ПОСТМОДЕРНИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПОСТМОДЕРНИЗМ
(«постмодерн») – обобщенное обозначение тенденций с конца 1960-х годов в культуре и во всех сферах общественной жизни; буквально обозначает то, что после «модерна», или современности; прежде всего, культура постиндустриального, информационного общества. Представители французского П. – Бодрийяр, Лиотар, Делез и др. отмечали, что в обществе потребления и масмедиа народ превращается в аморфную массу потребителей и клиентов, в электорат, а интеллигенция вообще освободила место интеллектуалам, которые представляют собой просто лиц умственного труда. В силу радикальных изменений интеллектуалы уже утратили иллюзии относительно справедливости, они не претендуют на роль «властителей дум». Скептическое отклонение от установки на преобразование мира влечет за собой отказ от попыток его систематизации: мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не укладывается ни в какие теоретические схемы. П. отрицает способность науки давать объективное, достоверное знание, открывать закономерности и причинные связи, выявлять тенденции. Он настаивает на невозможности зафиксировать наличие жестких, самозамкнутых систем и в экономике, и в политике, и в культуре. Новое, «постмодернистское» мышление возникает вне традиционных понятийных оппозиций (субъект – объект, целое – часть, внутреннее – внешнее, реальное – воображаемое), оно не оперирует привычными устойчивыми целостностями (Восток – Запад, капитализм – социализм, мужское – женское). П. – это «скандальный», с точки зрения классических интеллектуальных навыков, тип философствования «без субъекта»: субъект распался как центр системы представлений (репрезентаций). В постмодернистском обществе достаточно типичной и распространенной является фигура «яппи» (молодой профессионал, наслаждающийся всеми благами цивилизации, без «интеллигентских комплексов») и фигура «зомби» – запрограммированное существо без личностных качеств, не способное к самостоятельному мышлению. Такой человек живет одним днем, главный стимул для него – профессиональный и финансовый любой ценой. Мировоззрение современного постмодернистского человека не имеет определенных мощных оснований, ведь все формы идеологии размыты, не опираются на волю, в ней уживается все, что раньше считалось несовместимым; в постмодернистском мировоззрении нет устойчивого внутреннего ядра. Мироощущение постмодернистского человека можно определить как неофатализм, ведь человек уже не воспринимает себя как хозяина своей судьбы, он верит в игру случайности, в неожиданное, спонтанное везение. Разочарование в идеалах и ценностях, в исчезновении будущего, которое оказалось будто бы украденным, привели к усилению нигилизма и цинизма. Этика в постмодернистском обществе отходит на второй план, пропуская вперед эстетику, культ чувственных и физических наслаждений. В культурно-эстетическом плане постмодернизм окончательно закрепляет переход от «творения» к «конструкции», от деятельности по творению произведений к деятельности по поводу этой деятельности. В культурной сфере господствует массовая культура, а в ней – мода и реклама. П. настаивает на том, что именно мода все освящает, обосновывает и узаконивает; все, что не признается модой, не имеет права на существование. Даже научные теории, чтобы привлечь внимание, должны быть модными, поскольку и для них внутренние содержательные достоинства перекрываются внешней привлекательностью и эффективностью. Отсюда и вся постмодернистская жизнь неустойчива, эфемерна, как и капризная, непредсказуемая мода (Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-Традиция, 2000; Валлерстайн Э. Социальные науки в двадцать первом веке//Всемирный доклад по социальным наукам. – М.: Магистр-пресс, 2002; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУВысш. шк. экономики, 2000; Катаєв С. Л. Українське суспільство. — Запоріжжя: ГУ «ЗІДМУ», 2005; Социальная антропология: Хрестоматия / под ред. В. Г. Городяненко. – Д.: Изд-во Днепропетр. ун-та, 2004; Танчер В. О., Кучеренко О. Політичні партії та рухи у світлі «ситуації постмодерну». – К., 1997). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ПОСТМОДЕРНИЗМ
производное от «постмодерн», обозначающего культурную эпоху, завершающую XX в. В самом широком контексте под постмодерном понимается состояние современной цивилизации, сумма культурных и философских тенденций, связанных с осознанием завершённости предшествующей культурной парадигмы, вступления в полосу глобального кризиса. Буквально «постмодерн» означает то, что после «модерна», после современности. В 1980-е постмодерн получает статус термина, чему способствуют работы Лиотара.
Понятие П. связано с обозначением нового художественного стиля, пришедшего на смену модернизму. Термин «П.» появляется в период первой мировой войны в работе Р. Паннвица «Кризис европейской культуры», где обозначает нигилизм в культуре XX в.
В 1934 г. термин использует испанский критик Ф. де Онис в книге «Антология испанской и испано-американской поэзии, 1882—1932», чтобы определить растущую реакцию против модернизма начала века. А. Тойнби в книге «Исследование истории» применяет понятие П. в культурологическом смысле как символ конца западного господства в религии и культуре. Популярность термину придаёт работа Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма». Западные философы рассматривают П. либо как противостояние модернизму (Ф. де Онис), либо как его продолжение (Ю. Хабермас, 3. Бауман, Д. Белл). Статус П. — художественного явления — связан с развитием визуальных видов искусства США. Теоретической основой эстетики выступают учения французских постструктуралистов и постфрейдистов. Предтечами литературного постмодернизма считают Д. Джойса, У. Фолкнера, Г. Гессе, Г. Миллера. Концепция последнего о творчестве как инстинктивном, самоценном, открытом процессе соответствует новым представлениям о незавершённости, хаотичности современного мира.
В становлении культуры П. с определённой долей условности выделяют несколько этапов. Первый этап — предпостмодернизм 1950-х годов — отличает интерес к нетрадиционным материалам: пластику, стеклу, алюминию. Это время подчёркнутого внимания к языку повседневности, индустриальному стилю, дизайну. Символом времени считают творчество П. Пикассо.
Второй этап —«авангардный П.» 1960-х годов — характеризуется отказом от деления искусства на элитарное и массовое, движением хиппи, рок и поп-искусством, популярностью феминизма, ироническим синтезом прошлого и настоящего, высокого и низкого. Данные тенденции в литературе выражает Д. Сэлинджер, Д. Керуак, в архитектуре — Г. Кролл, стремящийся расширить границы чтения, монтирующий пронумерованные короткие текстовые блоки с элементами рекламы, графики, порнопродукции. 1960-е годы отличает технократический оптимизм, искусство будущего связывают с компьютерными технологиями. На этот период приходится стихийный протест против истеблишмента, облачённый в игровые, иронические формы.
Третий период —«неоконсервативный П.» 1970-х годов — отличают плюрализм и эклектика. Лидер времени — У. Эко с его ироническим прочтением прошлого, дешифровкой сакрального статуса средневековья в романе «Имя розы». Приобретает популярность неомифологическое творчество Г. Маркеса (роман «Сто лет одиночества»), С. Беккет лидирует в драматургии. Эстетическая ценность произведения соотносится теперь с мастерством автора, новой фигуральностью, орнаментализмом, эстетической направленностью. В сфере идеологии на смену протесту «новых левых» приходит самоутверждение «новых правых» на почве консервации культурных традиций прошлого через их эклектическое сочетание. Начинает складываться искусство, поэтика П., растет эротизация и феминизация культуры.
Четвёртый период — зрелый П. 1970—1990-х годов — связан с утверждением посткультуры в Европе и, в 1990-е, в России — Русский постмодернизм (см.). Возникает политизированная версия П. — соц-арт, обыгрывающий язык советской эпохи, акцентируется интерес к миноритарным культурам: феминистской, экологической, культуре сексуальных меньшинств. Теоретический лидер времени — Ж. Деррида. В философии подчёркнут интерес к культуре Античности, метафизике космоса, гармонии сфер, но в новом контексте гармоническое мыслится как дисгармоническое, пропорция как диспропорция. Художественный фристайл — основной признак искусства данного периода, когда традиция, память смешиваются с неологизмом.
Намеченные особенности новой художественной парадигмы (замкнутость, самодостаточность произведения, акцент на выразительности художественного языка, мифологизм) присущи искусству XX столетия в целом, вне зависимости от специфики методов, направлений, антиномичность которых ранее абсолютизировалась: соцреализм в России вбирает магистральные идеи авангарда об искусстве жизнестроения, художнике-рабочем; соц-арт рассматривает произведения соцреализма как единый метатекст, формализуя, мистифицируя канон, пытаясь оторваться от него идеалогизированными же, но сугубо антитоталитарными методами. Нивелировка границы между русским авангардом и П. (варианты соц-арта, концептуализма) позволяет говорить об утрате самобытности, вторичности и, одновременно, сложности последнего.
К ведущим чертам постмодернистского дискурса относят смену европейского центризма глобальным полицентризмом, утверждение приоритета свобод человека над интересами государства, стремление к религиозному экуменизму, конформизму, эстетическому эклектизму. Переходный характер, вторичность культуры под знаком «пост-» подтверждают и отсутствие в ней оригинальных эстетических ценностей. Её художественные стратегии: деконструкция, травестия, профанация, симуляционность — направлены на обыгрывание уже состоявшихся художественных моделей, языковых норм.
Постмодернистское искусство характеризуется переориентацией с художественного произведения на процесс его создания; с автора — на Массового человека (см.), публику; с вербальности — на телесность, жест (невербальность); утверждением компьютерных методов производства артефактов, когда искусство не подражает жизни, но заменяет её; формирование игрового типа личности, ориентированной на сон, воображение, бессознательное, соответствующее абсурдистской картине мира. Избранный герой времени постсовременности: «антилидер», юрод-«шизо», которому нет места в героических эпохах (над филистером иронизировало Просвещение, им пренебрегал модернизм, его не замечало советское искусство). Юрод — обладатель некоего кода ушедшей культуры, а «шизо», «дурачок» — безучастный наблюдатель-скептик, хроникёр. Глупость, сдвинутость юродивого, уже лишённого ауры сакрального, приобретает непосредственное значение — просто глупость (образы пристукнутых Е. Попова, сумасшедших старух Л. Петрушевской).
Герой постмодернистской словесности, лишённый защиты мифа и прежних «рукотворных» богов (от НТР до Культуры вообще), остаётся один на один с необратимостью своего конца, смерти. Он заперт в пределах быта, из реалий которого и выстраивает свою личную ойкумену, заранее опять же зная, что цена ей грош, что вот-вот и она превратится в ничто, рассыплется в прах. Стало быть, только эти останки, осколки и есть реальность, а манипуляция с ними есть смысл истории. Этот «новый мир» в искусстве конца XX столетия, реконструируемый из обломков и загадок, обязательно мир частный, непостижимый вне сознания писателя. Художник-постмодернист волен и в приоритетах: воссоздавая образ Вселенной из обрывков прежних культур, он по-своему оценивает их значимость и важность. Смысл мозаистического целого не превосходит значения части.
Эстетика постмодернистского стиля характеризуется идеей непрозрачности, замкнутости артефакта, стремлением к слиянию с массовой аудиторией, антииерархичностью, антиаристократизмом (в духовном плане), новым типом утопизма (неудовлетворяющая реальность заменяется гиперреальностью искусственных знаков — утопией сознания), интересом к ценностям «периферии» — низкому, уродливому, злому — «другому» по отношению к традиции, всепоглощающим эклектизмом, смешением доброго и злого, красивого и безобразного, комичного и трагичного... Классикой европейского литературного постмодернизма стали новеллы X. Борхеса, «Лолита» В. Набокова, романы Дж. Фаулза, X. Кортасара, Г. Маркеса, И. Кальвино.
Лит.: Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (1960-е-1990-е гг. XX века — начало XXI в.). СПбГУ, 2004; Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995; Горичева Т. Православие и постмодернизм. Л., 1991; Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993; Делез Ж. Ницше и фолисофия. М., 2003; Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990; Деррида Ж. Московские лекции. 1990. Свердловск; 1991; Ильин И. Постмодернизм: от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М., 1998; Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.. 2000; Липовецкий М. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997; Липовецкий М. Паралогии. Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. М., 2008; Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Постмодернисты о посткультуре. Интервью с современными писателями и критиками. М.; 1996; Рыков А.В. Постмодернизм как радикальный консерватизм. СПб., 2007; Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 2001; Тупицын В. Коммунальный (пост)модернизм: русское искусство второй половины XX века. М., 1999; Черняк В.Д., Черняк М.А. Базовые понятия массовой литературы: учебный словарь-справочник. СПб., 2009; Чупринин С. Жизнь по понятиям. Русская литература сегодня. М., 2007; Эпштейн М. Постмодерн в русской литературе. М., 2005.
Н.В. Ковтун

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
175.05 кб

Методологические парадигмы развития личности: детерминизм, синергетика, постмодернизм

Дудко В. А.
Сегодня, понятие «развитие личности» является основополагающим в психолого-педагогических воззрениях. Однако широкое многообразие интерпретаций этого феномена привело к серьезным противоречиям и спорам.
Читать PDF
1.85 мб

Постмодернизм и обучение иностранным языкам

Ламзин Сергей Алексеевич
В настоящее время в связи с развитием компьютерных технологий происходят изменения в педагогической области в практике и философии образования.
Читать PDF
814.28 кб

Постмодернизм и качество образования (постановка проблемы)

Иванова Светлана Вениаминовна, Елкина Ирина Михайловна
В статье рассматриваются проблемы научного осмысления возможностей постмодернизма для создания новых подходов к обучению в современном образовании.
Читать PDF
292.57 кб

Глобализация. Постмодерн. Дуализм отечественного образования и воспитания как вызов национальной без

Шалаев Владимир Павлович, Шалаева Светлана Леонидовна
Авторами рассматриваются феномены глобализации и постмодерна, исследуется их влияние на общественное развитие народов.
Читать PDF
70.00 кб

От педагогического постмодерна к классике

Гребенюк Н.
Читать PDF
237.45 кб

От «Цифрового» дневника – к экономике постмодерна

Ломов Сергей Александрович, Перез Чернов Александр Хуанович
Читать PDF
427.40 кб

Антипедагогика: вызов постмодернизма

Огурцов А.
Читать PDF
412.33 кб

Философия постмодернизма и образование

Т. А. Рубанцова
Читать PDF
2.52 мб

Кризис высшей школы: испытание постмодернизмом

Шутенко Александр Иванович
Читать PDF
366.89 кб

Некоторые проблемы постмодернистского непрерывного образования

Каменова Д.
Читать PDF
339.85 кб

Постмодерн: трансформация коммуникаций

Павлова Наталия Владимировна
Обсуждается проблема трансформации природы коммуникаций в современном социуме. Анализируется феномен виртуальных коммуникаций в контексте их воздействия на субъект.
Читать PDF
617.23 кб

СОЦіАЛЬНА АДАПТАЦіЯ СТУДЕНТСТВА В ЕПОХУ ПОСТМОДЕРНіЗМУ

Гривул Т.Т., Гривул Т.М.
У статті розглядається особливість інформаційної стадії розвитку людства, суспільні риси явища постмодернізму. Вказується на зміну ціннісних орієнтацій молоді. Вивчаються причини неефективності виховної політики вищої освіти.
Читать PDF
0.00 байт

Русский язык как основа научной компетентности гуманитария в эпоху постмодерна

Роботова Алевтина Сергеевна
Среди особенностей постмодернистской культуры обращают на себя внимание такие, как свободная ассоциативность мышления, нейтрализация авторитетов, фрагментарность мышления, тяготение к подобию реальности, к языковой игре, к языково
Читать PDF
0.00 байт

Влияние науки на развитие образовательного комплекса в условиях постмодерна

Горбачев Сергей Викторович
Статья затрагивает актуальную сегодня в обществе тему качества образования и основных факторов, влияющих на предоставление образовательным комплексом качественных образовательных услуг.
Читать PDF
288.55 кб

Образование при, для и несмотря на постмодернити

Бауман З.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • РУССКИЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ

    Русский постмодернизм получает массовое признание не ранее 1990-х, когда его западные образцы прививаются на русскую почву, становятся составной частью культурной ситуации, связанной с освоением н
  • ПОСТМОДЕРНИЗМ ПОСТМОДЕРН

    (от лат. post – после + modernus – современный) – характер и тенденции изменений в социокультурных, экономических и политикоидеологических отношениях и процессах (в основном в развитых странах) под воз
  • ЯЗЫК И СТИЛЬ РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    в современной науке постмодернизмом (от лат. post — ‘после’ и фр. moderne — ‘новейший, современный’) именуется направление в литературе, философии и эстетике XX — нач. XXI вв., которое выступает прежде вс