ПИСЬМЕННОСТЬ

Найдено 1 определение
ПИСЬМЕННОСТЬ
система графических знаков, включающая в себя в качестве основной подсистемы систему иероглифов, алфавит (систему букв), систему знаков препинания (точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки, скобки, комбинация этих знаков) а также и дополнительные подсистемы-знаки для натурального ряда чисел, некоторые типичные математические понятия (минус, плюс, деление, умножение, проценты, более — менее, равно), т е математические символы распространенного употребления, а также символы валют (знак доллара, рубля, иены и т.д.) и некоторые другие в расширении (флаги или автомобильные символы стран, даже знаки мировых бирж). Элементом письменности может стать любой знак, имеющий символическую функцию и повторяющийся в графической коммуникации. Некоторые знаки устаревают и выходят из письменности, появляются новые. В целом система письма разрастается в режиме нон-стоп. История развития письменности начинается с предметного письма, примером чего является письмо царю Дарию в виде птицы, мыши, лягушки и стрелы как символов предполагаемых событий (если вы персы не улетите, закопаетесь, или не ускачете лягушками в болото — то будет то, что обозначено стрелой). Вариантом такого письма является вампум индейцев-ирокезов в виде нанизанных на веревку ракушек. Нечто подобное существовало и у древних перуанцев или монголов в виде узелкового письма (до сих пор мы порой завязываем узелок на носовом платке, хотя появление бумажных носовых платков ведет к угасанию этого обычая). Следующим типом является рисуночное письмо, которое в виде схемы или рисунка передавало информацию о событии, которое произошло или может произойти, а также является желательным (еще в XIX веке индейцы написали американскому президенту такое письмо с просьбой ловить рыбу в озерах). Такое «рисуночное письмо» широко используется и по сей день в рекламе, а также породило особый вид коммуникации — комиксы на Западе и в Японии. Пиктографическое и иероглифическое письмо — это письмо на базе схематического изображения предмета (часто пиктограммы используются в универмагах для обозначения отделов). Можно считать, что пиктограмма — это прообраз первичного иероглифа, который функционирует от пределов пиктограммы до предела фрагмента буквы. В последнем случае он полностью теряет свою схематическую изобразительность. Такая система широко использовалась в странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея, Бирма, Вьетнам до недавнего времени). Следующим этапом развития становится слоговое письмо, когда иероглиф обозначал целый слог, позже слог обозначала и буква. Древнейшими системами слогового письма были аккадская, шумерская, финикийская, древнеперсидская, древнеегипетская письменности. Элементы слогового письма сохраняются до сих пор, потому что многие буквы обозначают целый слог, например, буквы я, е, ё, ю в русском обозначают слоги, начинающиеся со звука йот. Вершиной письменности является буквенное письмо, когда буква соответствует фонеме и читается более или менее однообразно на всем пространстве функционирования языка, хотя пословица «Говорим Ливерпуль, читаем Манчестер» тоже имеет право на существование. Буквенное письмо наиболее функционально, потому что не зависит от содержательной стороны слова, т е. буквы способны отражать любое звучащее слово на письме, в том числе и достаточно точно: есть языки (сербско-хорватский), в которых письменная форма слова достаточно точно отражает его звучание. Однако это скорее является исключением из правила, в соответствии с которым звучание и написание слова не совпадают. Что касается английского языка, то традиционализм в написании ведет к формированию новой графической системы, когда написанное слово превращается в почти произвольный знак, мало связанный со звучанием этого слова. Данный процесс — совершенно новое в письменной коммуникации явление. На письменность в последнее время сильно влияет компьютерная технология, в результате в компьютерном письме широко используются прямые иероглифы — смайлики, что превращает систему современного компьютерного письма в комбинированную. Вероятно, такая специфика письма при помощи компьютеров будет расширяться.

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
449.39 кб

Славянская письменность сквозь призму анализа «Азбуки угро-русского и церковно-славянского чтения» А

А. И. Рего
Читать PDF
62.55 кб

Опыт использования вики-сайта для развития письменно-речевых умений студентов неязыковых специальнос

Харламенко Инна Владимировна
Статья посвящена внедрению вики-технологий в процесс обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей с целью развития письменно-речевых умений в связи с введением ФГОС ВПО третьего поколения.
Читать PDF
121.41 кб

К вопросу об обучении старшеклассников написанию продуктивных письменно-речевых высказываний на инос

Рябова О.Н.
В данной статье представлены возможные пути реализации новых подходов в образовании, в частности компетентностного, дается подробное описание компетентностей, а также характерные особенности эссе как вида продуктивной письменно-ре
Читать PDF
0.00 байт

К проблеме особенностей письменно-речевой деятельности учащихся с общим недоразвитием речи

Киселева Наталья Юрьевна
Письменно-речевая деятельность это сложное функциональное единство деятельности чтения и письма, которые взаимозависимы и взаимообусловлены.
Читать PDF
335.69 кб

Формирование опыта делового письменного общения будущих менеджеров в процессе обучения иностранному

Сафонова О. Ю.
Читать PDF
317.46 кб

Динамика орфографической нормы: прописная и строчная буквы в современной письменной речи

Дунёв Алексей Иванович
Читать PDF
775.59 кб

Дидактические и психолого-лингвистические факторы построения системы обучения письменной речи

Назарова Г. И.
Читать PDF
588.87 кб

МЕТОД СОВМЕСТНОГО НАПИСАНИЯ ЭССЕ И ИХ ВЗАИМНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВЫМ УМЕНИЯМ

Титова Светлана Владимировна, Харламенко Инна Владимировна
Статья посвящена вопросу формирования письменно-речевых умений на иностранном языке у студентов неязыкового вуза. Вики-технология, будучи инструментом веб 2.
Читать PDF
645.03 кб

Применение «Закона золотого сечения» на уроках изобразительного искусства и письменно-речевой деятел

Грахова Светлана Ивановна, Павлова Наиля Ахатовна
В статье рассмотрена возможность применения «закона золотого сечения» и понятий, связанных с ним, на уроках изобразительного искусства и письменно-речевой деятельности в младших классах общеобразовательной школы.
Читать PDF
414.65 кб

Экспериментальное внедрение модели организации формирующего и текущего контроля письменно-речевых ум

Титова Светлана Владимировна, Данилина Екатерина Константиновна
Изучены вопросы организации контроля и оценивания на базе мобильных приложений. Анализ научной литературы и нормативных документов указывает на актуальность данного вопроса для российского образования.
Читать PDF
0.00 байт

Психолого-методические предпосылки обучения русской письменной речи на материале деепричастий в тата

Евдокимова А. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности механизмов письменной речи у детей (теоретический аспект)

Айнетдинова И. Г., Трубникова Наталья Михайловна
Читать PDF
775.88 кб

Обучение младших школьников основам синтаксиса как условие формирования у них письменной речи

Языкова Г. В.
Читать PDF
190.37 кб

Разработка процедуры корректирующей поправки к результатам письменного тестированияя

Крыжановский Георгий Алексеевич, Купин Владимир Васильевич
Предлагается способ учета эффекта тривиального угадывания правильных ответов при проведении письменных объективных тестов путем применения разработанной на основе формулы Байеса корректирующей поправки к итоговым результатам.
Читать PDF
285.03 кб

Формирование культуры письменного речевого общения будущих педагогов

Егурнова Александра Александровна
В данной статье раскрывается актуальность проблемы формирования культуры письменного речевого общения на английском языке у будущих преподавателей.

Найдено книг по теме — 10

Похожие термины:

  • Праславянская письменность

    это первописьменность славян, возникшая не позднее V тысячелетия до Рождества Христова и которой пользовались славянские народы до азбуки Кирилла и Мефодия. Местом рождения считается Триполье, р
  • ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПИСЬМЕННОГО СООБЩЕНИЯ

    Модель порождения письменного сообщения на основе теории речевой деятельности. Включает три этапа: планирование письменного сообщения (этап замысла, плана), в ходе которого определяются цель и ад
  • НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

    подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен: расстройства письма и чтения. К Н. п. р. относят дислексию (алексию) – нарушения чтения и дисграфию (аграфию) – нарушения пис
  • День славянской письменности и культуры

    установленный православной церковью праздник в честь начала христианизации славянских народов посредством трудов братьев Кирилла и Мефодия. Для этого установлен единый день – 24 мая (но новому с