Праздник
Праздник
упразднение, свобода от будничных трудов, соединенная с весельем и радостью. Праздник есть обряд, знаменательное событие, принятый способ совершения торжественных действий. Праздник является самой древней и самой целостной формой проведения досуга. В нем активно сочетаются отдых от учения и труда, творческая самодеятельность, просвещение всех видов. Зрелище, игры, шествия, создающие особую атмосферу возвышенного досуга и свободного мироощущения.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Праздник
(от старослав. праздьнъ — праздничный, свободный от работы) — это день торжества в честь или в память к.-л. выда ющегося события. П. — это всегда веселье, зрелищность, сочетание художественно-декоративного оформления, музыки, живого поэтического слова, игр, театрализованных представлений, ритуалов и т.д. Составные элементы сценария П.: пролог — короткая вступительная часть, которая эмоционально настраивает на восприятие праздничного действия (музыка, фанфары, поэтическое слово, театрализованное представление и т.д.); завязка — эпизод, «запускающий» в движение сюжет П., который дает толчок к развитию действия; развитие действия — сочетание игр, конкурсов, испытаний, демонстрация достижений, в которые включаются все участники П.; финал — заключительная часть П., последний аккорд, который венчает идею П. Создание П. — это искусство, поскольку механическое, пусть даже умелое сочетание различных элементов П. далеко не всегда приводит к успеху. Необходимо, чтобы участники откликнулись «всем сердцем на событие, которое празднуется» (А.В.Луначарский), чтобы естественный порыв масс слился с творческим замыслом и четкой деятельностью организаторов и вылился в высокое эмоциональное переживание.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Праздник
ст.слав. – отдых, безделье) – перерыв в повседневных трудах, заполняемый отдыхом, весельем, житейской радостью, песнями, развлечениями, играми, танцами. Праздники вытекают из динамики общественной и личной жизни, из ритма трудовой деятельности, когда периодически возникает необходимость изменить способ поведения от накопившейся усталости, от монотонности и одинаковости. Не зря праздники чередуются с трудом (труд – праздник – труд – праздник и т.д.) и в единстве с ним составляет годовой календарный круг. Любой праздник имеет идею, смысл, историю, назначение; каждому из них определено свое место, время, форма; в каждом есть свой ритуал, обычаи, традиции, функции участников и т.д. Праздники связаны с общественной структурой: обществом в целом, социальными слоями, национальной принадлежностью, верой, армией, школой, семьей и т.д. Через них регулируется сложная жизнь общества, ибо в основе каждого – какое-то общественное или личное событие. Через них также выражается и сохраняется культура, формируются и проявляются нравственные устои общества, семьи, личности. Праздники сильно влияют на семейные отношения, на психологию и поведение людей, на творчество и искусство. Различают праздники календарные (Осенины, Новый Год), народные (Покровская ярмарка, Кузьминки), государственные, т.е. гражданские (День Победы, День Конституции), церковные (Рождество Христово, Пасха), семейные (день именин, свадьба), школьные (Последний звонок, День Знаний). Праздники возникли в доисторические времена, но постоянным элементом культуры стал с каменного века. В русской традиции праздники были сакральным временем, т.е. необычным, возвышенным над буднями. Именно поэтому в них много обрядов, игр, песен. Русские праздники как бы нарушали упорядоченность, будничность мира умирала, и воцарялся кажущийся хаос. Через праздники шло мощное усвоение культурных традиций и ценностей, придающих смысл всему человеческому существованию.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)