СЕМЬЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СЕМЬЯ
существуют несколько определений семьи, в том числе:
– социологическое – малая социальная группа людей, объединенная кровнородственными или иными, приравненными к ним отношениями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью;
– юридическое – объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

СЕМЬЯ
социальный институт, предмет изучения социологии семьи. С точки зрения социальной психологии, семья – это малая группа, первичная группа в силу того, что в ней определяющими являются непосредственные контакты, это группа формальная, т.к. в ней строго распределены роли всех членов группы, наличествует система подчинения («структура власти»), лидерства. Оценка семьи с позиций учения В.И. Слободчикова о социальных организованностях (организациях) и событийных общностях позволяет утверждать, что семья – это событийная общность. Современная семья европейского типа является событийной общностью в силу того, что в семью не входят на определенных условиях, в семье встречаются (в том числе и новорожденные). Семья создаетсяобщими усилиямиее членов, в том числе усилиями вновь вступающих в жизнь младенцев, которые своим появлением, движимые ведущей формой деятельности, привносят в семью все новые и новые нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия. Конечно, вышеуказанные нормы и ценности создаются и вносятся и уже взрослыми-членами семьи, но главным образом вновь вступающими. Семья – событийная общность и потому, что для нее, как правило, чужды конкуренция и соперничество. Для семьи характерна духовная связь между ее членами и гармония этих связей с отношениями.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

"СЕМЬЯ"
распространённая детская импровизационно-драматическая игра, в которой участники выполняют роли членов семьи.
О селе в Ташкентской обл. в нач. 1970-х гг.: «Играя в “семью” или в “дочки-матери”, мы часто имитировали беременность. Иногда под платье клали куклу и ходили какой-то промежуток времени, как появлялся сам ребенок, наверное, просто вытаскивали. Иногда подкладывали подушку, представляли себя беременной. Мне эта роль как-то не нравилась, я всегда старалась уйти от нее или заставить быть кого-нибудь другого. Игра в семью обычно проходила очень активно. Играли только девочки, выбирали папу, маму, детей, то есть братьев, сестер. Папа днем уходил на работу, дети играли, ходили в гости, а мама убиралась, готовила ужин, стирала. Вечером все дети и взрослые ложились спать, ждали, когда дети уснут, спрашивали: “Вы спите? Вы спите?”. Если не отвечали, папа с мамой начинали любить друг друга. Утром вставали, шли на работу, занимались своими делами. Эти игры были непродолжительными» (485).
О г. Катайске в перв. пол. 1980-х гг.: «Насколько я помню своё детство, мы с подружками всегда играли в куклы. Например, в “Семью”. Я мама, а куклы – дети. Мы их укладывали спать, кормили, водили в садик, ходили друг к другу в гости. Играли всегда одни девочки» (588).
О перв. пол. 1980-х гг.: «Мы играли в семью, у нас был дом. Я была жена, а подруга – “муж”. Мои действия заключались в том, что я готовила обед, подбирала дома, а муж ходил на работу и приносил деньги. Когда “он” приходил домой, мы с ним обедали, ложились спать и целовались. Потом я беременела: чтобы было видно живот, мы подкладывали подушку или куклу. Походив так немного, я начинала кричать, хваталась за живот, а “муж” вытаскивал ребенка. Иногда мы менялись ролями и продолжали игру» (515).
О девочке в середине 1980-х гг.: «Играли в игру “Семья”. С нами вместе часто играли мальчики. Они играли или роль отца или ребенка, девочки играли в роль матери или также ребенка, иногда роль соседки, бабушки. “Папа” обычно приходил с работы усталый, просил поесть, смотрел телевизор; “мама” готовила еду, убирала дом, воспитывала детей, иногда ходила гулять с подружкой, иногда вместе с ребенком; ребенок появлялся в “семье” сразу же, или после того как “мама” с “папой” должны были вместе поспать ночью вместе (просто вместе лежали). Имитировали беременность при помощи подушки. Мама иногда “делала” себе грудь при помощи клубочков ниток, мячиков, шариков. Часто надевали мамины платья, туфли на каблуках, иногда красились» (552).
О девочке в середине 1980-х гг.: «Игра в семью. Папой, конечно же, был мальчик (если он был). Другие действующие лица назначались по желанию (мама, дочка). Папа приходил с работы и сразу же ложился на диван, а мама готовила ужин, затем ужинали и ложились спать. На другой день папа приходил пьяный, они ругались с мамой и ложились спать. Так происходила игра (день за днем)» (534).
О девочке в середине 1980-х гг.: «Я забыла рассказать игры в младшем возрасте, это игры в семью, в больницу. Игра в семью. В эту игру играли девочки, но иногда с нами играл один мальчик. Мальчик, естественно, был папой. По желанию выбирались мама, дети, иногда и бабушка. Помню, что в эту игру мы играли под столом. Дети играли, а мама готовила обед, ужин. Затем приходил с работы папа, и все садились за стол кушать, потом смотрели телевизор. Ложились спать мама с папой, дети отдельно. Затем говорили, что наступил другой день. Папа пришел пьяный. Мама ругалась на него, и все ложились спать» (538).
О вт. пол. 1980-х гг.: «Когда нам было лет 5 мы играли в семью, в больницу… Игра в семью. Из участвующих в игре девочек выбирали папу, маму, дочку, сына. Папа днем был на работе, дети играли, а мама готовила ужин. Когда папа приходил с работы, все ужинали, а потом ложились спать. Когда дети засыпали, мама с папой делали другого ребенка. Они ложились друг на друга, полежав, засыпали» (540).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
88.23 кб

Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества

Болотова Марина Ивановна
Читать PDF
328.83 кб

Моя семья XX век в Петербурге, Петрограде, Ленинграде, Петербурге (из воспоминаний)

Арнольд Ирина Владимировна
Читать PDF
291.93 кб

Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству

Грибоедова Татьяна Петровна, Костюкова Татьяна Анатольевна
Статья посвящена проблеме взаимодействия семьи и школы в современный период развития российского общества. Авторы дают описание специфических черт взаимообогащения партнерства семьи и школы.
Читать PDF
69.77 кб

Семья в системе образования: от обсуждения проблем к их решению

Алексеева Елена Евгеньевна
В современной ситуации модернизации системы высшего образования проблема семьи представляется одной из наиболее актуальных.
Читать PDF
176.03 кб

Современная семья: состояние и перспективы развития

Хоменко Ирина Алексеевна
В последние годы в обществе растет интерес к семье и семейному воспитанию. Этому способствуют как политические решения, так и усиление роли частной жизни во многих общественных процессах.
Читать PDF
295.87 кб

Педагогические условия формирования физкультурной и социокультурной модели «педагог-ребенок-семья»

Немеровский В. М.
Читать PDF
419.36 кб

Итоги научно-практического форума «Семья в современном обществе»

Преображенская Кира Владиславовна
Читать PDF
317.29 кб

Классный час: «Наша дружная семья»

Никифорова Л. А., Нефедьева Л. И.
Читать PDF
75.95 кб

Современное учительство и современная российская семья в поисках сотрудничества

Бордовский Геннадий Алексеевич
Герценовский университет, являясь одним из учредителей Всероссийского форума «Дом семьи Россия», предоставил свои образовательные площадки для открытия и первого дня его работы.
Читать PDF
107.36 кб

Семья как социокультурная среда воспитания и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

Ковтуненко Любовь Васильевна
Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с влиянием родителей на нравственное воспитание детей, ролью и значением семьи в воспитании и ресоциализации несовершеннолетних преступников.
Читать PDF
346.60 кб

Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (региона

Бессчетнова Оксана Владимировна
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Читать PDF
461.21 кб

Актуальные проблемы формирования и адаптации инструментов управления моделью «Семья и школа»

Черняева Вера Павловна
Читать PDF
0.00 байт

Семья как фактор нравственного формирования личности

Матвиенко С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Виктор Мартынов:«Мы, губкинцы, — одна семья»

Читать PDF
316.99 кб

Семья и библиотека - единомышленники и партнеры в приобщении детей и подростков к чтению

Новикова Тамара Александровна

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Агрессивная семья

    это тип семьи, большинство членов которой имеют агрессивность как качество личности и поведения. Члены такой семьи, при взаимной поддержке и поощрении, наносят вред или ущерб людям и прежде всего
  • Автономная семья

    гр. – самоорганизованная) – это семья, поведение которой позволяет ей жить без специальной социальной помощи со стороны государства и общественных организаций. Это семья, сумевшая занять в опред
  • Авторитарная семья

    это семья, основанная на жестком и непререкаемом авторитете родителей. Как правило, авторитарными бывают патриархальные и мониматриальные семьи. В противовес этим семьям существуют эгалитарные
  • Благополучная семья

    это такая семья, где добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, где поддерживаются моральные основы и общепризнанные ценности общес
  • Дезорганизованная семья

    семья с нарушением межпоколенных связей и отсутствием единых взглядов на воспитание детей со стороны отца и матери. Как правило, в таких семьях, несмотря на усилия в воспитании детей, каждый дейст
  • Неполная семья

    те семьи, в которых есть только один родитель, заботящийся о детях. Как правило, это семьи, где глава – женщина.
  • Нуклеарная семья

    (от англ, пuclear – содержащий ядро + семья) – семейная группа, состоящая из супругов и их детей.
  • СЕМЬЯ АМОРАЛЬНАЯ

    (а – приставка в иностранных, преимущественно греческого происхождения словах, выражающая отрицание или отсутствие какоголибо качества, свойства; мораль – от франц. morale – совокупность норм и при
  • Духовная семья

    это община или естественная «кровная» семья, совместно занимающаяся целенаправленным воспитанием души подрастающего поколения, введением в жизнь религиозного знания и требований Евангелия. Дух
  • Гиперсоциальная семья

    это семья, отношения членов которой сориентированы на такие социальные ценности, как карьера, успех, слава, соответствие моде и общему мнению и т.д. Эти «ценности» заслоняют человеческие – здоровь
  • МАЛОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

    семья, имеющая одного - двух детей. В Рос. Федерации наиболее распространенный тип семьи (ок. 95% всех семей). В демографическом плане в М.с. недостаточно детей для простого воспроизводства населения.
  • Материнская семья

    это внебрачная семья, образуемая в результате рождения ребенка незамужней женщиной. В юриспруденции мать, родившая ребенка вне брака, называется «одинокой матерью». Материнская семья – это также
  • Многодетная семья

    семья с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновленными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных уч
  • СЕМЬЯ КОНФЛИКТНАЯ

    семья с преобладанием конфронтационного стиля отношений.
  • СЕМЬЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ

    (по отношению к детям) – семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека, достойного гражданина своего Отечества. Понятие применимо п
  • СЕМЬЯ СМЕШАННАЯ

    семья, возникшая в результате повторного брака людей, уже имеющих детей от предшествующего и, возможно, также и от настоящего брака.
  • СЕМЬЯ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

    (социальнонезащищенная семья) – семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов.
  • Многопоколенная семья

    это семья, состоящая из детей, их родителей, бабушек и дедушек возможно и прабабушек и прадедушек, живущая вместе, в одном доме и ведущая совместное хозяйство. Традиционная русская культура призна
  • Патриархальная семья

    гр. – отец, начало, власть) – семья, построенная на традициях старого отжившего общества, сходного с родовой общиной. Это семья, основанная на полной и безграничной власти отца, мужского начала. Род
  • Полная семья

    наиболее полноценный тип семьи с наличием обоих родителей и детей. Такая семья есть основа общественного благоустройства. Однако «полной» она может быть названа только при следующих условиях: по