Самоорганизация

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

САМООРГАНИЗАЦИЯ
свойство любой системы к саморазвитию посредством настраивания, «выращивания» из себя новых более жизнестойких структур.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

САМООРГАНИЗАЦИЯ
целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

САМООРГАНИЗАЦИЯ
умение организовать себя, проявляющееся в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Самоорганизация
деятельность и способность личности, связанные с умением организовывать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

САМООРГАНИЗАЦИЯ
способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. С. – это согласование, упорядочивание, создание индивидуально-оптимальной личностной и психической системы; показатель личностной зрелости. С. может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т.е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. С. у них не приобрела целеустремленность, осознанность, контролируемость.
Первым признаком высокой С. следует считать активное самосозидание себя как личности, личностный рост и развитие.
Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением,– все это признак отсутствия или слабой С. личности.

Источник: Акмеологический словарь

САМООРГАНИЗАЦИЯ
процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты самой различной природы: живая клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т. д. Процессы самоорганизации происходят за счёт перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации – их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны и относительно независимы от среды. Различают три типа процессов самоорганизации. Первый – это самозарождение организации, т. е. возникновение из некоторой совокупности целостных объектов определенного уровня новой целостной системы со своими специфическими закономерностями (например, генезис многоклеточных организмов из одноклеточных). Второй тип – процессы, благодаря которым система поддерживает определенный уровень организации при изменении внешних и внутренних условий её функционирования (здесь исследуются главным образом гомеостатические механизмы, в частности механизмы, действующие по принципу отрицательной обратной связи). Третий тип процессов самоорганизации связан с совершенствованием и саморазвитием таких систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт. Литература: [29, 65].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

САМООРГАНИЗАЦИЯ
естественный процесс упорядочивания элементов и связей системы. Выделяют три процесса С.: 1) процессы возникновения качественно нового целостного формирования из некой совокупности объектов определенного уровня; 2) процессы, поддерживающие определенный уровень организации при учете внешних и внутренних условий ее функционирования; 3) процессы совершенствования системы, способные накапливать и использовать прошлый опыт. В учебной деятельности первый тип процессов С. связан с превращением разнообразной информации и методов деятельности в субъективно значимую систему знаний и личного опыта студента. Второй тип процессов реализуется в адаптивном поведении, в согласовании индивидуальных интересов субъекта с внешними требованиями, в реализации востребованных обществом потенций. Третий тип процессов С. проявляется в творческом характере учебной деятельности.
- Для самоорганизации системы характерна спонтанность и автономность, означающая, что система реагирует, прежде всего, на внутренние связи, т. е. ориентируется на личные цели. Внешняя среда может инициировать определенные изменения. При этом итог смены состояний также определяется именно взаимосвязями во внутренней структуре, а не внешним толчком. Направленность системы на развитие характеризуется такими свойствами ее элементов, как «активность» и «сопротивление». Увеличение активностей может обеспечить внешняя среда, что, в свою очередь, ведет к изменению внутренней структуры системы. В учебной деятельности различные ситуации и условия, как объективно складывающиеся, так и целенаправленно создаваемые, могут способствовать ее активизации или, наоборот, препятствовать. Так, жесткая формальная организация учебного процесса, уравнительная система оценивания знаний чаще всего вызывает сопротивление учащихся, что проявляется в различных формах псевдоактивности, в отсутствии мотивации, в негативном отношении к предмету познания и к самому учебному процессу. Особую роль в процессах С. играет случайность – творческое, конструктивное начало. Случайность – элемент инициирования, начального пускового механизма процесса С. В учебной деятельности С. проявляется в процессе осуществления личностного выбора, в самоопределении ученика. Это, с одной стороны, проявление его свободы, а с другой – ответственности за свой выбор. Субъективный выбор будет случайным по отношению к внешним целям (целям системы образования, педагогического процесса, предметного обучения и т. п.), поскольку он может не иметь рационального обоснования, а выражать субъективные установки (Эпштейн В. М. Наука и образование как развивающаяся система. – X.: Основа, 1992. – 28 с.; Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 кн. – М.: Экономика, 1989. – Кн. 1. – 303 с.; Иванова Т. Ю., Приходько В. И. Теория организации. – СПб.: Питер, 2004. – С. 60–73; Свинина Н. Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика. – 2001. – № 7. – С. 27–35). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
116.70 кб

Самоорганизация участников краткосрочной образовательной программы (КОП) за рубежом

Фоминых Анна Сергеевна
В статье рассмотрен вопрос о влиянии самоорганизации участников на их активность в ходе краткосрочных образовательных программ за рубежом.
Читать PDF
300.05 кб

Самоорганизация двигательной деятельности обучающихся

Федорова Наталья Петровна, Ворошилова Ирина Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович
Цель исследования выделить умения самоорганизации двигательной деятельности обучающихся.
Читать PDF
152.69 кб

Самоорганизация в реформе вузовского образования физической культуры

Трефилова Т. Г., Плотникова А. А., Дружинина Ю. Д., Прокуденко В. Г.
Читать PDF
147.16 кб

Самоорганизация иноязычной учебной деятельности курсантов военного вуза

Лебединская Оксана Валентиновна
В статье рассмотрена структура самоорганизации иноязычной учебной деятельности курсантов, ее важнейшие компоненты, которыми должен овладеть обучаемый на данной ступени его становления в качестве субъекта познания; проанализированы
Читать PDF
377.81 кб

Самоорганизация в студенческой учебной группе

Весна М.
Читать PDF
509.51 кб

Самоорганизация личности студентов как условие здорового образа жизни

Пахмутова М. А.
Читать PDF
319.39 кб

Управление и самоорганизация в работе педагога ДОУ

Меличева М. В.
Читать PDF
238.80 кб

Самоорганизация, мотивация и самомотивация, как основа успешной учебно-профессиональной деятельности

Мочалова Марина Сергеевна
В статье рассматривается проблема самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов физкультурных вузов.
Читать PDF
2.60 мб

Самоорганизация в структуре конструктивно-графических умений личности буду щего специалиста дизайнер

Калина Наталья Дмитриевна, Нургалеев Владимир Султанович
Самоорганизация является механизмом развития самостоятельности в действиях и конструктивно-графических умений будущего дизайнера, компетентности и эстетического результата в рисунке, имеет ряд условий: первое единую систему знаний
Читать PDF
4.00 мб

Самоорганизация в информационной образовательной среде

Стародубцев Вячеслав Алексеевич
Эволюция процесса образования рассматривается в статье с точки зрения его соотнесения с изменением парадигм естествознания.
Читать PDF
763.95 кб

Самоорганизация студенчества: заданность или данность?

Баженова Наталья Геннадиевна
Статья посвящена осмыслению процессов соотнесения определенной регламентации существования в вузах студенческого самоуправления, с одной стороны, и реальных процессов самоорганизации студенчества, характеризующихся нелинейностью,
Читать PDF
149.36 кб

Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога

Филоненко Виктория Александровна, Петьков Валерий Анатольевич
В сложившейся социокультурной ситуации в нашей стране необходим поиск новых подходов к решению задач подготовки педагогов, соответствующих современным требованиям.
Читать PDF
117.60 кб

Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности

Уварова Т. А.
В статье раскрывается значение самостоятельной работы как важнейшей формы организации учебных аудиторных и внеаудиторных занятий, в процессе которой студенты совершенствуют свои знания, умения и опыт творческой и познавательной де
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы самоорганизация детей и взрослых в пространстве дополнительного образования детей

Голованов Виктор Петрович
В статье анализируются понятия «самоорганизация» и «самоорганизация детей и взрослых» применительно к сфере дополнительного образования детей как пространству детства.
Читать PDF
0.00 байт

Самоорганизация как перспективная возможность развития дополнительного образования детей

Евладова Елена Борисовна, Логинова Лариса Геннадиевна
В статье рассматривается феномен самоорганизации детей в условиях дополнительного образования. Проводится сравнительная характеристика дополнительного образования с формальным, неформальным, информальным образованием.

Похожие термины:

  • Самоорганизация личности

    деятельность личности по четкой упорядоченность своей жизнедеятельности; способность и умение организовать себя. Проявляется самоорганизация в целеустремленности, самоанализе и жестком самоко
  • Рефлексивная самоорганизация

    суть совмещение действия и рефлексии, позволяющее рассматривать действие и рефлексию как целое, способное выделять значимость либо действия, либо рефлексии по ситуации и в пределах «объема» врем