ИНСТИТУТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ИНСТИТУТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
создан в 1975 г. в г. Казани.
Первоначально назывался Научно- исследовательский институт профессионально- технической педагогики Академии педагогических наук СССР (НИИ ПТП АПН СССР), директор – М.И. Махмутов, в 1990 г. преобразован в Научно-исследовательский институт среднего специального образования Академии педагогических наук СССР (НИИ ССО АПН СССР), с 1992 г. – Институт среднего специального образования Российской академии образования (ИССО РАО), директор Г.В. Мухаметзянова, а с 1998 г. – Институт среднего профессионального образования Российской академии образования (ИСПО РАО).
Сегодня структура института включает лаборатории теоретических и прикладных исследований; методологии и теории среднего профессионального образования; гуманитарной подготовки; естественно-математической и общеспециальной подготовки; психологии; среднего профессионального образования; теории и истории социальной педагогики и социальной работы. В институте имеется информационно-издательский центр, аспирантура и докторантура, где обучается более 60 человек, два успешно функционирующих специализированных совета: по защите докторских и кандидатских диссертаций по теории и истории педагогики и методики преподавания общетехнических дисциплин, по защите кандидатских диссертаций по социальной психологии. В советах защищено 35 докторских и 250 кандидатских диссертаций, более 90 из них выполнены аспирантами и соискателями института.
На базе ИСПО РАО созданы и успешно функционируют: Поволжское отделение РАО, в состав которого входят 15 ассоциированных членов, Социально-юридический институт, Республиканский центр дистанционного и целевого обучения.
Общая численность сотрудников на начало 1998 г. – 88 человек, в составе института два действительных члена РАО, два члена-корреспондента РАО, доктора наук, более 20 кандидатов наук.
За годы существования учеными ИСПО РАО разработаны теории, получившие признание исследователей и практиков. К ним относятся теория методов проблемного обучения и теория современного урока (М.И. Махмутов). За книгу «Современный урок» автору присуждена премия им. Н.К. Крупской. В московских издательствах вышли книги: «Межпредметные связи в ПТУ» (М.И. Махмутов, А.З. Шакирзянов), «Социально- педагогические основы управления: руководитель и педагогический коллектив» (Р.Х. Шакуров), «Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся СПТУ» (О.С. Гребенюк), «Формы и методы общеобразовательной подготовки и коммунистического воспитания учащихся средних проф-техучилищ» (А.И. Власенков, Л.А. Волович и др.) и др. Научной заслугой института явилась разработка проблемы взаимосвязи и интеграции общего и профессионального образования (М.И. Махмутов, И.Я. Курамшин, А.А. Кирсанов, В.С. Безрукова и др.): обоснована логика взаимосвязи общеобразовательных знаний с техническими, обоснованы дидактические и методические условия интеграции общеобразовательных знаний по физике, математике, химии с техническими в курсах материаловедения, технологии машиностроения, электротехники. Вкладом в науку являются исследования по эстетическому воспитанию в системе профтехобразования (Л.А. Волович), по социальной психологии (Р.Х. Шакуров), по самоуправлению (М.И.Рожкова). Большое внимание уделялось методике преподавания курсов химии (И.Я. Курамшин и др.), физики ([А.А. Пинский], О.С. Гребенюк и др.), общетехнических дисциплин (А.З. Шакирзянов, И.А. Халиуллин и др.).
В настоящее время (1998) ИСПО РАО разрабатывает проблемы научно-методического обеспечения системы среднего профессионального образования (руководитель Г.В. Мухаметзянова).
В институте существуют научные школы, которые имеют собственные научные направления и концепции. Так, академик Р.Х. Шакуров разрабатывает новую психологическую концепцию деятельности: системно-динамический подход; чл.-корр. Л.А. Волович – поливариативную модель гуманитаризации профессионального образования; проф. Г.И. Ибрагимов – концепцию концентрированного обучения; академик Г.В. Мухаметзянова и д.п.н. В.Ш. Масленникова – теорию социальной педагогики; проф. П.Н. Осипов – социально-экономическую обусловленность требований к личности; чл.-корр. Н.М. Таланчук – новую концепцию воспитательного процесса.
Перспективные проблемы исследований института: теоретическое обоснование нового качества среднего профессионального образования; научные основы интеграции среднего профессионального и высшего образования; комплексное научно-методическое обеспечение реализации стандартов среднего профессионального образования; система проектирования содержания многоуровневой профессиональной подготовки в ССУЗе; теория и технология проектирования воспитательной системы в ССУЗе и др.
Г.В. Мухаметзянова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.