УТРЕННИК

Найдено 1 определение
УТРЕННИК
«Утреннее представление, утренний спектакль (обычно для детей)» (Словарь, 1964–16, 1079); праздничное утреннее собрание дошкольников и младших школьников; одна из форм массовой восп. работы; организуются в дошкольных, внешкольных и школьных учреждениях.
О нач. 1890-х гг.: «Мне было лет пять-шесть, когда я впервые участвовал в детском утреннике. На маленькой сцене, специально построенной по этому случаю в саду у наших знакомых, старшие ребята представляли какую-то пьеску, а мы, младшие, выступали в дивертисменте – пели, читали стихи или плясали русского в красных рубашках, подпоясанных шнурками. Публика разместилась на стульях, расставленных перед сценой» (Маршак, [1962] 1987, 531).
О нач. ХХ в.: «Детские утренники, организуемые в театрах для взрослых, большей частью не имели худ. ценности. Исключение представляли лишь отдельные спектакли (например, “Синяя птица” Метерлинка в МХТ, 1908, пост. К.С. Станиславского)…» (ТЭ, 1967, 111).
О конце 1920-х – нач. 1930-х гг.: «Школьников гораздо больше, чем таких малышей, как наши, – кажется, что сюда пришли целые школы. Наверное, это так и есть – ведь сегодня в театре “Детский утренник”. Так написано на большой афише, которая висит на двери» (Смирнов, 1963, 120).
О 5–6-летнем мальчике во вт. пол. 1940-х гг.: «Мамина школа тоже в совхозе. По праздникам Сережа бывает с мамой на шк. утренниках» (Панова, [1955] 1956, 411).
О нач. школе в конце 1940-х гг.: «В орг-ции утренника или вечера большое место должно быть отведено дет. самодеят-сти… [..]
О вт. пол. 1950-х гг.: «Таня никогда не думала, что так трудно составить план работы для отряда. Все, что ни предлагала она, уже много раз делали: ходили в театр, устраивали утренники в школе, собирали железный лом» (Кудряшова, 1961, 47).
О 1960-х гг.: «Как правило, утренники посвящаются революционным событиям, юбилейным датам, важным событиям в жизни страны, проводятся также тематические утренники: “Пионеры-герои”, “Наш колхоз”, “Пришла весна” и т. д. Обычно программу утренника составляют литературно-музыкальные монтажи, концерты художественной самодеятельности, игры, танцы; программа рассчитывается не более чем на 1 – 1,5 часа» (ПЭ, 1968–4, 409).
О перв. пол. 1970-х гг.: «Утренники, как правило, посвящаются историко.-рев. и знаменат. датам (годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, празднику 1 Мая, Дню 8 марта и др.). Они проводятся с учётом возрастных особенностей детей. Один из самых любимых утренников детей – праздник новогодней ёлки. На утреннике в детском саду дети выступают с концертом: поют песни, читают стихи, танцуют. На свой праздник они обязательно приглашают родителей. Подготовку к утреннику ведут воспитательница и муз. руководитель на занятиях в группе. В школах утренники октябрят похожи на утренники в детских садах, но тематика их более разнообразна. Так, для первоклассников во многих школах устраивается традиц. детский праздник “Прощание с букварём”. Пионерские утренники обычно состоят из двух частей: торжественной части и концерта самодеят-сти. Торже. часть включает в себя сообщения в связи со знаменат. датой, кот. делают сами пионеры, выступления шефов школы и почётных гостей – участников Великой Октябрьской социалист. революции, Великой Отечественной войны, старых коммунистов, передовиков производства. Нередко на утренниках проводится торж. пионерская линейка» (Денисова, 1978, 207). См. также: «Утро».

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
139.55 кб

Освоение элементов анализа картины «Утренний натюрморт» учащимися начальной школы

Свиридова Елена Михайловна, Ласеева Любовь Александровна
В статье предложен один из механизмов организации мыслительной деятельности учащихся начальной школы в ходе знакомства с художественным произведением живописного искусства.
Читать PDF
742.90 кб

УТРЕННИЙ КРУГ ДОБРЫХ ВСТРЕЧ И ДОБРЫХ ДЕЛ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКО

Коваль Клара Викторовна, Шаповалова Татьяна Ивановна, Мешкова Мария Борисовна, Кобелева Лариса Анатольевна
В данной статье речь пойдет о педагогической технологии, которая способствует развитию взаимопонимания и сотрудничества между детьми, взрослыми и детьми.