существуют несколько определений семьи, в том числе:
– социологическое – малая социальная группа людей, объединенная кровнородственными или иными, приравненными к ним отношениями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью;
– юридическое – объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.
СЕМЬЯ
СЕМЬЯ
социальный институт, предмет изучения социологии семьи. С точки зрения социальной психологии, семья – это малая группа, первичная группа в силу того, что в ней определяющими являются непосредственные контакты, это группа формальная, т.к. в ней строго распределены роли всех членов группы, наличествует система подчинения («структура власти»), лидерства. Оценка семьи с позиций учения В.И. Слободчикова о социальных организованностях (организациях) и событийных общностях позволяет утверждать, что семья – это событийная общность. Современная семья европейского типа является событийной общностью в силу того, что в семью не входят на определенных условиях, в семье встречаются (в том числе и новорожденные). Семья создаетсяобщими усилиямиее членов, в том числе усилиями вновь вступающих в жизнь младенцев, которые своим появлением, движимые ведущей формой деятельности, привносят в семью все новые и новые нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия. Конечно, вышеуказанные нормы и ценности создаются и вносятся и уже взрослыми-членами семьи, но главным образом вновь вступающими. Семья – событийная общность и потому, что для нее, как правило, чужды конкуренция и соперничество. Для семьи характерна духовная связь между ее членами и гармония этих связей с отношениями.
"СЕМЬЯ"
распространённая детская импровизационно-драматическая игра, в которой участники выполняют роли членов семьи.
О селе в Ташкентской обл. в нач. 1970-х гг.: «Играя в “семью” или в “дочки-матери”, мы часто имитировали беременность. Иногда под платье клали куклу и ходили какой-то промежуток времени, как появлялся сам ребенок, наверное, просто вытаскивали. Иногда подкладывали подушку, представляли себя беременной. Мне эта роль как-то не нравилась, я всегда старалась уйти от нее или заставить быть кого-нибудь другого. Игра в семью обычно проходила очень активно. Играли только девочки, выбирали папу, маму, детей, то есть братьев, сестер. Папа днем уходил на работу, дети играли, ходили в гости, а мама убиралась, готовила ужин, стирала. Вечером все дети и взрослые ложились спать, ждали, когда дети уснут, спрашивали: “Вы спите? Вы спите?”. Если не отвечали, папа с мамой начинали любить друг друга. Утром вставали, шли на работу, занимались своими делами. Эти игры были непродолжительными» (485).
О г. Катайске в перв. пол. 1980-х гг.: «Насколько я помню своё детство, мы с подружками всегда играли в куклы. Например, в “Семью”. Я мама, а куклы – дети. Мы их укладывали спать, кормили, водили в садик, ходили друг к другу в гости. Играли всегда одни девочки» (588).
О перв. пол. 1980-х гг.: «Мы играли в семью, у нас был дом. Я была жена, а подруга – “муж”. Мои действия заключались в том, что я готовила обед, подбирала дома, а муж ходил на работу и приносил деньги. Когда “он” приходил домой, мы с ним обедали, ложились спать и целовались. Потом я беременела: чтобы было видно живот, мы подкладывали подушку или куклу. Походив так немного, я начинала кричать, хваталась за живот, а “муж” вытаскивал ребенка. Иногда мы менялись ролями и продолжали игру» (515).
О девочке в середине 1980-х гг.: «Играли в игру “Семья”. С нами вместе часто играли мальчики. Они играли или роль отца или ребенка, девочки играли в роль матери или также ребенка, иногда роль соседки, бабушки. “Папа” обычно приходил с работы усталый, просил поесть, смотрел телевизор; “мама” готовила еду, убирала дом, воспитывала детей, иногда ходила гулять с подружкой, иногда вместе с ребенком; ребенок появлялся в “семье” сразу же, или после того как “мама” с “папой” должны были вместе поспать ночью вместе (просто вместе лежали). Имитировали беременность при помощи подушки. Мама иногда “делала” себе грудь при помощи клубочков ниток, мячиков, шариков. Часто надевали мамины платья, туфли на каблуках, иногда красились» (552).
О девочке в середине 1980-х гг.: «Игра в семью. Папой, конечно же, был мальчик (если он был). Другие действующие лица назначались по желанию (мама, дочка). Папа приходил с работы и сразу же ложился на диван, а мама готовила ужин, затем ужинали и ложились спать. На другой день папа приходил пьяный, они ругались с мамой и ложились спать. Так происходила игра (день за днем)» (534).
О девочке в середине 1980-х гг.: «Я забыла рассказать игры в младшем возрасте, это игры в семью, в больницу. Игра в семью. В эту игру играли девочки, но иногда с нами играл один мальчик. Мальчик, естественно, был папой. По желанию выбирались мама, дети, иногда и бабушка. Помню, что в эту игру мы играли под столом. Дети играли, а мама готовила обед, ужин. Затем приходил с работы папа, и все садились за стол кушать, потом смотрели телевизор. Ложились спать мама с папой, дети отдельно. Затем говорили, что наступил другой день. Папа пришел пьяный. Мама ругалась на него, и все ложились спать» (538).
О вт. пол. 1980-х гг.: «Когда нам было лет 5 мы играли в семью, в больницу… Игра в семью. Из участвующих в игре девочек выбирали папу, маму, дочку, сына. Папа днем был на работе, дети играли, а мама готовила ужин. Когда папа приходил с работы, все ужинали, а потом ложились спать. Когда дети засыпали, мама с папой делали другого ребенка. Они ложились друг на друга, полежав, засыпали» (540).
О селе в Ташкентской обл. в нач. 1970-х гг.: «Играя в “семью” или в “дочки-матери”, мы часто имитировали беременность. Иногда под платье клали куклу и ходили какой-то промежуток времени, как появлялся сам ребенок, наверное, просто вытаскивали. Иногда подкладывали подушку, представляли себя беременной. Мне эта роль как-то не нравилась, я всегда старалась уйти от нее или заставить быть кого-нибудь другого. Игра в семью обычно проходила очень активно. Играли только девочки, выбирали папу, маму, детей, то есть братьев, сестер. Папа днем уходил на работу, дети играли, ходили в гости, а мама убиралась, готовила ужин, стирала. Вечером все дети и взрослые ложились спать, ждали, когда дети уснут, спрашивали: “Вы спите? Вы спите?”. Если не отвечали, папа с мамой начинали любить друг друга. Утром вставали, шли на работу, занимались своими делами. Эти игры были непродолжительными» (485).
О г. Катайске в перв. пол. 1980-х гг.: «Насколько я помню своё детство, мы с подружками всегда играли в куклы. Например, в “Семью”. Я мама, а куклы – дети. Мы их укладывали спать, кормили, водили в садик, ходили друг к другу в гости. Играли всегда одни девочки» (588).
О перв. пол. 1980-х гг.: «Мы играли в семью, у нас был дом. Я была жена, а подруга – “муж”. Мои действия заключались в том, что я готовила обед, подбирала дома, а муж ходил на работу и приносил деньги. Когда “он” приходил домой, мы с ним обедали, ложились спать и целовались. Потом я беременела: чтобы было видно живот, мы подкладывали подушку или куклу. Походив так немного, я начинала кричать, хваталась за живот, а “муж” вытаскивал ребенка. Иногда мы менялись ролями и продолжали игру» (515).
О девочке в середине 1980-х гг.: «Играли в игру “Семья”. С нами вместе часто играли мальчики. Они играли или роль отца или ребенка, девочки играли в роль матери или также ребенка, иногда роль соседки, бабушки. “Папа” обычно приходил с работы усталый, просил поесть, смотрел телевизор; “мама” готовила еду, убирала дом, воспитывала детей, иногда ходила гулять с подружкой, иногда вместе с ребенком; ребенок появлялся в “семье” сразу же, или после того как “мама” с “папой” должны были вместе поспать ночью вместе (просто вместе лежали). Имитировали беременность при помощи подушки. Мама иногда “делала” себе грудь при помощи клубочков ниток, мячиков, шариков. Часто надевали мамины платья, туфли на каблуках, иногда красились» (552).
О девочке в середине 1980-х гг.: «Игра в семью. Папой, конечно же, был мальчик (если он был). Другие действующие лица назначались по желанию (мама, дочка). Папа приходил с работы и сразу же ложился на диван, а мама готовила ужин, затем ужинали и ложились спать. На другой день папа приходил пьяный, они ругались с мамой и ложились спать. Так происходила игра (день за днем)» (534).
О девочке в середине 1980-х гг.: «Я забыла рассказать игры в младшем возрасте, это игры в семью, в больницу. Игра в семью. В эту игру играли девочки, но иногда с нами играл один мальчик. Мальчик, естественно, был папой. По желанию выбирались мама, дети, иногда и бабушка. Помню, что в эту игру мы играли под столом. Дети играли, а мама готовила обед, ужин. Затем приходил с работы папа, и все садились за стол кушать, потом смотрели телевизор. Ложились спать мама с папой, дети отдельно. Затем говорили, что наступил другой день. Папа пришел пьяный. Мама ругалась на него, и все ложились спать» (538).
О вт. пол. 1980-х гг.: «Когда нам было лет 5 мы играли в семью, в больницу… Игра в семью. Из участвующих в игре девочек выбирали папу, маму, дочку, сына. Папа днем был на работе, дети играли, а мама готовила ужин. Когда папа приходил с работы, все ужинали, а потом ложились спать. Когда дети засыпали, мама с папой делали другого ребенка. Они ложились друг на друга, полежав, засыпали» (540).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.