РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов [82, c. 661].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
активное, внутренне необходимое “самодвижение” к качественно новому состоянию,предполагающее учет индивидуальных особенностей личности, наращивание, усиление жизненных сил; освоение внутреннего, (индивидуальнопсихологического) и внешнего (общечеловеческого) культурного потенциала возможностей.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
Это процесс все более глубокого и полного отражения объективной реальности, внешнего мира, «действительных отношений» людей (К.Маркс) в сознании и поведении человека, т.е. в субъективных («личных») отношениях человека к миру. Развитие может идти как целенаправленно, так и стихийно. В первом случае развитие происходит с открытой целью формирования, укрепления одних личных отношений и их компонентов и преодоления других личных отношений и их компонентов. Во втором— под стихийным влиянием природы, обстоятельств, предметов, событий окружающей жизни или под таким воздействием со стороны других людей или самого человека, которое преследует жизненно-практические цели, а не цели развития, например, создание какой-нибудь вещи, желание развлечься, победить в состязании и т.п. Развитие может быть всесторонним или односторонним, равномерным или неравномерным, искривленным, когда одни компоненты личности развиваются в ущерб другим. Особенностью развития человека является разнообразие тех видов личных, субъективных отношений (Cм. «Личные отношения»), в которых отражается действительность. (ИвановИ.П. Звено в бесконечной цепи.— Рязань, 1994.— c.14-15)