СЕМЬЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СЕМЬЯ
существуют несколько определений семьи, в том числе:
– социологическое – малая социальная группа людей, объединенная кровнородственными или иными, приравненными к ним отношениями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью;
– юридическое – объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

СЕМЬЯ
социальный институт, предмет изучения социологии семьи. С точки зрения социальной психологии, семья – это малая группа, первичная группа в силу того, что в ней определяющими являются непосредственные контакты, это группа формальная, т.к. в ней строго распределены роли всех членов группы, наличествует система подчинения («структура власти»), лидерства. Оценка семьи с позиций учения В.И. Слободчикова о социальных организованностях (организациях) и событийных общностях позволяет утверждать, что семья – это событийная общность. Современная семья европейского типа является событийной общностью в силу того, что в семью не входят на определенных условиях, в семье встречаются (в том числе и новорожденные). Семья создаетсяобщими усилиямиее членов, в том числе усилиями вновь вступающих в жизнь младенцев, которые своим появлением, движимые ведущей формой деятельности, привносят в семью все новые и новые нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия. Конечно, вышеуказанные нормы и ценности создаются и вносятся и уже взрослыми-членами семьи, но главным образом вновь вступающими. Семья – событийная общность и потому, что для нее, как правило, чужды конкуренция и соперничество. Для семьи характерна духовная связь между ее членами и гармония этих связей с отношениями.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

"СЕМЬЯ"
распространённая детская импровизационно-драматическая игра, в которой участники выполняют роли членов семьи.
О селе в Ташкентской обл. в нач. 1970-х гг.: «Играя в “семью” или в “дочки-матери”, мы часто имитировали беременность. Иногда под платье клали куклу и ходили какой-то промежуток времени, как появлялся сам ребенок, наверное, просто вытаскивали. Иногда подкладывали подушку, представляли себя беременной. Мне эта роль как-то не нравилась, я всегда старалась уйти от нее или заставить быть кого-нибудь другого. Игра в семью обычно проходила очень активно. Играли только девочки, выбирали папу, маму, детей, то есть братьев, сестер. Папа днем уходил на работу, дети играли, ходили в гости, а мама убиралась, готовила ужин, стирала. Вечером все дети и взрослые ложились спать, ждали, когда дети уснут, спрашивали: “Вы спите? Вы спите?”. Если не отвечали, папа с мамой начинали любить друг друга. Утром вставали, шли на работу, занимались своими делами. Эти игры были непродолжительными» (485).
О г. Катайске в перв. пол. 1980-х гг.: «Насколько я помню своё детство, мы с подружками всегда играли в куклы. Например, в “Семью”. Я мама, а куклы – дети. Мы их укладывали спать, кормили, водили в садик, ходили друг к другу в гости. Играли всегда одни девочки» (588).
О перв. пол. 1980-х гг.: «Мы играли в семью, у нас был дом. Я была жена, а подруга – “муж”. Мои действия заключались в том, что я готовила обед, подбирала дома, а муж ходил на работу и приносил деньги. Когда “он” приходил домой, мы с ним обедали, ложились спать и целовались. Потом я беременела: чтобы было видно живот, мы подкладывали подушку или куклу. Походив так немного, я начинала кричать, хваталась за живот, а “муж” вытаскивал ребенка. Иногда мы менялись ролями и продолжали игру» (515).
О девочке в середине 1980-х гг.: «Играли в игру “Семья”. С нами вместе часто играли мальчики. Они играли или роль отца или ребенка, девочки играли в роль матери или также ребенка, иногда роль соседки, бабушки. “Папа” обычно приходил с работы усталый, просил поесть, смотрел телевизор; “мама” готовила еду, убирала дом, воспитывала детей, иногда ходила гулять с подружкой, иногда вместе с ребенком; ребенок появлялся в “семье” сразу же, или после того как “мама” с “папой” должны были вместе поспать ночью вместе (просто вместе лежали). Имитировали беременность при помощи подушки. Мама иногда “делала” себе грудь при помощи клубочков ниток, мячиков, шариков. Часто надевали мамины платья, туфли на каблуках, иногда красились» (552).
О девочке в середине 1980-х гг.: «Игра в семью. Папой, конечно же, был мальчик (если он был). Другие действующие лица назначались по желанию (мама, дочка). Папа приходил с работы и сразу же ложился на диван, а мама готовила ужин, затем ужинали и ложились спать. На другой день папа приходил пьяный, они ругались с мамой и ложились спать. Так происходила игра (день за днем)» (534).
О девочке в середине 1980-х гг.: «Я забыла рассказать игры в младшем возрасте, это игры в семью, в больницу. Игра в семью. В эту игру играли девочки, но иногда с нами играл один мальчик. Мальчик, естественно, был папой. По желанию выбирались мама, дети, иногда и бабушка. Помню, что в эту игру мы играли под столом. Дети играли, а мама готовила обед, ужин. Затем приходил с работы папа, и все садились за стол кушать, потом смотрели телевизор. Ложились спать мама с папой, дети отдельно. Затем говорили, что наступил другой день. Папа пришел пьяный. Мама ругалась на него, и все ложились спать» (538).
О вт. пол. 1980-х гг.: «Когда нам было лет 5 мы играли в семью, в больницу… Игра в семью. Из участвующих в игре девочек выбирали папу, маму, дочку, сына. Папа днем был на работе, дети играли, а мама готовила ужин. Когда папа приходил с работы, все ужинали, а потом ложились спать. Когда дети засыпали, мама с папой делали другого ребенка. Они ложились друг на друга, полежав, засыпали» (540).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества

Болотова Марина Ивановна
Читать PDF
0.00 байт

Моя семья XX век в Петербурге, Петрограде, Ленинграде, Петербурге (из воспоминаний)

Арнольд Ирина Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству

Грибоедова Татьяна Петровна, Костюкова Татьяна Анатольевна
Статья посвящена проблеме взаимодействия семьи и школы в современный период развития российского общества. Авторы дают описание специфических черт взаимообогащения партнерства семьи и школы.
Читать PDF
0.00 байт

Семья в системе образования: от обсуждения проблем к их решению

Алексеева Елена Евгеньевна
В современной ситуации модернизации системы высшего образования проблема семьи представляется одной из наиболее актуальных.
Читать PDF
0.00 байт

Современная семья: состояние и перспективы развития

Хоменко Ирина Алексеевна
В последние годы в обществе растет интерес к семье и семейному воспитанию. Этому способствуют как политические решения, так и усиление роли частной жизни во многих общественных процессах.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогические условия формирования физкультурной и социокультурной модели «педагог-ребенок-семья»

Немеровский В. М.
Читать PDF
0.00 байт

Современное учительство и современная российская семья в поисках сотрудничества

Бордовский Геннадий Алексеевич
Герценовский университет, являясь одним из учредителей Всероссийского форума «Дом семьи Россия», предоставил свои образовательные площадки для открытия и первого дня его работы.
Читать PDF
0.00 байт

Семья как социокультурная среда воспитания и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

Ковтуненко Любовь Васильевна
Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с влиянием родителей на нравственное воспитание детей, ролью и значением семьи в воспитании и ресоциализации несовершеннолетних преступников.
Читать PDF
0.00 байт

Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (региона

Бессчетнова Оксана Владимировна
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Читать PDF
0.00 байт

Семья и школа социальные партнеры (исторический аспект)

Замолоцких Е. Г.
В статье рассмотрены проблемы, возникающие на современном этапе при взаимодействии семьи и школы в условиях их социального партнерства.
Читать PDF
0.00 байт

Семья и школа социальные партнеры (исторический аспект)

Замолоцких Е. Г.
В статье продолжен анализ опыта создания единого семейного и школьного пространства в России. Он охватывает различные активные и пассивные периоды взаимодейтвия окружающей среды и школы.
Читать PDF
0.00 байт

Семья и школа социальные партнеры (исторический аспект)

Замолоцких Елена Геннадиевна
В статье представлен опыт создания единого семейного и школьного образовательного пространства с древнейших времен до начала ХХ в. в России.
Читать PDF
0.00 байт

Культурные универсалии и концепт «Дом-семья»

Тихомирова Елена Евгеньевна, Чжао Цзиннань
В статье авторы обращаются к анализу культурной универсалии «дом-семья», делает попытку показать, что это действительно универсалия культуры, имеющая ключевое значение для выживания человека как существа культурного, нравственного
Читать PDF
0.00 байт

Семья как фактор формирования отношения ребенка к деньгам

Фонталова Наталья Сергеевна
Посвящена вопросу экономической социализации детей. Рассматривается роль семьи в формировании экономических представлений и экономического поведения ребенка.
Читать PDF
0.00 байт

Приемная семья как способ решения проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

Бессчетнова Оксана Владимировна
Рассматривается проблема социального сиротства, а также преимущества воспитания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Агрессивная семья

    это тип семьи, большинство членов которой имеют агрессивность как качество личности и поведения. Члены такой семьи, при взаимной поддержке и поощрении, наносят вред или ущерб людям и прежде всего
  • Автономная семья

    гр. – самоорганизованная) – это семья, поведение которой позволяет ей жить без специальной социальной помощи со стороны государства и общественных организаций. Это семья, сумевшая занять в опред
  • Авторитарная семья

    это семья, основанная на жестком и непререкаемом авторитете родителей. Как правило, авторитарными бывают патриархальные и мониматриальные семьи. В противовес этим семьям существуют эгалитарные
  • Благополучная семья

    это такая семья, где добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, где поддерживаются моральные основы и общепризнанные ценности общес
  • Дезорганизованная семья

    семья с нарушением межпоколенных связей и отсутствием единых взглядов на воспитание детей со стороны отца и матери. Как правило, в таких семьях, несмотря на усилия в воспитании детей, каждый дейст
  • Духовная семья

    это община или естественная «кровная» семья, совместно занимающаяся целенаправленным воспитанием души подрастающего поколения, введением в жизнь религиозного знания и требований Евангелия. Дух
  • Гиперсоциальная семья

    это семья, отношения членов которой сориентированы на такие социальные ценности, как карьера, успех, слава, соответствие моде и общему мнению и т.д. Эти «ценности» заслоняют человеческие – здоровь
  • МАЛОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

    семья, имеющая одного - двух детей. В Рос. Федерации наиболее распространенный тип семьи (ок. 95% всех семей). В демографическом плане в М.с. недостаточно детей для простого воспроизводства населения.
  • Материнская семья

    это внебрачная семья, образуемая в результате рождения ребенка незамужней женщиной. В юриспруденции мать, родившая ребенка вне брака, называется «одинокой матерью». Материнская семья – это также
  • Многодетная семья

    семья с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновленными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных уч
  • Многопоколенная семья

    это семья, состоящая из детей, их родителей, бабушек и дедушек возможно и прабабушек и прадедушек, живущая вместе, в одном доме и ведущая совместное хозяйство. Традиционная русская культура призна
  • Неполная семья

    те семьи, в которых есть только один родитель, заботящийся о детях. Как правило, это семьи, где глава – женщина.
  • Нуклеарная семья

    (от англ, пuclear – содержащий ядро + семья) – семейная группа, состоящая из супругов и их детей.
  • Патриархальная семья

    гр. – отец, начало, власть) – семья, построенная на традициях старого отжившего общества, сходного с родовой общиной. Это семья, основанная на полной и безграничной власти отца, мужского начала. Род
  • Полная семья

    наиболее полноценный тип семьи с наличием обоих родителей и детей. Такая семья есть основа общественного благоустройства. Однако «полной» она может быть названа только при следующих условиях: по
  • ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ

    форма устройства детейсирот и детей,оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителя
  • Самодостаточная семья

    это семья, способная вести свою жизнь на основе собственных усилий, без помощи государственных органов. Это семья самоорганизованная, самопланируемая, самоответственная, самореализующаяся. Она и
  • СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ

    Совокупность групп (ветвей) языков, сходство которых объясняется общностью происхождения. Русский язык входит в индоевропейскую С. я.
  • Семья находящаяся в социально опасном положении

    семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители не исполняют своих обязанностей по их воспитанию-обучению и (или) отрицатель
  • Семья приемная

    форма устройства детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами,