СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
образование, имеющее целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Среднее профессиональное образование
среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего или начального профессионального образования в средних профессиональных учебных заведениях. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена и удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
процесс подготовки специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширений образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования; является частью послесреднего образования, реализуется в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, педагогических, музыкальных и др. училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом. Оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
подготовка специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях СПО (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений ВПО. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Среднее профессиональное образование
образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом. Оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование повышенного уровня образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Средства обучения и воспитания материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. (Г)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего или начального профессионального образования в средних профессиональных учебных заведениях. С.п.о. имеет целью подготовку специалистов среднего звена и удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Лица, имеющие полное среднее общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают С.п.о. по сокращенным ускоренным программам. Необходимость особой подготовки работников средней квалификации обусловлена процессами специализации труда. С.п.о. является одним из массовых направлений профессионального образования. Современные проблемы С.п.о. рассматриваются в русле непрерывного образования. Во мн. странах С.п.о. становится ступенью высшего профессионального образования. Важнейшей педагогической и организационной проблемой С.п.о. является соответствие содержания образования современным требованиям профессиональной деятельности. Содержание С.п.о., как правило, разделяется на общеобразовательный, общепрофессиональный и специальный циклы. Учебный план формируется на основе квалификационных характеристик, опре- деляющих уровень знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями профессии. В Рос. Федерации после введения Закона об образовании (1992) приняты нормативные документы, в 1994/95 учебном году введен Государственный образовательный стандарт С.п.о., пересмотрен классификатор специальностей С.п.о. Современная структура С.п.о. строится с учетом постоянной и варьируемой частей учебного плана, отражающих профессиональную направленность подготовки специалистов, а также интересы регионов, отдельных отраслей и групп предприятий. См. также История образования в России,Профессиональное образование, Профессионально-техническое образование, Среднее образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего в соответствующих проф. уч. заведениях. Обеспечивает индивиду знания, умения и навыки, необходимые для самостоят. выполнения работ определенной сложности, руководства первичными производств, звеньями, помощи специалистам высш. квалификации. Для нек-рых специальностей С. п. о. - высш. квалификац. ступень. Особенность С. п. о. состоит в усвоении комплекса практич. исполнит, умений и навыков на базе достаточно широкой общеобразоват. подготовки (часто профессионально ориентированной).
Необходимость особой подготовки работников ср. квалификации выдвинута процессами специализации труда. Становление С. п. о. связано с развитием и перестройкой содержания как профессионального, так и общего образования. Особое значение имели деятельность городских школ и утверждение реального направления в общем образовании.
В 19 в. С. п. о. стало осмысливаться как специфич. часть нар. образования, развитие к-рой оказывает существенное воздействие на состояние экономики, воен. дела, здравоохранения, просвещения и др. областей профессиональной деятельности.
В условиях НТР (с сер. 20 в.). С. п. о. выросло в одно из массовых направлений проф. образования. Вместе с тем динамика обновления техники, условий проф. деятельности и т. п. предъявляет повышенные требования к проф. мобильности специалиста, к его способности осваивать новые объекты и методы труда. Для теоретич. разработки совр. проблем и практич. организации процесса С. п. о. характерно рассмотрение его в контексте непрерывного образования. Развитие личности учащегося с учетом индивидуальных возможностей в освоении общеобразоват. и проф. знаний выступает задачей С. п. о. не менее значимой, чем собственно квалифициров. специалиста. При этом содержание С. п. о. формируется в русле фундаментализации теоретич. компонента (здесь значит. ельна роль вузовских технологий). и совершенствования практич. умений и навыков в конкретной области деятельности. При этом во мн. странах С. п. о. фактически становится ступенью высшего образования. Как и в др. отраслях образования, в системе С. п. о. все более значит. удельный вес приобретают самостоят. работы и самообразование учащихся, а также периодич. повышение квалификации и переподготовка. С др. стороны, эти обстоятельства диктуют необходимость постоянной связи орг-ций, в к-рых заняты специалисты, с уч. заведениями с целью оперативной корректировки содержания и специальностей подготовки. Этими проблемами занимаются и органы управления образованием.
Соответствие содержания образования совр. и перспективным требованиям проф. деятельности - одна из важнейших пед. и организац. проблем С. п. о. Она решается периодич. пересмотром уч. планов и корректировкой профилей подготовки специалистов, открытием новых специальностей и специализаций, рационализацией методов и сроков обучения. При этом учитывается динамика содержания общеобразоват. подготовки в школах, а также достижения практики проф. образования на разл. уровнях. При разработке содержания С. п. о. принимаются во внимание особенности осн. контингента учащихся - подростков, часто с не вполне сформировавшимися личностными и проф. установками.
В условиях непрерывного образования система С. п. о. становится более гибкой, учитывающей разнообразные интересы учащихся, разл. пути получения ими образования. Создаются условия для дальнейшего проф. роста, расширяются возможности для поступления учащихся ср. проф. уч. заведений в вузы. В большинстве стран с развитыми системами проф. образования реализуется принцип единого уровня содержания общего образования во всех типах ср. проф. уч. заведений, идет совершенствование спец. и практич. подготовки. Основой формирования уч. планов стали квалификац. характеристики, определяющие уровень знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями практич. деятельности на рабочем месте (см. Квалификация).
Содержание С. п. о., как правило, разделяется на циклы: общеобразовательный, общепрофессиональный и специальный. Формирование содержания С. п. о. подчинено общедидактич. закономерностям.
Гос. и муниципальные ср. проф. уч. заведения существуют в большинстве стран. В странах с традиционно развитой рыночной экономикой широко представлен и сектор частных уч. заведений, принадлежащих отд. корпорациям, фирмам и т. п. В условиях многоступенчатой системы проф. образования подготовка специалистов ср. звена часто ведется на базе ун-тов и профилированных (отраслевых). вузов. Гос-во оказывает влияние на программы подготовки через соответствующие образоват. стандарты, систему лицензирования и аттестации уч. заведений. См. также Средние профессиональные учебные заведения.
В СССР. в 20-х гг. первоочередное развитие получило пед. и мед. С. п. о. Развитая система С. п. о. (оно называлось средним специальным). сложилась в основном в 30-х гг.; при этом особое внимание уделялось специальностям промети, с. х-ва и транспорта. Разработка уч. планов и программ проф. подготовки в уч. заведениях координировалась со 2-й пол. 30-х гг. подразделениями, действовавшими в составе органов управления высшим образованием (см. Министерство высшего и среднего специального образования СССР). После создания Министерства просвещения СССР. (1967). на всесоюзном уровне координировалось содержание общеобразоват. подготовки учащихся техникумов, училищ и т. п. В 1945-—90 уч. планы пересматривались в перспективе развития хоз. комплекса страны 6 раз; вводились новые специальности и специализации, расширилось внедрение вузовских форм занятий, уч. работы, практикоориенти-рованный характер приобрели обще-проф. и спец. занятия. Это позволяло в основном обеспечивать х-во, здравоохранение, отрасли культуры специалистами ср. звена.
С нач. 70-х гг. ср. спец. образование стало рассматриваться как один из каналов получения молодежью общего ср. образования. Органичное сочетание общекультурной (гуманитарной). и проф. подготовки стало, однако, значит. проблемой из-за сложившейся в предшествующие годы ориентации уч. заведений на спец. образование. Это в целом снижало степень подготовленности специалистов к самостоят. работе, ограничивало возможности продолжения образования.
Вместе с тем в условиях командно-адм. управления экстенсивное увеличение числа специальностей и приема на них учащихся без достаточного учета реальной потребности в специалистах конкретных профилей привело к серьезным противоречиям в содержании образования и качестве подготовки. Отставала мате-риально-технич. и уч.-производств, база техникумов и училищ. Ок. 40% выпускников техникумов, особенно в отраслях машиностроения, использовались на рабочих местах, не требующих ср. спец. образования. На инж. должностях в разл. отраслях работало от 30 до 50% специалистов со ср. спец. образованием. Система подготовки специалистов ср. звена была рассредоточена между десятками мин-в и гос. ведомств. Пед. коллективы и руководители уч. заведений часто оказывались отстраненными от решения проблем уч. процесса.
В Рос. Федерации в нач. 90-х гг., особенно после введения Закона об образовании (1992), приняты нормативные документы, расширившие возможности совершенствования системы С. п. о. В 1994/95 уч. г. введен Гос. образоват. стандарт ср. проф. образования. Пересмотрен (1994). классификатор специальностей С. п. о. Он объединил 34 группы родств. специальностей (всего св. 250), в т. ч. новые профилированные по отраслям «экономика и управление», «менеджмент», «маркетинг». Присваиваемые в рамках специальностей конкретные квалификации устанавливаются Гос. образоват. стандартом ср. проф. образования.
Новая структура С. п. о. реализуется на путях принципиально нового подхода к построению постоянной и варьируемой частей уч. плана, призванных отражать в проф. и квалификационной направленности подготовки будущих специалистов как требования федерального стандарта, так и интересы регионов, отд. отраслей и групп предприятий.
В зависимости от характера специализации может меняться перечень и содержание преподаваемых предметов уч. плана, поскольку это не затрагивает федеральный компонент образования. Разл. требования регионов и отраслей х-ва обусловили большее, чем раньше, разнообразие типов ср. проф. уч. заведений.
Система рос. С. п. о. последовательно реформируется с целью ее гуманизации и демократизации, расширения возможностей для ступенчатой подготовки специалистов широкого профиля, обладающих проф. мобильностью и способностью быстрой адаптации к меняющимся условиям деятельности. В связи с этим вводится обязат. минимум содержания программы, обеспечивающий эквивалентность образования на всей терр. Рос. Федерации (содержание обязат. дисциплин и виды практич. обучения нормируются федеральным компонентом образоват. стандарта).
Подготовка специалистов широкого профиля обеспечивается углублением фундам. знаний, дифференциацией содержания обучения по осн. видам или объектам проф. деятельности. Усиливается проф. направленность общеобразоват. подготовки, к-рая ориентируется на базовый компонент общего ср. образования, а также установление рационального соотношения теоретич. и практич. обучения; комплекс занятий способствует формированию творческого мышления учащихся и высокой исполнит, культуры труда. Содержание образования формируется гл. обр. на основе дея-тельностного подхода и раскрытия в содержании уч. предметов и видах практики будущей производств, деятельности. Как важная задача С. п. о. рассматривается гуманитаризация С. п. о. и углубление изучения проблем мировоззренч. характера, ист., социально-культурных, экологич. и экон. проблем.
Лит.: Среднее спец. образование в СССР, М., 1962; Д с м ин А. Ф., Петров Б. И., Производственное обучение в техникумах, М., 1963; Кузьмин Б. А., Что такое техникумы СССР, М., 1966; Чупрунов Д. И., Специалисты среднего звена: планирование, подготовка, использование, М., 1984; Structures of technological education and contributing si social factors. ed. by Wilfred Fixhwick, UNESCO, 1988. В. Г. Шипунов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
входит составной частью в совокупность системы преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности и является важным звеном непрерывного образования молодежи, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для регионов и отраслей промышленного производства, строительства, транспорта, сельского хозяйства, сферы обслуживания населения, здравоохранения, культуры и образования.
С.п.о. в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают С.п.о. по сокращенным ускоренным программам. Оно может быть получено в образовательных учреждениях С.п.о. (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. Образовательное учреждение С.п.о. может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
Необходимость подготовки кадров средней квалификации обусловлена многовековым историческим процессом развития частного и единичного разделения труда. В России первые училища – мореходные, горнозаводские и др. – были созданы в I четверти XVIII в. В числе старейших училищ следует указать Московскую школу математических и навигацких наук, Инженерное училище в Москве, Морскую академию и Центральное училище технического рисования в Петербурге, Среднее техническое училище в Костромской губернии, Воткинское частное механико-техническое училище, Московское строительно-техническое училище и др. С ростом числа профессионально-технических учебных заведений происходила их дифференциация на низшие и средние. Лишь в 1888 г. были выработаны «Основные положения о промышленных училищах», определившие три типа училищ: средние технические, низшие технические и ремесленные. Открытие средних учебных заведений было делом частной инициативы коммерческих и других обществ или земства.
Россия имеет глубокие исторические корни в подготовке коммерческих кадров. Первое коммерческое училище в России было образовано в 1772 г. в Москве на средства дворянина П.А. Демидова. Набор учащихся в это училище осуществлялся с интервалом в 3 года и общим числом абитуриентов 20 человек. Воспитанники училища изучали следующие предметы: Закон Божий, русский, славянский и иностранные языки, красноречие, арифметику, геометрию, историю, географию, механику, навтику (мореплавание), естественную историю, коммерческую географию, бухгалтерский учет, экономию (огородничество, садоводство, земледелие и пр.), государственное право, коммерцию, физику, химию, рисование, художество и мастерство. Сверх того в программы были включены танцы, учтивость, долг благопристойности, краткие правила нравоучения и музыка.
В 1914/1915 учебном году имелось свыше 250 коммерческих училищ и только 17 сельскохозяйственных.
После 1917 г. в России была осуществлена коренная перестройка С.п.о. Оно стало частью системы народного образования. С 1919 г. управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР.
Однако длительное время еще не было достигнуто единство в уровне подготовки специалистов средней квалификации. На Украине техникумы готовили инженеров узкой специализации, а в РСФСР – помощников инженеров. Сроки обучения и правила приема также были различными. В 1929 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой системы индустриально-технического образования», в соответствии с которым С.п.о. стали осуществлять техникумы со сроком обучения 3–4 года на базесемилетней школы. Существенные изменения внесены в организацию учебного процесса, был увеличен объем практического обучения. Сроки практики были установлены в объеме 40–50% учебного времени с чередованием теоретического и практического обучения.
В 30-е гг. наблюдается значительный рост числа средних специальных учебных заведений. Количество специалистов со С.п.о., занятых в народном хозяйстве, к 1941 г. увеличилось по сравнению с 1928 г. более чем в 5,2 раза.
В годы Великой Отечественной войны работники и учащиеся средних специальных учебных заведений вместе со всем народом всемерно помогали армии и тылу. Тысячи учащихся и преподавателей техникумов героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Многие из них были награждены орденами и медалями, заслужили высокое звание Героя Советского Союза. Учащиеся и работники техникумов строили оборонительные сооружения, убирали урожай, заготовляли топливо. Они участвовали в работе по восстановлению хозяйства и культурных учреждений в районах, освобожденных от врага.
В 1944 г. состоялось первое Всесоюзное совещание работников С.п.о. Были рассмотрены вопросы о первоочередном строительстве новых техникумов и разработке мероприятий по восстановлению техникумов в освобожденных от врага районах. К 1947 г. масштабы подготовки специалистов среднего звена в стране достигли довоенного уровня, а в 1961/1962 учебном году уже действовали 3416 учебных заведений с общим контингентом учащихся около 2,4 млн. человек. Наиболее высокими темпами возрастала подготовка кадров по группам специальностей, связанных с развитием новых отраслевых направлений народного хозяйства.
Воспитанники системы С.п.о. составили самый многочисленный отряд специалистов на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах бывшего СССР. Они успешно трудились на различных участках производства и непосредственно на рабочих местах, связанных с обслуживанием сложной техники и автоматизированных систем.
Проблема соответствия содержания обучения требованиям научно-технической революции и развития производства в рамках С.п.о. бывшего СССР решалась двояким путем: периодическим пересмотром учебных планов и корректировкой профилей подготовки специалистов, открытием новых специальностей и специализаций.
Пересмотр учебных планов, осуществленный в 1982/1983 учебном году, преследовал цели введения единого уровня содержания общего среднего образования во всех типах средних специальных учебных заведений, строгого профилирования всех видов производственной практики. Была значительно усилена общеобразовательная подготовка учащихся. Предусмотрено изучение предметов «Биология», «Экономическая география зарубежных стран», «Советское право». Организовано непрерывное изучение предметов общественно-политического цикла на протяжении всего срока обучения.
Претерпели определенные изменения формы организации учебных занятий в техникумах и училищах. Расширена практика проведения лекционных занятий.
Учебно-методическое руководство всеми формами С.п.о. в стране в этот период осуществляет Министерство высшего и среднего специального образования через минвузы союзных республик и органы по руководству средними специальными учебными заведениями отраслевых министерств и ведомств. При союзном Министерстве был организован Совет по С.п.о., а в столицах бывших союзных и автономных республик, в краевых и областных центрах – советы директоров средних специальных учебных заведений. Для усиления контроля за качеством подготовки специалистов созданы Государственные и республиканские инспекции средних специальных учебных заведений.
Командно-административное управление образованием в стране, постоянное и последовательное увеличение, на протяжении последних десятилетий, приема учащихся в средние специальные учебные заведения без учета реальных потребностей народного хозяйства в специалистах среднего звена привело к серьезным противоречиям в содержании и качестве подготовки кадров в системе С.п.о. Они выражались в серьезном отставании развития материально-технической и учебно-производственной базы учебных заведений. Около 10% выпускников техникумов, особенно в отраслях машиностроения, использовались на рабочих местах, не требующих С.п.о. В то же время на должностях инженеров работало от 30 до 50% лиц со С.п.о. К концу 80-х гг. все очевиднееопределялись проблемы демократизации и необходимости рассмотрения прав руководителей и коллективов учебных заведений, существенного пересмотра содержания, форм и методов обучения кадров.
Свершившаяся в России в 90-х гг. смена государственно-политического устройства создала принципиально новую ситуацию в сфере С.п.о. Определяющее значение для перемен в деятельности средней профессиональной школы имели Закон Российской Федерации «Об образовании» и Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное постановлением правительства РФ. В соответствии с указанным Положением к средним специальным учебным заведениям (ССУЗ) отнесены: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение). Техникум (училище, школе) является основным типом ССУЗ, реализующим профессиональные образовательные программы С.п.о. ССУЗ по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Допускается совместное учредительство образовательных учреждений, основанное на объединении имущества, находящегося в Федеральной, субъектов РФ, муниципальной и частной собственности, а также собственности общественных объединений (организаций), иностранных государств, юридических и физических лиц.
В 1995 г. постановлением Правительства РФ был утвержден «Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования», определивший наиболее принципиальные линии развития С.п.о., его структуру, общие требования к основным профессиональным образовательным программам и условия их реализации.
Новая структура С.п.о. реализуется в принципиально новых подходах к построению учебно-программной документации, основанных на выполнении государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по той или иной специальности, входящей в Государственный образовательный стандарт С.п.о.
В зависимости от характера специализации может изменяться перечень, содержание предметов учебного плана, за исключением базового (Федерального) компонента образования.
Дифференциация видов деятельности, требований регионов и отраслей народного хозяйства к содержанию подготовки специалистов среднего звена обуславливают наличие различных типов ССУЗ.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» система С.п.о. России последовательно реформируется с целью ее гуманизации и демократизации. Формирования гибкой, ступенчатой системы подготовки кадров; перехода к подготовке специалистов широкого профиля, обладающих профессиональной мобильностью, способностью к быстрой адаптации в условиях рыночной экономики и быстрой смены техники и технологии. В связи с этим, в значительной мере изменится и содержание С.п.о. Вводится обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы, обеспечивающей эквивалентность образования по специальности на всей территории Российской Федерации. Обязательный минимум содержания программы представляет собой содержание образовательных дисциплин и видов практического (профессионального) обучения, нормированных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта С.п.о. Обязательный минимум содержания программы нормирует также минимальное время на изучение обязательных дисциплин, видов практического (профессионального) обучения, итоговую аттестацию и максимальное время, необходимое для реализации всех дополнительных элементов образовательной программы, обусловленных наличием регионального компонента государственного образовательного стандарта С.п.о.
Переход к подготовке специалистов среднего звена будет обеспечиваться углублением фундаментальных знаний, дифференциацией содержания обучения по основным видам или объектам профессиональной деятельности, усиления профессиональной ориентации общеобразовательной подготовки при обязательном сохранении базового компонента общего среднего образования, установления рационального соотношения теоретического и практического обучения, формирования творческого мышления и высокой исполнительской культуры труда.Важным условием успешного решения задачи подготовки специалистов среднего звена является формирование содержания обучения на основе деятельностного подхода, предполагающего всестороннее раскрытие будущей социально-производственной деятельности специалиста в содержании учебных предметов и видах практики.
Гуманизация образования обеспечивается углубленным изучением в ССУЗ наиболее актуальных проблем общечеловеческого, мировоззренческого характера (исторических, экономических, социально-культурных, экологических и т.п.).
Лит.: Закон об образовании в РФ; Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования; Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
В.Г. Шипунов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
262.66 кб

Проблемы среднего профессионального образования

Доленко Георгий Николаевич
рассматриваются проблемы среднего профессионального образования в современной России. Предлагается ряд мер, способствующих повышению качества такого образования
Читать PDF
818.80 кб

Антиномии среднего профессионального образования

Листвин Александр Анатольевич
Процесс модернизации среднего профессионального образования длится уже много лет.
Читать PDF
1.19 мб

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИЗИС РЕФОРМ

Листвин Александр Анатольевич
Среднее профессиональное образование (СПО), как базовый уровень образования для динамичного роста эконо-мики, длительное время находится то в со-стоянии реформирования, то модернизации.
Читать PDF
179.05 кб

Среднее профессиональное образование: взгляд изнутри

Мирсаетова Альфия Абелкарамовна, Тесленко Ирина Владимировна
Современная социально-экономическая ситуация, ситуация на российском рынке труда в очередной раз вынуждают уделить особое внимание системе профессионального образования.
Читать PDF
309.29 кб

Факторы развития среднего профессионального образования

Никифорова Т. Г.
В статье рассматривается влияние факторов, целей, тенденций и традиций на развитие среднего профессионального образования.
Читать PDF
1,002.98 кб

Качество и оценка среднего профессионального образования

Сумбатян Михаил Суренович
Возрастающая потребность в специалистах среднего звена предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования.
Читать PDF
415.47 кб

Среднее профессиональное образование на современном этапе

Зейналова И.Д.
Следует отметить, что в реализации социального реформирования в контексте постиндустриальной парадигмы именно среднее профессиональное образование, как самое массовое звено подготовки практико-ориентированных специалистов, оказыва
Читать PDF
177.67 кб

Инновационные методы в среднем профессиональном образовании

Яковлева М. Н., Яковлева Л. Н.
Понятие "инновационная деятельность" применительно к образовательной системе это разработка нового содержания и новых методов обучения.
Читать PDF
290.21 кб

Антиномии современного среднего профессионального образования

Листвин А.А.
Введение.
Читать PDF
2.56 мб

История развития среднего профессионального образования вкитае

Чжан Цинлунь
Читать PDF
75.73 кб

Интеграция начального и среднего профессионального образования

Ибрагимов Г. И.
Читать PDF
120.38 кб

Развитие среднего профессионального образования в университете

Лысков Владимир Мефодьевич
В статье приведены основные этапы развития системы среднего профессионального образования университета, динамика изменения контингента студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования.
Читать PDF
1.03 мб

Коуч-технология в сфере среднего профессионального образования

Торбеева Алевтина Павловна
Коучинг как теория и технология охватил многие сферы жизни общества. Появились исследования о возможности применения его в образовании.
Читать PDF
1.23 мб

Локус контроля учащихся среднего профессионального образования

Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н.
Описаны и проанализированы результаты исследования локуса контроля учащихся среднего профессионального образования. Выполнено сравнение с результатами исследований других авторов.
Читать PDF
653.18 кб

Методологические аспекты среднего профессионального образования

Листвин Александр Анатольевич
В статье рассматриваются вопросы методологии интеграции профессий и специальностей среднего профессионального образования, принципы и критерии формирования его содержания, организации образовательного процесса в современных социал

Найдено книг по теме — 11

Похожие термины: