внутри которого лежит физическое противоречие, которое необходимо разрешить. Причем, при создании новых технических систем (ТС) необходимо стремиться к названному автором ТРИЗ «идеальному конечному результату» (ИКР), созданию «идеальной» конструкции, которая является самой экономичной, т.е. совсем не потребляет энергии и, наконец, она не занимает места, ее практически не видно, но функция тем не менее выполняется. Другими словами, нужная цель достигается как бы сама собой, без ничего, как по мановению волшебной палочки. Примером такого «идеального решения» может служить электродуговая свеча Яблочкова. Речь идет о том, что свет дуговых свечей был неустойчив. Необходимо было время от времени сближать концы обгорающих угольных стержней – электродов. Попытки сконструировать механизм для автоматического сближения электродов не были удачными. Все получалось сложно, дорого, ненадежно. Яблочков расположил угольные электроды не в линию, а параллельно друг другу и, таким образом вышел на «идеальное решение»: электроды сами, абсолютно не усложняя систему, в течение всего времени горения сохраняли неизменный зазор.
Никакого механизма регулировки не требуется, а функция выполняется.
Процесс решения творческих задач рассматривается как выявление, анализ и решение технического противоречия. Автором ТРИЗ было выявлено, что сходные противоречия разрешаются однотипными методами и приемами. Наиболее эффективные приемы – комплексные (сочетание нескольких приемов, часто – сочетание приемов с физическими, химическими, биологическими, геометрическими и другими эффектами). Самые эффективные комплексные приемы образуют систему «изобретательских стандартов» – аппарат ТРИЗ для решения условно называемых «типовых» изобретательских (творческих) задач. Следует подчеркнуть, что условно «типовые» задачи являются таковыми только с позиции ТРИЗ. Задачи, не вошедшие в изобретательские стандарты, считаются в ТРИЗ нетиповыми. Для решения таких задач автором ТРИЗ разработан интеллектуальный механизм – «алгоритм решения изобретательских задач» (АРИЗ), который развивается и совершенствуется его последователями.
ТРИЗ имеет в качестве операционной системы упорядоченный и постоянно пополняемый информационный фонд: указатели применения физических, химических, биологических, геометрических и других эффектов, банк типовых приемов устранения технических и физических противоречий.
Знание законов развития технических систем позволяет не только решать творческие задачи, но и прогнозировать развитие технических систем.
Интеллектуальный механизм и, инструменты ТРИЗ постоянно совершенствуются в ходе их практического применения.
Предполагается соединение теории ТРИЗ с основами научной фантастики. Разработан «Реестр фантастических идей», выпущена серия книг «Фантастика и реальность», где Г. Альтов (псевдоним Г.С. Альтшуллера) проводит подробный анализ научно-фантастических идей Жюля Верна, Герберта Уэллса, Александра Беляева и др., рассматривает судьбу научно-фантастических предвидений этих писателей-фантастов.
В настоящее время И.М. Верткиным и другими последователями Г.С. Альтшуллера в ТРИЗ разрабатывается новое направление – жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ).
Лит.: Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск, 1994; Зиновкина М.М. Инженерное мышление. (Теория и инновационные педагогические технологии). – М., 1996.
М.М. Зиновкина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
515.18 кб

Теория решения изобретательских задач возвращается в практику обучения персонала

Серкин Владимир Павлович, Штроо Владимир Артурович
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), когда-то созданная в СССР инженером-патентоведом Г. C. Альтшуллером, почти потеряла свою известность в 1990-е годы.
Читать PDF
231.39 кб

Теория решения изобретательских задач как методологический подход в педагогических исследованиях

Мурашковска Ингрида, Коке Татьяна
Авторы статьи исследуют теорию решения изобретательских задач, как методологический подход в педагогических исследованиях, дает определение трансдисциплинарным исследованиям, а также описывает общую стратегию решения проблем в тео