ДЕКАРТ Рене

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕКАРТ Рене
(1596–1650) – французский философ и естествоиспытатель, сыгравший существенную роль в превращении психологии из умозрительной, философской в эмпирическую науку о явлениях сознания. Декарт стоит у истоков интроспективной психологии как направления – «Я мыслю, следовательно, существую». Основная психологическая работа «Страсти души» подробно описывает механизмы психофизического взаимодействия субстанции души и тела на примере различных человеческих чувств.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ДЕКАРТ (Descartes) Рене(1596-1650)
французский ученый и философ. В процессе познания исключительную роль отводил дедукции. Идеал воспитания и обучения видел в развитии ясного мышления, основанного на доказательстве. Д. провозгласил доктрину о природном равенстве умов, хотя допускал врожденные развития в качествах интеллекта. Считал, что природных задатков для развития ума недостаточно, образование должно дополнять их и руководить ими. Рутинному обучению, основанному на механическом заучивании, противопоставлял свободу мысли и стремление к истинному знанию. Идеи Д. легли в основу ряда дидактических принципов, определивших реорганизацию традиционной системы образования.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДЕКАРТ Рене
латинизир. имя — Картезий; Renatus Cartesi-us) [31.3.1596, Лаэ (Турень), — 11.2. 1650, Стокгольм], франц. ученый и философ. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу, откуда вынес глубокую неприязнь к иезуитским методам воспитания. После неск. лет воен. службы и путешествий поселился в Нидерландах (1629), где провел 20 лет в уединенных науч. занятиях. В 1649 по приглашению швед, королевы переселился в Стокгольм.
Выдвинул учение о двух разнородных субстанциях — мыслящей (душа) и протяженной (тело) и поставил проблему соотношения между ними (психофизич. проблема). Осн. атрибутом мыслящей субстанции, по Д., является мышление, под к-рым он понимал все психич. процессы, поскольку они открываются в самонаблюдении, т.е. сознаются: т. о. психика отождествлялась с сознанием. Идея разнородности и независимости друг от друга духа и материи центральная в системе Д. Человек представляет собой единств, случай в природе, где эти субстанции сосуществуют (что определяется, по Д., божеств, вмешательством). Опираясь на открытия в области физиологии и анатомии, предпринял попытку объяснить все процессы в теле без участия души, как продукт телесного механизма под влиянием внеш. воздействий. Описанная Д. схема двигат. акта явилась первым вариантом учения о рефлексе. В мышлении выделял 2 типа актов: бестелесные, т. н. действия души (интеллектуальные чувства, воля, мышление о нематериальных предметах), и функции, к-рые являются продуктом соединения души и тела. Последние Д. называл страстями в широком смысле слова, относил к ним восприятие, телесные потребности, чувства. наиб. подробно разработал учение о страстях в узком смысле слова, т.е. о чувствах, рассмотрел их глубокое воздействие на поведение человека, наметил пути борьбы с нежелательными страстями, в к-рой уделял решающую роль воспитанию.
В процессе познания Д. исключит.роль отвел дедукции, под к-рой понимал рассуждение, опирающееся на достоверные исходные данные и состоящее из цепи также достоверных логич. выводов, показал, что порядок приобретения знаний должен соответствовать строю мыслительной деятельности: от знакомого к неизвестному, от простого к сложному.
Идеалом воспитания и обучения, т. о., становится развитие ясного мышления, основанного на доказательстве. Д. провозгласил доктрину о природном равенстве умов, хотя допускал врожденные различия в качествах интеллекта (напр., в скорости протекания мыслительных процессов). Считал, что природных задатков для развития ума недостаточно, образование должно дополнять их и руководить ими. Неравенство в возможностях образования определяет, по Д., неравенство интеллектуальное. Т. о., образование, доступное каждому, — не привилегия, а естеств. право. Рутинному обучению, основанному па механич. заучивании, должны быть противопоставлены свобода мысли и логич. стремление к истинному знанию. Эти идеи Д. легли в основу ряда дидактич. принципов, определивших реорганизацию традиц. системы образования. В наиб. полной мере они были использованы в деятельности янсенистских школ, в частности школы Пор-Рояль под Парижем.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
0.00 байт

Хронология субъекта Рене Декарта

Кругликов Сергей Тимофеевич
В статье предпринимается попытка анализа классических рубрик картезианской философии, таких как методическое сомнение и ego cogitans, с позиций философской хронологии.
Читать PDF
0.00 байт

БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ В ФИЛОСОФИИ РЕНЕ ДЕКАРТА

Фокин Сергей Леонидович
Философия Рене Декарта (1596-1650) занимает важное место в истории производства«медицинского взгляда», археологию которого для Нового времени представил Мишель Фуко (1926-1984) в известной работе «Рождение клиники» (1963).
Читать PDF
0.00 байт

Методические принципы самообразования в работах Рене Декарта

Быстрова Алла Вячеславовна
Читать PDF
0.00 байт

РЕНЕ ДЕКАРТ И КРИСТИНА ШВЕДСКАЯ: МАНИЯ РАЗУМА И СТРАСТЬ СУВЕРЕННОСТИ

Фокин Сергей
В настоящей работе представлен и прокомментирован ряд эпистолярных документов, касающихся последнего странствия Рене Декарта и его загадочных отношений с королевой Швеции Кристиной.
Читать PDF
0.00 байт

Радикальное сомнение как феномен религиозного сознания в творчестве Рене Декарта

Бубнов Евгений Сергеевич
В статье рассматривается генезис клерикальной критики картезианства. Радикальное сомнение и его богословская интерпретация анализируются в контексте историко-биографических данных.
Читать PDF
0.00 байт

Письмо рене Декарта аббату Мерсенну (20 ноября 1629 года). Перевод с английского

Гончарова Алина Алексеевна
Рассматриваемое письмо представляет большую ценность для исследований в области лингвофилософии и языкознания. В нем изложены комментарии Р. Декарта к первому проекту универсального языка.
Читать PDF
0.00 байт

Постижение времени во французской философии XVII века: Блез Паскаль и рене Декарта

Лезьер Виктория Александровна
В статье анализируется проблема времени, напряженность восприятия которого была зафиксирована в эпоху барокко в теме бренности (Vanitas) и соответствующих ей эмблемах.
Читать PDF
0.00 байт

Внимание к данным интуиции как ведущий принцип гносеологического метода Рене Декарта

Пономаренко Анна Сергеевна
В статье рассматривается концепция интуиции Рене Декарта в связи с рационалистическим методом познания.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема психофизического дуализма в философии Рене Декарта и схоластическая традиция

Антон Чикин
Читать PDF
0.00 байт

Антропологическая интенция философствования Рене Декарта и ее проявление в тексте «Правил»

Маливский А.Н.
Цель: исходя из понимания философии Нового времени как ответа на вызовы эпохи относительно построения объективной картины мира и самосозидания человека, проанализировать основные варианты оценки амбивалентности базовой интенции фи
Читать PDF
0.00 байт

Концептуализация интроспекции в философии Нового времени (Рене Декарт, Джон Локк, дэвид Юм)

Дмитриева Ангелина Арсеновна
Статья посвящена вопросу о месте интроспекции в гносеологических исследованиях Нового времени.
Читать PDF
0.00 байт

2009. 03. 050. Дмитриев Т. А. Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта. - М. : ИФ РА

Ремезова И. И.
Читать PDF
0.00 байт

Пространство интеллектуального мира. Часть 1. Рене Декарт. Когнитивные технологии рационального мира

Коломейцев Александр Евгеньевич, Меськов Валерий Сергеевич
В статье, основываясь на модифицированном методе восхождения от абстрактного к конкретному, строятся постнеклассические модель и методология когнитивной деятельности, определяются когнитивные субъект, среда и контент.