-russkiy-simvolizm-i-evropeyskiy-postmodernizm-o-krizise-kultury-russkiy-simvolizm-i-evropeyskiy-postmodernizm-o-krizise-kultury-problema-religii-v-russkom-simvolizme-i-evropeyskom-postmodernizme-problema-religii-v-russkom-simvolizme-i-evropeyskom-postmodernizme-russkiy-simvolizm-i-postmodernizm-problemy-svyazi-i-preemstvennosti-russkiy-simvolizm-i-postmodernizm-problemy-svyazi-i-preemstvennosti-chelovecheskaya-telesnost-postmodernizm-pered-litsom-russkoy-filosofii-chelovecheskaya-telesnost-postmodernizm-pered-litsom-russkoy-filosofii-metaforichnost-diskursa-v-russkom-simvolizme-i-evropeyskom-postmodernizme-metaforichnost-diskursa-v-russkom-simvolizme-i-evropeyskom-postmodernizme-ideya-sinteza-filosofii-i-iskusstva-v-russkom-simvolizme-i-evropeyskom-postmodernizme-ideya-sinteza-filosofii-i-iskusstva-v-russkom-simvolizme-i-evropeyskom-postmodernizme-poeticheskiy-yazyk-kak-prostranstvo-svobodnogo-tvorchestva-russkiy-simvolizm-i-postmodernizm-poeticheskiy-yazyk-kak-prostranstvo-svobodnogo-tvorchestva-russkiy-simvolizm-i-postmodernizm-otnoshenie-k-traditsii-v-russkom-simvolizme-i-evropeyskom-postmodernizme-a-belyy-i-zh-delez-otnoshenie-k-traditsii-v-russkom-simvolizme-i-evropeyskom-postmodernizme-a-belyy-i-zh-delez-ot-drevney-rusi-do-postmodernizma-hristianskaya-model-cheloveka-v-russkoy-duhovnoy-kulture-ot-drevney-rusi-do-postmodernizma-hristianskaya-model-cheloveka-v-russkoy-duhovnoy-kulture-k-sravnitelnoy-harakteristike-russkogo-simvolizma-i-sovremennogo-evropeyskogo-postmodernizma-k-sravnitelnoy-harakteristike-russkogo-simvolizma-i-sovremennogo-evropeyskogo-postmodernizma-esteticheskoe-kak-prostranstvo-vzaimodeystviya-russkogo-simvolizma-i-evropeyskogo-postmodernizma-esteticheskoe-kak-prostranstvo-vzaimodeystviya-russkogo-simvolizma-i-evropeyskogo-postmodernizma-v-poiskah-preobrazheniya-ot-drevney-rusi-do-postmodernizma-hristianskaya-model-cheloveka-v-russkoy-k-v-poiskah-preobrazheniya-ot-drevney-rusi-do-postmodernizma-hristianskaya-model-cheloveka-v-russkoy-k-russkie-filosofy-traditsionalisty-kak-predvestniki-postmodernizma-p-a-florenskiy-v-v-nalimov-v-v-bib-russkie-filosofy-traditsionalisty-kak-predvestniki-postmodernizma-p-a-florenskiy-v-v-nalimov-v-v-bib РУССКИЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ это

РУССКИЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ

Найдено 1 определение
РУССКИЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ
Русский постмодернизм получает массовое признание не ранее 1990-х, когда его западные образцы прививаются на русскую почву, становятся составной частью культурной ситуации, связанной с освоением наследия трёх волн эмиграции, искусства андеграунда, «другой» живописи, переоценкой творчества соцреализма. Атмосфера «стихийного постмодернизма» — открытой, поливалентной, эклектичной культуры — соединяется с духом академизма, присущим западным образцам, зачастую иронически оценивающимся в отечественной культуре. Интерес к постмодернистскому творчеству как «иному», «другому» соседствует в современной русской культуре с разочарованием, чувством потерянности, рождающими тоску по идеалу, гармонии, связывающимися с искусством постпостмодернизма.
Элементы постмодернистской поэтики актуализируются в отечественной литературе 1960-1970-х гг.: «новая проза» В. Катаева, роман «Ожог» В. Аксёнова. Происходит критика эстетики «шестидесятников» с её романтизмом и утопизмом. Литературное «подполье» становится способом существования. Своеобразным предчувствием постмодернизма считают и прозу «сорокалетних»: «никакой» герой (тексты В. Маканина), «равнодушие» автора к персонажу, игровое начало, стилевая изысканность.
В критической литературе существуют несколько версий периодизации Р.п., в самом общем виде развитие этой культуры можно разделить на несколько этапов: первый — конец 1950-х — сер. 1960-х гг., когда происходит формирование опорных тем, образов, принципов эстетики, складывается переходное искусство соц-арта. Второй этап — конец 1960-х — сер. 1980-х гг. как время становления и утверждения эстетики Р.п., оформления ведущих направлений в постмодернистской словесности. Третий этап — 1980-е — 1990-е гг. — характеризуется распространением постмодернистских тенденций во всех областях отечественной культуры и, в целом, в жизни общества: в быту, моде, рекламе.
В критической литературе открытие новой эстетики, литературы получает самые разные названия: «другая проза» (С. Чупринин), «калейдоскоп» (И. Дедков), «андеграунд» (В. Потапов), «проза новой волны» (Н. Иванова), «младшие семидесятники», «артистическая проза» (М. Липовецкий), «литература эпохи гласности» (П. Вайль, А. Генис), «актуальная литература» (М. Берг), «типичный сюр» (Д. Урнов), «бесприютная литература» (Е. Шкловский), «плохая проза» (Д. Урнов), «рипарография» (Г. Гусейнов), к концу 1980-х гг. термин «Р.п.» утверждается как в европейской исследовательской традиции, так и в отечественной. Работы, посвященные специфике Р.п., зачастую строятся с использованием терминологии, концептологии, разработанной западными аналитиками и художественными критиками. Иной подход к изучению постмодернизма в России предлагает М. Эпштейн («Постмодерн в русской литературе»), претендуя на формирование теории из самой практики, продуцирование оригинальной терминологии. Основная идея книги — утверждение непосредственной связи между культурой советского времени, соцреализмом и постмодернизмом, равными для них гипертекстуальности, антимодерности, эклектизме, критике метафизики, цитатно-сти, своеобразном утопизме.
К особенностям русской посткультуры относят литературоцентризм и политизированность. На отечественной почве новый стиль утверждается не «после модернизма», но «после соцреализма», что определяет его художественные особенности. Отечественный постмодернизм стремится оторваться от идеологизированной почвы идеологизированными, но сугубо антитоталитарными методами (творчество Э. Лимонова, В. Курицына, В. Сорокина, И. Кабакова, В. Пелевина и др.). Неким переходом от соцреалистической культуры к постмодернистской является соц-арт. Движение от соцреализма к соц-арту осуществляется с сер. 1950-х до сер. 1970-х годов, от творчества «Лианозовской группы» — неформального союза поэтов и художников, существовавшего в конце 1950-х — нач. 1960-х годов (И. Холин, Г. Сапгир, Вс. Некрасов) — до программных соц-артовских работ В. Комара, А. Меламида, И. Кабакова, Э. Булатова, Д. Пригова. Термин «соц-арт» введён Комаром и Меламидом в 1972 г. и мыслится, в интерпретации М. Эпштейна, как советская параллель американскому поп-арту:на Западе в массовом сознании утвердились рыночные атрибуты вещей, в советской России — идеологические атрибуты общих понятий. Искусство и в том и другом случае «опрощается», лишается аристократизма: пластиковые бутылки, консервные банки, сушилки для бутылок — материал поп-арта, уличные призывы и лозунги — соц-арта. Противовесом соц-арта считают творчество авторов, сосредоточившихся на чистой игре, стилизации, превративших пародию в чистый абсурд, прославляющих «пиршество текста». Наиболее яркие представители этого направления: С. Соколов, Вен. Ерофеев.
К принципиальным отличиям Р.п. относят мистицизм, эзотеризм (позднее творчество В. Сорокина, А. Монастырского), интерес к национальным мифам, традициям, склонность к предельным категориям («Жизнь с идиотом», «Страшный суд» Вик. Ерофеева, «Норма» В. Сорокина, «Змеесос» Е. Радова, «Непорочное зачатие» М. Волохова). Писатели вскрывают состояние национального бессознательного, его парадоксальное воздействие на жизнь общества. Р.п. испытывает особый интерес к примитивистской составляющей творческого наследия авангарда, но движется в сторону окостенения и консервации форм повседневной жизни. Отечественную версию посткультуры отличают исторический пессимизм, связанный с жёстким разочарованием в перспективах «светлого будущего». И.С. Скоропанова отмечает – если в период становления Р.п. акцент ставится на проблемах массового сознания, то с его развитием авторское внимание смещается на тему воздействия коллективного бессознательного на жизнь общества (роман «Оно» А. Слаповского). М. Липовецкий специфику Р.п. видит и в отсутствии деконструкции либеральных ценностей, что характерно для западной версии. Н.Б. Маньковская отмечает создание в русской посткультуре специфической культурной атмосферы, компенсирующей ряд традиционных национальных «комплексов»: вто-ричности, отставания, пропущенных эпох (ностальгия по «русскому Возрождению»). Связанность Р.п. с русской духовной традицией, эзотерикой авангарда позволяет утверждать, что постмодерн в России больше, чем постмодерн, он отсылает не только к эстетике и поэтике, но философии, социологии, науке, политике (парламент-арт — приключения политиков), к эмблематике телеимиджей, самой атмосфере спонтанного постмодернизма в жизни нации с её непредсказуемостью, перевёртышами, разрывами, эклектизмом.
Для отечественной традиции период постмодернизма — время освоения достижений мировой культуры и, одновременно, опасений за недооценённость собственной. Глобализм, чьи идеи и репрезентирует искусство постмодернизма, конкурирует в общественном сознании со стремлением к самоидентичности, чувством уникальности национальной культуры. Признание неизбежности процессов единения мира, его сращения в клубке виртуальной информации, опротестовывается представлением о глобализации как «бесовском искушении» России дьявольскими силами прогресса — Запада (монография А. Панарина «Искушение глобализмом»).
Лит.: Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (1960-е — 1990-е годы XX века — начало XXI века). СПб., 2004; Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. Л., 1991; Гройс Б.Е. Утопия и обмен. М., 1993; Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М., 1998; Курицын В.Н. Русский литературный постмодернизм. М., 2000; Липовецкий М.Н. Паралогии. Трансформации (пост) модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. М., 2008; Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997; Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 2001; Тупицын В. Коммунальный (пост)модернизм: русское искусство второй половины XX века. М., 1999; Чупринин С.И. Жизнь по понятиям. Русская литература сегодня. М., 2007; Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. М., 2005.
Н.В. Ковтун

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.